Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗОЛОТОРЕВСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
843.26 Кб
Скачать

Заключение

Материалы, собранные на Золотаревском поселении как на поверхности, так и в результате археологических раскопок, письменные источники о народах, проживающих в этом регионе, результаты естественнонаучных анализов позволяют сделать вывод о большой значимости поселения в эпоху средневековья и его важности для реконструкции истории страны в наше время.

Следы городецкой культуры выявлены на территории Золотаревского городища в виде лепной керамики с рогожным орнаментом. Она встречена в основном в переотложенных слоях, в связи с интенсивными перекопами более поздних поселений. Единственное место, где сохранился городецкой слой, – это тонкая полоска песка с рогожной керамикой под первым поперечным валом. Здесь же сохранились следы частокола, вбитого в грунт. Малая толщина культурного слоя, небольшое количество фрагментов керамики являются свидетельством недолговременности поселения этого периода. По времени его можно отнести к первым векам н.э. по аналогии с ближайшим памятником городецкой культуры – Ахунским 1 городищем (Полесских, 1970. С. 113).

Как и городецкий, слой, связываемый с мордовской культурой, исследован в переотложенном состоянии. Тем не менее, выделяется целый комплекс вещей VIII-X веков, обнаруженных на городище и селищах. Большинство вещей можно отнести к мордовской культуре, следы которой, в виде поселений и могильников, были широко представлены в это время в Верхнем Посурье. Среди наиболее характерных предметов можно выделить глиняную лепную посуду (горшки, банки, сковороды) и украшения. В первую очередь, это клад шамана, где местные мордовские украшения соседствуют с прикамскими, клад проволочных браслетов. Много деталей шумящих украшений (звездчатые, лапчатые, бутыльчатые, коньковые подвески), есть бубенчики, пронизки, браслеты, детали поясной гарнитуры. Очень мало традиционных для этого времени сюлгам с «усами». Но есть очень крупные сюлгамы, встреченные только на Золотаревском поселении.

Широко представлены бытовые изделия и инструменты: топоры, тесла, ножи, рыболовные крючки, а также детали конской сбруи. К особенностям материальной культуры Золотаревского поселения можно отнести отсутствие на нем втульчатых топоров-кельтов, характерных для мордвы.

С этим же временем связана большая группа наконечников стрел, что может быть объяснено лишь военным конфликтом. Очевидно, в X веке мордовское население оказало сопротивление пришлым племенам, но было покорено, после чего происходит резкая смена материальной культуры поселения.

К этому же времени относится и группа вещей, характерных для других культур (салтово-маяцкой, турбаслинской, тюхтятской и культур Прикамья) и встречающихся, как правило, в малых количествах, что свидетельствует о контактах с окружающими племенами и территориями. Это в основном украшения: подвески (кувшинчик, когтевидные, щитовидная), фигурные пряжки, поясные накладки. Правда, многие из них, вероятнее всего, изготавливались на месте по привозным образцам. Какие-либо сооружения, связанные с мордовским периодом, выявить не удалось.

В истории Золотаревского поселения этот период можно считать основным. Об этом свидетельствует как мощность культурного слоя, достигающего 40-50 см, так и большое число остатков материальной культуры, составляющих практически 90% находок из всех слоев. В то же время среди материалов X-XIII веков выделяется большая группа вещей, характерных для конца XII – начала XIII века. Это позволяет проследить динамику развития материальной культуры и выделить хронологические группы.

В начале II тысячелетия н.э. на смену отдельным вещам и лепной посуде пришли массовые ремесленные изделия и круговая посуда. В связи с этим при характеристике материала приходится выделять отдельные направления.

Самая массовая и наиболее яркая категория находок относится к гончарной посуде. Для нее характерны разнообразные формы (кувшины, кружки, горшки, миски, корчаги) и яркая расцветка, преимущественно коричнево-красных тонов. Поверхность часто покрывалась красной обмазкой и лощилась. Верхняя часть посуды часто покрывалась орнаментом в виде многорядной волны, линий, гребенки и различных фигур. На дне трех сосудов встречены тамги-клейма. К особенностям поселения можно отнести преобладание крупной тарной посуды. В сочетании с большим количеством зерна это свидетельствует об активной хозяйственной деятельности.

Это подтверждается и большим количеством и разнообразием сельскохозяйственных орудий труда. Встречаются детали тяжелого плуга (лемехи и чересла), множество серпов и кос, на которых иногда обнаруживается такая особенность, как долы. О высокой роли этих орудий в материальной культуре поселения свидетельствует тот факт, что встречено несколько кладов с серпами и лемехами. Такое же отношение к ним характерно для булгарских поселений, как и наличие множества предметов, связанных с промыслами: рыболовные крючки, охотничьи стрелы, гарпуны.

Основная масса вещей представлена железными орудиями труда и разнообразными изделиями. Среди них преобладают инструменты, связанные с обработкой дерева (топоры, тесла, резцы, долота и т. д.) и металла (наковальни, матрицы, молотки и т. п.). Большинство из них находит аналогии в материальной культуре Волжской Булгарии и Древней Руси. В то же время встречаются и довольно редкие и оригинальные инструменты. При сравнении с другими средневековыми поселениями Восточной Европы Золотаревское поселение резко выделяется по количеству и разнообразию орудий труда, что позволяет отнести этот памятник к крупнейшим центрам ремесленного производства. Об этом же говорит и большое разнообразие изделий: замки с ключами, ножи, ножницы, кресала, скобы, котлы и т. п. Особенно интересны в этом плане находки кладов с полуфабрикатами серебряных украшений и с орудиями труда. В целом все это разнообразие можно связывать с материальной культурой Волжской Булгарии. Об этом же свидетельствует комплекс платежных знаков и торговых инструментов, а также ювелирные изделия, как собственно булгарские, так и местные подражания.

В то же время в материальной культуре Золотаревского поселения выделяется целый пласт изделий и прежде всего деталей конской сбруи, характерных для аскизской культуры Южной Сибири. Среди них выделяются как собственно аскизские изделия, так и усовершенствованные (в частности, использование золотого покрытия вместо серебряного) местные подражания. Вообще мода на аскизские украшения широко распространилась в Восточной Европе в XII-XIII веках, но изделий с золотым покрытием не так много. В этом плане Золотаревское поселение можно смело относить к центру по производству подобных украшений и проследить по ним связи с другими территориями. Это прежде всего русские поселения на Дону и булгарские на Волге.

Сибирские корни прослеживаются и в такой большой группе вещей, как наконечники стрел. Примерно третья часть из них связана с монгольским нашествием, но встречаются сибирские наконечники и более раннего времени. Более того, в производстве местных наконечников стрел прослеживаются восточные традиции, особенно в группе долотовидных наконечников. Отличительной чертой можно назвать и большое количество деталей сабельного оружия, в том числе и целые сабли, на одной из которых имеется с одной стороны два дола, а также многогранную булаву. К типично сибирским древностям относятся пальмы, которые в Восточной Европе встречаются крайне редко.

Большим разнообразием отличаются украшения Золотаревского поселения. Среди них выделяется большая группа изделий местного производства. Это украшения из сплава свинца и олова, меди или низкопробного серебра. Эти изделия в малом количестве встречаются прежде всего на памятниках мордвы в Примокшанье и на р. Теше. Большую группу украшений составляют сюлгамы, шумящие украшения и браслеты, характерные для мордвы. Есть собственно булгарские изделия. Это, как правило, высокохудожественные произведения со сканью и зернью. Есть предметы половецкие, иранские, скандинавские и другие.

Особенно интересную группу представляют древнерусские украшения, такие как накладка в виде львиной головы, крест-квадрифолия, медальоны бармы и т. п. Часть из них вообще уникальна, а некоторые требуют пересмотра датировок. Так, накладка в виде львиной маски и крестовидная накладка вполне могли быть связаны с княжеским двором г. Владимира, а крест-мощевик – не только редкая, но и самая ранняя находка из всех известных, как и перстни со свастикой.

Большинство древнерусских предметов вряд ли могли быть предметом купли-продажи, особенно культовые, но есть и свидетельства активных торговых контактов, такие как фрагменты киевских и новгородских серебряных гривен. Большинство же элементов торговли связано с булгарской денежно-весовой системой.

Таким образом, материальная культура Золотаревского поселения представлена широчайшей палитрой изделий как местного производства, так и привозных. Ярко прослеживается их взаимопроникновение и влияние. Перед нами симбиоз различных культур поселения, на территории которого в начале XIII века произошло сражение, положившее конец их дальнейшему развитию.

Исследование культурного слоя Золотаревского городища позволило четко выделить существование трех слоев материальной культуры. Самый мощный слой представлен такими материалами XI-XIII веков, как коричнево-красная гончарная керамика, ремесленные изделия, клады и строительные объекты. Ниже иногда прослеживается мордовский слой VIII-X веков, оставшийся здесь от городища и также насыщенный разнообразным инвентарем, но в меньшем количестве. И уж совсем плохо сохранился городецкий слой, от которого осталась керамика, перемешанная с поздними материалами. Слой фактически сохранился лишь под средневековым валом, где были обнаружены еще и следы частокола, защищавшего поселение в начале I тысячелетия н.э.

На рубеже X-XI веков новое население вновь возводит валы со рвами. Но особенно активное строительство укреплений развернулось в начале XIII века. Были сооружены боковые валы, а с напольной стороны сделана дополнительная полоса препятствий в виде ловчих ям. Подобные укрепления резко выделяют Золотаревское городище среди других памятников Восточной Европы. Но они не спасли поселение от монголо-татарского нашествия, и в начале XIII века оно прекращает свое существование, о чем свидетельствует слой пожарищ, останки убитых людей, клады и многочисленные наконечники стрел монгольского типа. Опираясь на письменные источники и политические события этого времени, можно отнести штурм и гибель поселения к 1237 году. На месте битвы остались многочисленные остатки вооружения и доспехов, деталей конского снаряжения и украшений, то есть все то, что не смогли собрать после боя. Но даже эти материалы позволяют предположить, что в сражении участвовали воины разных племен и народов: монголы, булгары, буртасы, половцы, мордва, русские, аскизы. Что касается последних, то они, очевидно, составляли костяк воинов – защитников крепости. Большинство аскизов были всадниками и помимо обороны крепости участвовали в конных сражениях, а в предыдущие времена они обеспечивали охрану крепости и торговых путей. Особенно активно функционировал путь из Булгара в Киев. На своем пути торговые караваны вынуждены были преодолевать многочисленные препятствия, среди которых выделяются переправы через крупные реки. Именно такую переправу через Суру и контролировало Золотаревское поселение.

Собранные на поселении материалы убедительно свидетельствуют о том, что здесь пересекались пути из Южной Сибири, Средней Азии, Кавказа, Древней Руси и Волжской Булгарии. Вслед за торговцами сюда переселялись ремесленники и воины из этих стран и территорий. Не случайно здесь обнаружены уникальные изделия русских, булгарских, китайских, иранских мастеров, среди которых встречаются изделия как бытового, так и культового назначения.

Необычайно ярко на поселении проявился аскизский элемент, следы существования которого изредка встречались на средневековых памятниках Руси и Булгарии. Обнаруженный на поселении богатейший комплекс предметов аскизского типа позволил по-новому взглянуть на роль аскизов в истории Восточной Европы. Выяснилось, что аскизское влияние было настолько велико, что, помимо присутствия собственно аскизских вещей, на территории Волжской Булгарии с XI-XII веков началось массовое производство изделий аскизского облика. Наиболее же яркий комплекс аскизских вещей представлен на Золотаревском поселении. Единственное, чем они отличались от своих сородичей с Алтая, – это использование золота вместо серебра для украшения своих изделий, что вполне объяснимо уровнем их доходов.

Но не только своими воинами Золотаревское поселение выделяется среди других памятников региона. Здесь были сосредоточены и высококвалифицированные ремесленники, которые снабжали своей продукцией все Волго-Донье. Их украшения встречаются в мордовских могильниках на Мокше, булгарских городах на Волге, русских поселениях на Дону и Оке. Они наладили массовое производство украшений булгарского типа, но из более дешевого серебра, которое разбавляли оловом и свинцом. В то же время они изобретали и свои изделия, будь то наконечники стрел или ювелирные молотки и т. д. Не меньших успехов добились и местные крестьяне, которые использовали передовые достижения сельского хозяйства, например такие, как тяжелый колесный плуг, и получали обильные урожаи пшеницы, проса и ржи. Обугленными зернами этих злаков буквально завалена вся поверхность поселения, особенно городища.

Располагаясь на пересечении торговых путей, имея высокоразвитое сельское хозяйство, широкую ремесленную базу, сильную военную дружину, Золотаревское поселение, несомненно, играло важную роль в жизни средневековой Европы. По меркам Древней Руси – это был крупный европейский город. На городище, очевидно, жил крупный феодал, который контролировал порядок как на самом поселении, так и во всей округе. Получаемые им доходы от местного производства и торговых операций, позволяли обеспечивать безопасность как своей территории, так и торговых караванов от Волги до Днепра, а возможно и дальше. Не побоялся он оказать сопротивление и отрядам монголо-татар, что закончилось полным разгромом Золотаревского поселения.

Таким образом, материалы Золотаревского поселения позволяют по-новому взглянуть на многие проблемы археологии и истории региона, уточнить хронологию и типологию средневековых памятников, а также раскрывают картину штурма монголами поселения в 1237 году. Оставшиеся после штурма материалы являются ярким хронологическим срезом средневековой истории Восточной Европы, что позволяет отнести Золотаревское поселение к разряду выдающихся памятников.