Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч6 гл4 (CC Суслина)_11 стр.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
144.38 Кб
Скачать

4. Перемены в Северной Корее в 1980-90-х гг.

Характерной чертой политического развития Северной Кореи в 1980-х гг. было укрепление системы наследования власти Ким Ченира. Для этого развертывалось движение по созданию культа личности Ким Ченира. Прежде всего, для того, идеализировать его, не имевшего очевидных заслуг, как у Ким Ирсена, стали раздувать величие его рождения. С 1987 г. началась пропаганда, что Ким Ченир родился в тайном партизанском лагере на горе Пэктусан (тайном помещении подпольной организации), и развернули новую кампанию под названием «учиться по деревьям с лозунгами»4.

Во-вторых, всячески преувеличивались его «заслуги» в достижениях Северной Кореи со второй половины 1960-х гг. и вплоть до настоящего времени и расхваливались врожденные качества Ким Ченира как руководителя.

С одной, стороны, в отличие от 1970-х гг. Ким Ченир стал непосредственно осуществлять руководство государственными органами, исходя из той позиций, что как официальный наследник должен руководить всем обществом. На открывшейся в мае 1990 г. 1-й сессии Верховного Народного Собрания 9-го созыва он был избран 1-м заместителем председателя расширенного и реорганизованного Комитета национальной обороны, а в декабре 1991 г. был выдвинут на пост Верховного главнокомандующего Корейской Народной Армии, который занимал Ким Ирсен. Затем в апреле 1993 г. вступил в должность председателя Комитета национальной обороны, называемого «высшим руководящим органом военной власти». И, как только в июле 1994 г. умер президент Ким Ирсен, как результат всей предшествующей подготовки он естественно занял место «вождя», означающего верховного руководителя Северной Кореи.

С другой стороны, экономически Северная Корея после 1980-х гг. пошла по пути всеобщего торможения, застоя и даже регресса. Это означало, что метод скоростного боя, который Северная Корея использовала в качестве основного курса в развитии экономики, имел свои пределы. Международная изоляция Северной Кореи и, особенно, последовавший в 1990 гг. распад социалистического лагеря еще более углубил экономический кризис.

Чтобы преодолеть такой кризис, Северная Корея стала дополнять свою политику прагматическими приемами. Хотя по-прежнему Ким Ченир выдвигал лозунг о «движении за скоростное творчество 1980-х гг.», для ликвидации диспропорций между отраслями он стал уделять основное внимание развитию легкой промышленности. Затем частично стала заимствоваться китайская политика «открытых дверей», которая прежде критиковалась под лозунгом «опоры на собственные силы».

Используя выдвижение в первой половине 1980-х гг. Кан Сонсана в качестве премьера Административного совета, в сентябре 1984 г. был издан «Закон о совместном предпринимательстве» (Хабёнпоп), в котором были статьи о сотрудничестве с иностранными предпринимателями. Также в 1990-х гг. (октябрь 1993 г.) был принят «Закон о совместном предпринимательстве» (Хапчакпоп), и в январе 1994 г. пересмотрен «Закон о совместном предпринимательстве», что создавало более благоприятные условия для иностранных инвестиций; район Наджин-Сонбон был превращен в специальный экономический район с целью активизировать совместную деятельность с иностранными предпринимателями и привлечь иностранные капиталовложения.

Однако сомнительно, до какой степени будет эффективным такой прагматический курс. На протяжении 1980-х гг. наряду с продолжавшимся экономическим застоем наблюдались хронический дефицит энергии и сырья, трудности на транспорте, рост внешних долгов, устаревание оборудования и техники, связанное со структурными пороками. Итоги экономического развития были настолько далеки от намеченных целей, что сами северокорейские власти вынуждены были признавать свое поражение.

По данным Банка Кореи, после 1990 г. и вплоть до настоящего времени Северная Корея показывает отрицательный рост5. Из-за ущерба от грандиозного наводнения, охватившего страну в 1995 г. и 1996 г., были трудности в снабжении населения продовольствием, и экономическая ситуация в Северной Корее все более ухудшалась.

Очевидно, что в связи с таким политическим и экономическим положением, северокорейское население таит значительное недовольство, о чем свидетельствуют участившиеся случаи побегов северокорейских соотечественников в Южную Корею или в третьи государства. Хотя Северная Корея, чтобы прекратить их, принимает репрессивные меры социального принуждения и усиливает идейное воспитание населения, правительство уже не в состоянии изменить к лучшему положение в целом.

Чтобы улучшить свое экономическое положение, Северная Корея недавно выдвинула в качестве козырной карты в переговорах разработку ядерного оружия и активно добивается улучшения отношений с США и Японией. Однако Северная Корея, оказываясь от обмена и диалога с властями Южной Кореи, не может не вызвать беспокойства в душе народа, жаждущего объединения страны.

С 1990-х гг. Северная Корея, делая один шаг вперед по сравнению с «идеями чучхе», выдвинула новый лозунг о так называемом «превосходстве корейской нации». Это теория гласит, что корейская нация, почитающая вождем Ким Ирсена, является не только самой славной и счастливой в мире, но и, сделав высочайшей задачей объединение нации, должна, собрав силы и мудрость всех классов и слоев народа, почитать вождя. Это значит, что все население Южной Кореи, исключая правителей, должно добиться великого сплочения, не взирая на классовые и идейные различия. На основе такой идеологии оправдывается также и экономическое сотрудничество с предпринимателями Южной Кореи. При этом и в интерпретации истории ведется пропаганда, что Северная Корея, унаследовавшая традиции Кореи от Тангуна и Когурё, обладает настоящей легитимностью. Поэтому после 1990-х гг. усердно восстанавливали усыпальницу Тангуна6 и продвигали изучение истории Древнего Чосона. Однако северокорейское изучение истории не только утратило научность, но из-за чрезмерной политизированности потеряло всякую убедительность. Чтобы преодолеть переживаемый кризис, Северная Корея привязала себя к консервативной идее «нация превыше всего».

1 После 1970 г. по новому стандарту SNA (стандарт 1980 г.), после 1980 г. по измененному стандарту 1985 г.

2 Коэффициент роста по старому стандарту.

3 Предполагаемые данные.

4 «Деревья с лозунгами». Имеются в виду сохранившиеся со времен антияпонской вооруженной борьбы старые сухие деревья, на которых бойцы партизанского отряда приветствовали рождение нового будущего руководителя нации Ким Ченира, снимали кору деревьев и писали на них лозунги наподобие: «Появилась светлая звезда горы Пэктусан, вестница великой судьбы 20-миллионной нации в белых одеждах». Конечно, деревья с лозунгами, несомненно, существовали на самом деле, но не могло быть деревьев с лозунгами, приветствующими рождение Ким Ченира.

5 Согласно данным Статистического управления Республики Корея, после того, как Северная Корея добилась в 1985 г. экономического роста в 2,7%, были зарегистрированы ряд колебаний и спадов: в 1990 г. – 3,7%, в 1991 г. – 5,2%, в 1992 г. – 7,6%, в 1993 г. – 4,3%, в 1994 г. – 1,7%, в 1995 г. – 4,5%.

6 Северная Корея когда-то демонстрировала крайне отрицательное отношение к Тангуну, но не так давно, раскопав находящуюся в Кандоне провинции Пхёнан могилу, именуемую в народе «могилой Тангуна», заявила, что найдены кости человека и золоченый бронзовый гроб, и, согласно радиокарбонному методу датировки, обладатель этой кости жил примерно за 3 тыс. лет до нашей эры, т.е. что это был Тангун. В 1993 г. эту могилу отреставрировали, увеличив в размерах и придав ей пирамидальную форму наподобие «могилы полководца» (Чангунчхон) в Маньчжурии. Однако многие ученые, видевшие эту могилу, называют ее обычным насыпным земляным курганом с каменной камерой (соксиль понтхобун) и относят к периоду Когурё.

11