Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч5 гл3 (ВВ Пак)_14 стр.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
150.02 Кб
Скачать

4. Ликвидация Японией суверенитета Кореи

1) Проникновение Японии в Корею и русско-японская война (1904-1905 гг.)

Хотя реформы эры Кванму императора Коджона не были преобразованиями в духе западноевропейской демократии, экономическая политика поощрения промышленного развития (сиксан хынъоп), укрепление обороноспособности страны и политика соблюдения баланса сил великих держав дали определенные результаты. Дворцовое ведомство (Куннэбу) непосредственно ведало рудниками, железными дорогами, производством женьшеня и мясными лавками, стараясь не допускать передачу концессий на них иностранным державам.

Однако, учитывая сильное давление со стороны великих держав и трудности самостоятельного развития всех отраслей промышленности, правительство было вынуждено передать России, США, Англии, Японии и др. в одинаковом объеме различные концессии на строительство железных дорог, разработку рудников, лесов, рыбные угодья и т.д. на условиях получения части прибылей.

России главным образом были переданы права на эксплуатацию рудников, лесов и рыболовных угодий в зонах рек Туманган, Амноккан и побережья Восточного (Японского) моря; США – право на разработку золотых и серебряных рудников в Унсане (в 1899 г.) и на эксплуатацию Сеульской трамвайной линии (совместный американо-корейский проект); Англии – концессии на золотые и серебряные рудники в Ынсане; Германии – права на разработку золотых рудников в Танхёне провинции Канвон.

Из всех великих держав Япония получила наибольшее число концессий, угрожая вводом своих войск. Японии удалось заполучить все важнейшие железнодорожные магистрали, пересекающие полуостров с севера на юг путем получения прав на прокладку линий Сеул-Пусан и Сеул-Инчхон. В ходе работ по строительству этих дорог многие крестьяне сгонялись с насиженных мест, огромный ущерб был нанесен и насильственной мобилизацией на строительные работы. В этом кроется важная причина роста новой волны крестьянского антияпонского движения Ыйбён.

Япония приобрела не только железные дороги, но и право добычи золота в нескольких районах и рыбной ловли по всей стране. Во внешней торговле Кореи доля Японии составляла 90% в экспорте и 60-70% в импорте. Из Японии в основном ввозились товары из грубой хлопчатобумажной ткани, а вывозились такие продукты питания, как рис и бобы. Япония также учредила банки в Сеуле и в зонах открытых портов, активно поглощала финансовый рынок Кореи и насильно вводила в стране обращение бумажных банкнот «Первого банка» («Чеиль ынхэн»), которые не имели обращения в самой Японии.

Вдобавок к внутренним противоречиям в корейской деревне экономическое проникновение Японии сделало еще более тяжелым положение крестьян, рыбаков, портовых рабочих и мелких торговцев. Поэтому на территории провинции Чолла, как бы в продолжение крестьянской войны Тонхак, снова поднялось сопротивление беднейшего крестьянства.

Это было т.н. движение Ёнхактан 1898-1899 гг. В провинциях Чхунчхон, Кёнги и Кёнсан бродячие торговцы, безработные, беднейшие крестьяне, рабочие и нищие создали организацию «Хвальбиндан» («Партию помощи беднякам», существовала в 1900-05 гг.), которая в знак протеста против иностранного экономического проникновения, устраивала нападения на японских купцов и богачей. Название «Хвальбиндан», заимствованное из повести о Хон Гильдоне, подразумевало, что они являются разбойниками, добивающимися справедливости.

Создание «Хвангук хёпхве» («Имперского общества») странствующих торговцев-побусанов, число которых доходило до нескольких тысяч человек, и «Хвангук чунан чхонсанхве» («Имперского центрального торгового общества») силами торговых фирм (сиджон) Сеула было направлено на борьбу против экономического проникновения японских купцов и сохранение традиционных прав местных торговцев.

Для обеспечения монопольного господства в Корее Япония направила все усилия, чтобы помешать проникновению на корейский рынок своего наиболее сильного конкурента – России.

Вслед за подписанием меморандума Вебера-Комура в мае 1896 г., Япония подписала с Россией июньский протокол 1896 г. и апрельское соглашение 1898 г., которые явно ограничивали Россию в действиях в Корее, заключила в январе 1902 г. союз с Англией и получила от последней признание своих особых прав и интересов в Корее.

После совместного с Цинами подавления восстания ихэтуаней в Китае в 1900 г. Англия для сдерживания России, планировавшей занять Маньчжурию, обеспечила себе право господства в Китае взамен на признание монопольного положения Японии в Корее.

Япония, позиции которой укрепились после подписания англо-японского договора о Союзе, замыслила силой подорвать влияние России в Корее. Прежде всего, она организовала дипломатические переговоры, чтобы потребовать от России признания своего права вмешательства во внутренние дела Кореи и экономического проникновения в Маньчжурию. В ответ на это Россия предложила не использовать Корейский полуостров в военных целях и сделать территорию Кореи севернее 39 параллели нейтральной зоной. Кроме того, Россия была также озабочена тем, что японская железнодорожная линия Сеул-Пусан будет использоваться в военных целях.

Потерпев неудачу на переговорах, Япония прямо приступила к военным действиям. Было приказано как можно быстрее завершить постройку железнодорожной магистрали СеулПусан (в декабре 1903 г.), а в феврале 1904 г. Япония одновременно с предъявлением ультиматума атаковала стоявший с декабря 1903 г. на якоре в Инчхоне российский военный корабль и внезапно напала на Порт-Артур на Ляодунском полуострове (февраль 1904 г.). Так началась русско-японская война. Императорское правительство Кореи еще раньше ожидало этой войны и заблаговременно, в январе 1904 г., объявило о нейтралитете Кореи.

2) Договор года ыльса (1905 г.), Договор года чонми (1907 г.) и аннексия Кореи в году кёнсуль (1910 г.)

Япония, одновременно с вооруженным нападением на Россию и развязыванием войны, захватила Сеул, чтобы навязать правительству Кореи корейско-японский протокол (февраль 1904 г.), чтобы легализовать свое монопольное господство на полуострове. В этом протоколе было зафиксировано, что для сохранения независимости и территориальной целостности Кореи Япония может осуществлять политическое вмешательство и военную оккупацию Кореи. В связи с этим форсировалось строительство железнодорожных магистралей Сеул-Пусан (открыта 28 мая 1905 г.), Сеул-Ыйджу и Масанской железной дороги.

Хотя важнейшие магистрали Кореи, включая открытую еще в 1900 г. железную дорогу Сеул-Инчхон, были построены для военных целей, они не могли не вызывать негодование и сопротивление населения, земля и рабочая сила которого были насильственно реквизированы японцами. Япония также насильственно отобрала у Кореи о. Токто5, входящий в архипелаг о-ва Уллындо, и включила его в состав своей префектуры Симанэ.

Япония пошла еще дальше, разместив в марте 1904 г. в Корее оккупационную армию и учредив в июле 1904 г. жандармерию, которая осуществляла военный и полицейский контроль в стране. Более того, для того чтобы обеспечить себе возможность постоянного вмешательства во все внутренние дела Кореи, Япония навязала т. н. «Корейско-японское соглашение о советниках», или «Первое корейско-японское соглашение» (август 1904 г.), по которому Япония навязала Корее иностранных советников.

В соответствии с этим соглашением в Корею в качестве финансового советника был назначен Мэгата Танэтаро, который под предлогом наведения «порядка» в финансах захватил всю финансовую власть и конфисковал средства императорской семьи, накопленные императором как фонд для модернизации страны. В качестве советника по иностранным делам в Корею прибыл американец Стивенс. По возвращении в Америку в 1908 г. он был застрелен находившимися там корейцами Чон Мёнъуном и Чан Инхваном за восхваление японской политики протектората. Впоследствии Япония стала по своему усмотрению назначать не предусмотренных по соглашению советников по военным и политическим делам, советников в дворцовое ведомство и министерство образования.

Таким образом, хотя формально Корейская империя оставалась суверенным государством, на деле благодаря системе советников фактически власть перешла к Японии, и пребывавшие в иностранных государствах посланники были насильственно отозваны.

Русско-японская война, вопреки ожиданиям некоторых стран, закончилась победой Японии. Важной причиной этого была первая русская революция, разразившаяся в 1905 г. и приведшая к дестабилизации внутреннего положения. Японии, после японо-китайской войны оттеснившей одного из своих конкурентов – Китай, – через 10 лет удалось осуществить то же и в отношении России, что позволило ей еще более ускорить агрессию в отношении Кореи.

Хотя агрессия Японии в Корее уже получила признание со стороны Англии в результате англо-японского договора о союзе, США в лице президента Рузвельта в свою очередь признали право господства Японии над Кореей в обмен на согласие Японии признать господство США на Филиппинах. Это было зафиксировано в т. н. «меморандуме Тафта-Кацура», подписанном в июле 1905 г. военным министром США Тафтом и премьер-министром Японии Кацура Таро. Под влиянием этого Англия также пересмотрела англо-японский договор о союзе, подписав 2-й англо-японский договор (август 1905 г.), в котором одобрила принимаемые Японией в отношении Кореи т. н. «меры протектората». В суммирующем эти меры Портсмутском договоре, подписанном в сентябре 1906 г., Россия признавала особые права и интересы Японии в Корее и все меры руководства, контроля и покровительства в отношении последней; кроме того, признавались равные права Японии и России.

Получив одобрение Англии, Японии и России на превращение Кореи в свою колонию, Япония на первом этапе замыслила сделать Корею косвенной колонией и, при сохранении императора на престоле, управлять с помощью генерального резидента, в руках которого находилась бы реальная власть. Для этого была выдвинута идея установления японского протектората над Кореей, а созданная Сон Бёнджуном, Ли Ёнгю и другими прояпонская организация предателей «Ильчинхве» («Единое прогрессивное общество») должна была агитировать за заключение договора о протекторате. Япония, которая знала о росте антияпонских настроений среди корейского народа, поднявшихся еще в 1904 г. в связи с попытками Японии во время русско-японской войны приобрести права на присвоение залежных земель, составлявших 1/3 всех земель Кореи, старалась поэтому обмануть корейское общественное мнение и направить его по ложному пути, создавая прояпонские организации. Однако в противовес им были созданы такие организации, как «Поанхве» («Общество защиты»), основанное Вон Сесоном, Сон Суманом, У Ги и др., «Хёптонхве» («Общество сотрудничества»), созданное Ли Джуном, Ли Санджэ и др., а конфуцианские ученые всей страны во главе с Чхве Икхёном выступили против превращения Кореи в государство-протекторат, и это усилило антияпонские настроения в обществе. Поэтому Япония решила силой заставить Корею заключить договор о протекторате, послав в Корею Ито Хиробуми, бывшего премьер-министра и выдающегося политика.

Ито Хиробуми и японский посланник Хаяси Гонсукэ во главе отряда японских солдат ворвались во дворец и, угрожая императору Коджону и министрам, потребовал подписания договора о протекторате. После того как император Коджон и премьер-министр отказались это сделать, японские военные сами взяли официальную печать министра иностранных дел Пак Чесуна и приложили ее к тексту договора (ноябрь 1905 г.). Однако император Коджон до последнего отказывался его подписать. В связи с тем, что в то время в империи Тэхан только император обладал правом подписания договоров с иностранными государствами, этот договор, не одобренный императором, являлся недействительным. Япония, однако, настаивала на том, что договор имеет силу. Этот незаконный договор называют Вторым корейско-японским соглашением, или договором года ыльса, и на самом деле он был навяз Корее силой.

В народе нарастало недовольство этим незаконным договором о протекторате, и по всей стране началась действия партизанских отрядов Ыйбён. В этой обстановке Ито Хиробуми, стоявший во главе японской агрессии против Кореи, в 1909 г. был застрелен корейским патриотом Ан Джунгыном в Харбине, Маньчжурия.

Император Коджон, возмущенный грабительскими действиями японцев, объявил всему миру о незаконности договора о протекторате и призвал к совести всего человечества. Прежде всего в газете «Тэхан мэиль синбо» он опубликовал послание о том, что не ставил своей подписи под этим договором, а затем, как только в июне 1907 г. в Гааге (Нидерланды) наконец открылась международная мирная конференция, отправил туда троих делегатов – Ли Сансоля, Ли Джуна и Ли Виджона, чтобы они объявили всему миру об унижении и страданиях корейцев. Однако под предлогом того, что Корея являлась японским протекторатом и потому не имела права внешних сношений, им было отказано в участии в конференции, и тогда они через печать сообщили о фальшивости этого договора. Один из членов этой делегации, Ли Джун, будучи не в силах стерпеть унижение, покончил с собой в Гааге.

Япония в июле 1907 г. силой заставила отречься от престола императора Коджона, который настаивал на незаконности договора о протекторате, и возвела на трон наследника Коджона – императора Сунджона, объявив девизом правления Юнхи («Благополучие»). Отречение императора Коджона еще более взволновало народ, вследствие чего несколько дней проходили демонстрации, было разрушено здание издательства газеты общества «Ильчинхве», а японцы повсюду подвергались нападениям со стороны населения.

Основным содержанием договора о протекторате была передача права Кореи на дипломатические отношения в руки Японии, так что Корея не могла вести переговоры с какой-либо страной без согласия Японии, а также учреждение должности генерального резидента-японца.

Если принять во внимание значение международных отношений в тот период, очевидно, что лишение права внешний сношений было равнозначно лишению государственного суверенитета.

Первый генеральный резидент Ито Хиробуми, заключив с Сунджоном сразу после его восшествия на трон новое корейско-японское соглашение («Договор из 7-ми статей года чонми») в июле 1907 г., получил полномочия, позволявшие ему вмешиваться во внутренние дела Кореи. По этому договору предварительное одобрение генерального резидента было необходимо для принятия законопроектов, при проведении важных административных мер, при назначении высших чиновников, к тому же на чиновничьи должности теперь назначались только японцы по рекомендации генерального резидента. В соответствие с этим на большинство постов заместителей министров каждого из министерств были назначены японцы, и началось так называемое «правление заместителей министров», а система советников была упразднена. Однако из-за того, что подпись императора Сунджона, заключившего этот договор, не соответствует его почерку, существует подозрение, что она была сфальсифицирована и принадлежит кому-то другому.

Япония, получив право вмешательства во внутренние и внешние дела страны и распустив даже вооруженные силы, насчитывавшие теперь всего 8800 человек, сделала Корею просто марионеточным государством, а принятие законов «О безопасности» и «О газетах» блокировало общественную деятельность, направленную на критику японской политики. Япония как хотела, так и поглощала корейские земли. Еще во время Русско-японской войны отнявшая у Кореи о-в Токто, Япония возобновила пограничный территориальный конфликт с Китаем, длившийся еще со времен установления Кореей стелы на горе Пэктусан (в 1712 г.), и по своему произволу передала Китаю в 1909 г. район Кандо (ныне Ёнбён), который успешно управлялся Корейской империей. Это было сделано для того, чтобы получить взамен право на строительство железнодорожной линии Андон-Пончхон (Аньдун-Фынтань).

Япония, лишив Корею внутреннего и внешнего суверенитета и даже армии, приступила к непосредственному захвату и включению империи в состав своих территорий, решив свергнуть императора, остававшегося последним символом корейской государственности. Поэтому Япония в мае 1910 г. назначила новым генеральным резидентом военного министра Тэраути Масатакэ, который прибыл в Корею во главе 2000 жандармов, захвативших в свои руки полицейские функции, а затем закрыл все антияпонски настроенные органы печати и все патриотические организации и 29 августа 1910 г. принудил корейского императора Сунджона подписать акт об отречении.

Хотя и имело место движение в поддержку действий японцев со стороны премьер-министра Ли Ванёна и прояпонских организаций типа «Ильчинхве», абсолютное большинство народа выступило резко против аннексии. Несмотря на это, в преамбуле договора об аннексии Кореи, заключенного в атмосфере запугивания, заявлялось о том, что Япония присоединяет Корею во имя сохранения вечного мира на Востоке путем благоденствия обеих стран. Так грабительский захват чужой страны цинично маскировался словами о стремлении к счастью и миру. Тогда горечь и возмущение 20-миллионного корейского народа «поднялось до самого Неба», и началась история кровопролитной борьбы за освобождение, продолжавшаяся в течение 35 лет.