Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Малые войны первой половины XX века. Балканы.rtf
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.92 Mб
Скачать

Часть XVI корпуса уже была на позиции и усиливала перемешивание частей.

II-й корпус у Кавакли и подходящий от Бунар-Гисара XVI-й составляли армейский резерв.

По словам донесения Махмуд-Мухтара-паши, в общем около четверти сил было в боевой части, около трех четвертей в резерве (корпусном и армейском).

Разъезды донесли о занятии турками Ески-Полос, Петра и Раклица. [159]

8-го вечером ген. Дмитриев отдал распоряжение продолжать движение с утра 9-го, и в случае неготовности турок движение трех дивизий приводило к ускоренной атаке Лозенграда прямо с марша.

Во II армии к 9-му произошло соприкосновение с линией фортов Адрианопольской крепости с северного и западного фронта. У д. Гечкенли турецкий авангард, введя в дело сильную артиллерию, пытался задержать наступление. После упорного боя турки были отброшены, потеряв 10 орудий.

1-я армия к этому времени лишь подтягивалась на линию II и III-й.

Родопский отряд занял Довлен.

Эти маневры 5–9-го октября болгарской армии в результате привели:

IV корпус турецкой армии отступил от диспозиции Абдуллах-паши 7 октября и должен был войти в Адрианополь для защиты крепости, притянув и часть редифов (Адрианопольскую дивизию). Между I и IV корпусом оказался значительный прорыв, за которым стояла армейская конница. Лозенградская группа (главные силы Восточной армии) разъединялась с IV корпусом.

Правый фланг II-й болгарской армии разъединил Адрианопольский гарнизон и отряд Явер-паши, действовавший в долине Арды. Родопский отряд обеспечил тыл.

Дальнейшее движение I-й армии разъединило окончательно Адрианополь от непосредственной связи с полевой армией.

Турецкий командующий армией, имея значительную конницу, держал ее в тылу, разведки совершенно не производилось, и все действия болгар для турок носили характер неожиданности.

С турецкой стороны за эти дни ограничились морской демонстрацией: турецкая эскадра подходила к Варне и обстреливала болгарский берег. На операции болгарской армии эта демонстрация никакого влияния не оказала. [160]

Лозенградская операция

9 октября III-я армия двигается: правофланговая 1-я дивизия на Кереметли-Ески Полос, 5-я на Ереклер-Альмичиек, 4-я дивизия эшелонирована за 1-й за неимением дорог. Подход к полю сражения производился болгарами побригадно.

Указанная линия деревень была занята передовыми частями турок III и I корпусов.

Столкновение произошло утром в 5-й дивизии. Авангард бригады, двигавшейся на Ереклер, был остановлен унтер-офицерским полком, занимавшим эту деревню и прилегающие высоты. Завязалась перестрелка. Авангард был подкреплен остальными ротами Искрского полка, и полк быстро выбил турок из Ереклера. Искрский полк оттеснил турок почти к Лозенграду.

Левофланговая бригада задержана была распутицей и участия в бою не приняла.

Правофланговая 1-я дивизия левой бригадой только к вечеру установила соприкосновение с противником у д. Ески-Полос.

Решительной атаки недоступной здесь по природе позиции не произошло.

1-я же бригада энергично атаковала I-й корп. турок у Гечкенлия-Селиолу.

Атаку 1-й дивизии яркими красками рисует приказ по дивизии от 9 ноября, отданный в воспоминание об этом бое.

ПРИКАЗ

«Сегодня, 9-го ноября, ровно месяц со дня славного боя при с. Гечкенлия и Селиолу, где молодцы тырновцы и софийцы с бешеной решительностью, с неслыханным напором, стремительностью, превосходящей вероятность, впервые померились силами [162] с вековым врагом, разбили его и гнали десятки верст.

Части Первой бригады еще при первом неприятельском выстреле двинулись смело вперед с полной решимостью настигнуть и уничтожить врага окончательно.

Молодцы артиллеристы 4-го артиллерийского Его Высочества полка, верные долгу, быстро заняли позицию и искусно направленным огнем начали обсыпать градом шрапнелей неприятельскую артиллерию.

Пехота, развернувшись из походного порядка, бегом понеслась, как вихрь, неудержимо и безостановочно на штурм неприятеля. Воспламененные боевым порывом софийцы и тырновцы не имели времени для стрельбы: они ринулись вперед с громогласным, подхваченным всеми «ура» — этим мощным и главным средством против густых турецких масс, развертывавшихся южнее. Артиллерия могущественно покровительствовала их неудержимому напору.

Все поле охватил настоящий ураган. Начался единственный в истории по своей стремительности встречный бой.

Остановившись у с. Еджалия, я взирал поле этой бешеной и всесокрушительной атаки, которая беспрепятственно рвалась впереди меня и распространялась на юг, увлекая все вперед и вперед наших юнаков. Бой начался в 2 1/2 часа дня, а уж в 3 1/2 часа турецкие батареи были принуждены отступить на вторые позиции. Турецкие пехотные линии были совершенно оттиснуты к «могилам» у с. Гечкенлия, а по шоссе Киркилиссе — Адрианополь чернелись другие массы турок, старавшихся пробиться к Адрианополю. Наша артиллерия переносила огонь свой на тех, а наша неудержимая пехота под градом шрапнелей напирала вновь, ревела «ура» и все приближалась к «могилам». Турки [163] разбились. Массы их, которые пробивались к Адрианополю, принуждены были повернуть к югу; турецкие батареи от нашего огня замолкают; пехота стремительно летит к «могилам»; везде раздается «ура», победное, всесокрушающее!

Пал молодец Пошев — этот чудный рыцарь и примерный товарищ; пал героем Ночев, в момент, когда уже вскочил на взятое им неприятельское орудие; пал и Гужгулов, который с обнаженной саблей налетел со своею ротой «на нож» у могил, и один за другим падают поручик Атаносов, подпоручики: Стоев, Момчиев, Тинтерев, Спиридонов, Иванов, Златарев, Живодеров, Тотев.

Падает сотня убитых, сотни раненых покрывают землю, но «ура» продолжается...

Турецкие батареи взяты, неприятельская пехота в беспорядке бежит на высоты южнее с. Гечкенлия. Наступает ночь, когда не только преследование, но и бой закончены; после продолжительной перестрелки около деревни Гечкеналия наши снова атакуют турок и поражают их. Неприятель окончательно разбит и обращен в полное бегство на юг!

В этот славный для дивизии день две Цареградские дивизии, которые слывут отборными среди турецких войск, в течение 3 часов сокрушены двумя полками тырновцев и софийцев, отдают свои батареи и позорно бегут.

Поэтому бешеная атака при Гечкенлии не только разрушила план турок, обороняя Лозенград только одной дивизией, указанными двумя выйти между Лозенградом и Одрином для действий против флангов наших войск у этих пунктов, но еще и нанесла окончательное поражение этим хваленым войскам и внушила каждому турецкому солдату ужас перед болгарским оружием. Какая громадная паника господствовала в рядах турок и как бежали турки после гечкенлийского боя, свидетельствует [164] поле на юг от Гечкенли и Гердели и к Енидже, покрытое орудиями, передками, патронами, гранатами, ружьями, палатками и т.д. Однако достигнутый успех этим не ограничился. Признано теперь всеми, что поражением этих 2 турецких дивизий 1-й бригадой вверенной мне дивизии левый фланг и тыл турецких войск при Лозенграде был открыт — обстоятельство, которое повлияло на падение этого укрепленного пункта.

Поклон глубокий от меня вам, доблестные офицеры и молодцы юнаки тырновцы, софийцы и артиллеристы.

Слава и честь вашему патриотизму и геройской самоотверженности в бою в этот день!

Мое искреннее братское поздравление и сорадость за честь, которую вы добыли себе, чтобы вписать в историю дивизии такую славную страницу бурного и неслыханного до сих пор встречного боя.

И вам, наши незабвенные товарищи, жертвы этого вихря борьбы, вам, бесстрашные сыны Болгарии, павшим с порывом в груди, с «ура» на устах, в стремительном полете по полю, у неприятельских орудий, на склонах и у «могил» Еджали и Гечкенли, земля да будет пухом — вечная память! Недалек тот день, когда ваш подвиг, рассказанный в истории и воспетый поэтом, наполнит гордостью болгарские сердца и на веки вечные будет самым дорогим воспоминанием грядущих поколений.

Гечкешшйские могилы, которые останутся свидетелями этих боев и после тысячи лет, покроются в скором времени памятниками, которые возвестят на вечные времена о вашем боевом порыве и ничем неудержимом напоре на врага в этот день!

Приказ этот прочесть во всех ротах, батареях и командах дивизии, а также сообщить его раненым в Софии.

Начальник дивизии генерал Тогиев». [165]

Левофланговая обходная колонна 5-й дивизии должна была двигаться по особенно трудной дороге. Турецких охраняющих частей на ее пути совершенно не было, и 9-го октября соприкосновения здесь не произошло. Для турок этот обход 9-го числа был совершенно не обнаружен. Появление болгарской армии, которую никак не ожидали в это время, своей внезапностью как громом поразило турецкую главную квартиру и спутало все расчеты.

9-го октября Абдуллах-паша прибыл в Кавакли и внес изменения в диспозицию 7-го октября.

Казалось бы, в такой неясной обстановке должна помочь кавалерия. Однако ее не выдвинули на разведку и 9-го. На правом фланге не было ни разведки, ни наблюдения, перед фронтом ни одного разъезда. Конный отряд Абдуллах-паши лишь подвинул на линию Лозенград — Адрианополь, IV-й корпус остался в Адрианополе ввиду необходимости оборонять крепость от II-й болгарской армии. Вместо него подтягивался от Бунар-Гиссара XVI корпус, и часть его уже вошла в боевую часть армии у Лозенграда.

К вечеру 9-го приказано усилить передовые части на линии Лозенград (правый фланг находился севернее города в направлении на Ереклер) — Ески — Полас — Кереметли — Селиола.

Положение утром 10 октября.

За ночь турки усилили свою боевую часть у этих пунктов. К утру 10 октября турецкое положение было такое: