Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1 Естествознание в духовной культуре обще...docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
124.69 Кб
Скачать

6.2.Естествознание и философия.

На протяжении всей истории становления и развития, как философии, так и науки между ними существует тесная связь и взаимодействие.

В соотношении философии и естественнонаучного знания условно можно выделить три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений.

Первый период. Становление культуры античности было связано с преодолением мифологического сознания, которое уже не могло быть универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с новой практикой и выраставшими на её основе знаниями. Возникла потребность в системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой – базировалась бы на знании, а не на мифе. Возникшее первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией», наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками различных наук охватывало обобщенные размышления о мире и человеке, которые оформлялись в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Первичное знание заключало в себе одновременно науку и философию. Философия при этом осуществляла теоретический синтез всего наличного знания, создавала обобщенные картины действительности, в которых знания о природе выступали их необходимым элементом. Иными словами, все познание, в том числе и познание природы, развивалось под эгидой философии, включалось в неё. Недаром немецкий философ Л.Фейебрах считал, что «Философия — мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени, были философами».1

Второй период. Статус философии и науки, а также их отношения существенно меняются в Новое время в связи с формированием научного теоретического естествознания. Наука Нового времени, в лице становящегося естествознания, впервые образовала собственную систему познания, свои методы познания, утверждая тем самым свою самостоятельность по отношению к теологии и философии. Сами учёные в XVII-XVIII вв. и даже в начале XIX в. под философией понимали теоретические обобщения, содержащиеся в конкретных науках. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», книга К. Линнея по основам ботаники - «Философия ботаники», сочинение Ж.Б. Ламарка по биологии - « Философия зоологии», один из капитальных трудов П.С. Лапласа назывался «Опыт философии теории вероятностей».

Но уже Ньютон, хотя и назвал свою систему механики «Математические начала натуральной философии», тем не менее, выразил своё отношение к традиционной философии в известном афоризме «Физика, бойся метафизики!».

Интенсивный процесс становления естественных науки и их выделение из философии сопровождался борьбой против чисто умозрительного, спекулятивного способа философского познания, наиболее ярко представленного в идеалистической системе Г. В. Ф. Гегеля (1770–1831). Великий немецкий философ считал, что научное мышление, погруженное в конкретный материал и ограниченное рассудочным постижением конечного, должно быть восполнено познанием на уровне разума, то есть на уровне философии. Конкретные науки по отношению к философии, которая является «царицей наук», находятся в подчинённом положении. Такого рода позиция перестала быть приемлемой для естествоиспытателей, которые не считали нужным согласовывать свои выводы, с какой бы то ни было философией.

В ХIХ веке наука противопоставляет себя не только религиозному знанию, но и философии, что нашло отражение в возникновении позитивизма, решительно противопоставившего науку и философию. Его родоначальник, французский философ и социолог О. Конт, в работе «Курс позитивной философии» выделяет три периода в развитии разума: религиозный, философский и научный. Философия рассматривается как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Главный недостаток философии, по мнению позитивистов, в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда возникает позитивная наука, философия оказывается ненужной. В позитивизме был сформулирован вывод о том, что философия - это донаучное знание, имеющие какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки претензии философии на истину объявляются несостоятельными. Провозглашалось, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий.

Такая позиция импонировала учёным и в дальнейшем стала широко распространенной среди них.

Третий период начинается в ХХ веке и продолжается по настоящее время. К этому времени произошло окончательное формирование и отделение от философии конкретных естественнонаучных дисциплин. Многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными.

При этом взаимодействие философии и науки практически осуществляется между двумя тенденциями, которые получили название сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм1 (от лат. scientia наука), как система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре.

На разных уровнях общественного сознания сциентизм проявляется как своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые стоят перед человечеством.

М. Штенмарк в книге «Сциентизм. Наука, этика и религия»2 систематизировал основные положения сциентизма, к которым он относит:

  • единственным видом знания, которым мы можем обладать, является научное знание.

  • существуют только те вещи, которые может открыть наука.

  • только наука может ответить на наши моральные вопросы и объяснить, а также заменить традиционную этику.

  • только наука может ответить на вопросы нашего бытия и объяснить, а также заменить традиционную религию.

Наиболее ярко сциентистские воззрения выражены в работах таких учёных, как английских логиков, математиков и философов Б.Рассела и А. Уайтхеда, биологов Э.О. Уилсона, Р. Докинза и Ф. Крика.

В рамках сциентизма философия противопоставляется науке, как фактор, мешающий научному развитию.

В чем же причина отторжения многими физиками философии?

Например, в переведенной недавно на русский язык книге нобелевского лауреата С. Вайнберга «Мечты об окончательной теории» глава VII озаглавлена «Против философии».

Эпиграфом к этой главе Вайнберг поставил рубайю Омара Хаяма:

И я когда-то к магам и святым

Ходил, познанья жаждою томим,

Я им внимал; но уходил всегда

Чрез ту же дверь, как и являлся к ним.

В этой главе он пишет, что излагает не только свои взгляды, но и взгляды многих работающих ученых, которые не видят в профессиональной философии никакой пользы, более того, ему не известен, ни один ученый, сделавший заметный вклад в развитие физики в послевоенный период, работе которого существенно помогли бы труды философов. По сравнению с «непостижимой эффективностью» математики философия характеризуется «непостижимой неэффективностью»: «Даже если в прошлом философские доктрины и оказывали какое-то полезное воздействие на ученых, влияние этих доктрин затягивалось на слишком долгое время, принося, в конце концов, тем больше проблем, чем дольше эти доктрины оставались в употреблении».1 Вайнберг аргументировано излагает свою позицию, имея в виду под философией прежде всего философию позитивизма.

Сами представители позитивистской философии стремились реорганизовать философию, свести её к анализу языка науки, превратить в одну из специальных наук.

По этому поводу русский философ Н.А.Бердяев в своей работе «Смысл творчества» иронично заметил, что мечта новой философии - стать научной или наукообразной. В этом отношении философия вечно завидует науке, а наука является предметом вечного вожделения философов.1 По мнению Рассела и Уайтхеда, главная функция философии состоит в толковании естественных наук, а логика является основным компонентом научного исследования.2

Философское познание как ценностно-ориентированное познание отвергается, поскольку ценность не имеет отношения к истине или лжи. В рамках сциентизма отвергается также ценность религиозного и морального сознания.

Как ответная реакция на сциентизм, возникает антисциентизм,

Идеи антисциентизма развивались в учениях таких философов как М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Т.Адорно, Н.Бердяев. В их произведениях сконцентрированы все те аргументы против науки, которые существовали в истории человеческой культуры.

Антисциентизм отрицает ценность науки, прежде всего как особого элемента культуры, рассматривая ее в качестве дегуманизирующего фактора. Сторонники антисциентизма исходит из положения об ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в своих крайних формах оценивает науку как силу, враждебную подлинной сущности человека.

В отношении внутренних проблем науки антисциентисты считают, что наука не способна доказать свои базисные утверждения, следовательно её мировоззренческие выводы логически некорректны.

Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.

Все яснее сознается, что ни философия не может предписывать естественным наукам свои представления о том, как должна быть устроена природа, ни естественные науки не могут выдавать свою картину мира в качестве единственной и общезначимой. В отношении естественных наук и философии действует принцип дополнительности: теоретическую картину мира философия должна строить, не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

И хотя С.Вайнберг утверждает, что не знает крупных учёных, которые бы в своём научном творчестве нуждались в философии, изучение трудов крупнейших учёных свидетельствует об обратном. Теснейшая взаимосвязь философии и естествознания была осознана физиками-теоретиками ХХ века, такими как В.Гейзеберг, Н.Бор, А.Эйнштейн, Э.Шрёдингер и др.

В своей книге «Физика и философия»1 выдающейся физик, один из создателей квантовой механики и общей теории поля, лауреат Нобелевской премии В. Гейзенберг рассматривает взаимосвязь физических и философских идей в их историческом развитии.

Не будем пересказывать содержание книги Гейзенберга, её нужно читать, обратим внимание только на название некоторых глав, в которых физик рассматривает взаимосвязь естественнонаучных и философских идей, связывая концептуальные идеи физики ХХ века с философскими идеями. Названия глав этой работы показывают, что В.Гейзенберг рассматривал философские основания физики: