Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Программа - ВПкитая (От Корсуна).doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
274.43 Кб
Скачать

Тема 14. Китай и глобальные проблемы войны и мира, разоружения и безопасности

Трансформация точки зрения и поворот к реализму китайского руководства на проблемы предотвращения войны, разоружения и укрепления международной безопасности за годы существования КНР, концепция «мира и развития» и место Китая в глобальном «многополюсном соперничестве» по схеме «Восток-Запад; Юг-Север» в построениях китайских политологов. Борьба КНР против «империализма, гегемонизма, политики с позиции силы» и оценка современного военного потенциала (с учетом поставок из России) и «комплексной государственной мощи» Китая. Сохраняющиеся в Азии «горячие точки» и роль, отводимая ООН, международному сообществу, двусторонним контактам и ракетно-ядерному компоненту в «активной оборонительной стратегии» КНР. Китай и мировой рынок оружия. Пекин перед лицом угроз «второго поколения»: национальный сепаратизм, религиозный экстремизм, международный терроризм, контрабанда наркотиков и оружия в «евразийских Балканах».

«Мирный подъем Китая» и идея обеспечения «мирного окружения» за счет «мер доверия». «Белые книги» по вопросам национальной обороны и отношение Пекина к созданию механизма региональной безопасности в АТР. Расширение НАТО на Восток, «Партнерство во имя мира», усиление американо-японского альянса и опасения в Пекине относительно «геополитических клещей». Противодействие КНР превращению США в «мирового жандарма» и роль, отводимая ШОС, «БРИК» и др. структурам. Отклики китайской политологии на подписание и ратификацию российско-американского договора СНВ-2, программу «национальной ПРО» и «ПРО ТВД» США и перспективы глобального ядерного разоружения. Присоединение КНР к Договору о нераспространении ядерного оружия (1992) и подписание ею Конвенций о запрещении химического и биологического оружия. Пекин и ДВЗЯИ. События на Балканах, в Ираке, в Афганистане, «новые криптоядерные государства» и реакция КНР. Пекин и «большая восьмерка». Стремительный рост военного бюджета КНР и реакция мирового сообщества.

Тема 15. Китай и развивающиеся страны: переоценка ценностей

«Третий мир» вне теории «трех миров» после «холодной войны». Судьбы «Движения неприсоединения» и отношение к нему Пекина в условиях прекращения противостояния по линии «Запад – Восток». Переоценка роли развивающихся стран, как «естественного союзника» и «резерва» КНР в борьбе против империализма, колониализма и гегемонизма. Неоднородность «третьего мира» и проблематичность перспектив сотрудничества стран, объединенных «общностью судеб, задач и проблем» по схеме «Юг – Юг». Пропагандистские декларации Пекина в духе «золотого миллиарда» и «общности судеб развивающихся стран» и прагматизм в стремлении защитить свой рынок, уменьшить технологический разрыв с индустриально развитыми государствами и «прорваться с Юга на Север». Резкое сокращение объема и изменение структуры помощи КНР развивающимся странам, снижение значимости политико-идеологических аспектов сотрудничества после «холодной войны».

Принципы взаимоотношений КНР со странами «третьего мира»: «равенство и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела друг друга, упор на практические результаты, многообразие форм, достижение всеобщего процветания, консультации и сотрудничество в международных делах». Лозунг «коллективной опоры на собственные силы», «друзья в любую погоду» и выкачивание Китаем из развивающихся стран валюты, ценных видов сырья, энергоресурсов, ссудного капитала, техники и технологии. Уклонение от лидерства и использование Пекином политической значимости «средних и малых стран» для поддержки своей позиции по конкретным проблемам международных отношений. Общность подходов к вопросу о правах человека – база взаимопонимания и солидарности. Удачи КНР в борьбе за окончательное устранение политического и дипломатического присутствия в Азии, Африке и Латинской Америке тайваньского режима. Создание механизма китайско-африканских форумов (2000) и очередное «наступление» КНР на Африку. «Прорыв» в Латинской Америке.