Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.И.Неусыхин Проблемы европ.феодализма стр.214-...doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.19 Mб
Скачать

3. Политическая история германии до середины X в.

Новые явления начинают играть определенную роль в истории Герма­нии лишь с конца 40-х — 50-х годов X в. Первое десятилетие прав­ления Оттона I еще во многом напоминает царствование Генриха I И общая ситуация внутри страны, и взаимоотношения" короля с герцо­гами, и внешняя политика Оттона I в Лотарингии и на славянском Востоке представляют собой на первых порах лишь продолжение и уг­лубление наметившихся при Генрихе I тенденций.

Оттон I (936—973) — старший сын Генриха I, герцог саксонский — был избран королем в Ахене на съезде герцогов, графов и крупнейших светских и духовных магнатов; в его избрании, как и в выборах его отца Генриха I, приняли участие важнейшие герцоги Германии — Фран-конский (Эбергард), Швабский (Герман, преемник умершего в 926 г. [246] Буркгардта) и Баварский (Арнульф); к ним присоединился еще герцог недавно подчинившейся германскому королю Лотарингии — Гизельберт. Но в отличие от Генриха I Оттон I был, кроме того, еще коронован архиепископом Майнцским Хильдебертом, который совершил над ним обряд помазания и возложил на него королевские инсигнии. Таким об­разом, в коронации Оттона I приняла деятельное участие церковь в лице крупнейшего прелата Германии, стремившегося как бы освятить его избрание духовным авторитетом и тем самым подготовить почву для притязаний церкви на определенную роль в руководстве политикой будущего короля. Но взаимоотношения Оттона I с церковью сложились впоследствии совсем не так, как этого хотели епископы в августе 936 г.

Пока же Оттону I пришлось столкнуться не с епископатом, а с гер­цогами и их вассалами (хотя в этих столкновениях немалую роль играли и епископы). Не прошло и года после избрания Оттона I, как у него возник острый конфликт с Эбергардом Франконским. Оттон I наложил на него и его вассалов большой штраф за то, что Эбергард привлек к ответственности, не испросив на то согласия короля, одного из своих сак­сонских ленников, нарушившего вассальные обязательства по отношению к Эбергарду; поступок Эбергарда, сжегшего даже бург (civitas) этого вассала, был, с точки зрения Оттона, нарушенпем сюзеренитета саксон­ского герцога и короля по отношению к его саксонским вассалам, чьими бы ленниками помимо Оттона они ни являлись. Однако этот чисто фео­дальный инцидент дал повод к герцогскому восстанию, предпринятому целой коалицией враждебных Оттону сил. Раздраженный расправой От-тона Эбергард раздает подарки представителям саксонской знати и вер­бует себе таким путем сторонников в их среде, а затем дважды подни­мает мятеж против Оттона.

Перед первым восстанием Эбергарда умер Арнульф Баварский, и его наследники отказали Оттону в повиновении. Одновременно Оттон нажил нового врага в лице своего сводного брата Танкмара, которого он обо­шел назначением на подобавшую ему должность, передав управление Сак­сонией (после смерти графа Зигфрида) не Танкмару, а маркграфу Геро, получившему прозвище Геро Железного. В 938 г. Танкмар вступает в союз с Эбергардом; они привлекают на свою сторону младшего брата Оттона — Генриха. Несмотря на усобнцы в рядах восставших и даже убийство Танкмара вассалами Генриха, союз Генриха с Эбергардом креп­нет. Мятежники задумывают свергнуть Оттона I и провозгласить коро­лем Генриха. Для достижения этой цели они. по совету нового архиепископа Майнцского Фридриха, разыгрывают мнимую сдачу Эбергарда. Одновременно происходит вторжение венгров в Саксонию; Оттону уда­ется отразить его и в то же время принудить к повиновению сыновей Арнульфа Баварского; после этого он передает Баварию брату Арнульфа Бертольду, лишив его, однако, права назначения епископов, которым обладал Арнульф.

В конце 938 г. Людовик IV (западнофранкский король Каролинг­ской династии) вторгается в Эльзас. Тогда Эберцард поднимает вторично мятеж во Франконии, в то время как Генрих призывает к восстанию своих вассалов в Саксонии. К восстанию присоединяется и Гизельберт [247] Лотарингский. Союз Генриха с Гизельбертом и их обоих — с Людови­ком IV превратил подавление мятежа в войну Оттона I с Людови­ком IV. Переговоры Оттона I с восставшими, начатые после того, как он принудил Людовика IV к отступлению в Лан, окончились неуда­чей. Фридрих Майнцский, игравший вначале роль посредника в этих пере­говорах, вскоре сам перешел с рядом других епископов, в том числе епископом Страсбургским, на сторону восставших. Оттона I спасла и» крайне затруднительного положения только победа Германа Швабского с его вассалами при Андернахе44. После гибели Эбергарда и Гизельберта и сдачи Генриха на милость победителя подавление мятежа можно было считать законченным. После этого Франконское герцогство было лишено самостоятельности и подчинено непосредственно короне.

Ход мятежа Эбергарда, Генриха и Гизельберта (937—939) вскрывает всю неустойчивость положения королевской власти в начале правления Оттона I и показывает, как бурно реагировали герцогства на всякую попытку ее усиления. Любопытна также и колеблющаяся позиция части епископата в этой борьбе, в особенности Майнцского и Страсбургского-епископов. Взаимоотношения с герцогами втягивали Оттона I в борьбу с Людовиком IV, но она имела помимо этого свои причины и явля­лась продолжением борьбы Генриха I за обладание Лотарингией. События в Лотарингии чередовались с новыми попытками герцогских восстаний и с войнами на Востоке.

Оттон, как и Генрих I, вмешивается в борьбу Каролингов с Робертина-ми во Франции. В 940 г. он в союзе с мятежными французскими фео­далами дважды вторгается в пределы Западнофранкского королевстваг требуя признания своих прав на Лотарингию и отражая походы Людови­ка IV в эту страну; в результате он назначает своего ставленника лотарингским герцогом, добивается согласия Людовика IV на включение Лотарингии в состав Германии и по договору 942 г. присваивает себе роль посредника в конфликтах между французскими магнатами и их ко­ролем. Эту роль он не преминул разыграть в 946 и 948—950 гг. во время конфликта Людовика IV с Гуго Великим и архиепископом Гуго Реймсским; в первый раз дело ограничилось, впрочем, лишь неудачным походом Оттона I во Францию для поддержки Людовика IV; но во вто­рой раз, когда Людовик IV сам вынужден был обратиться к Оттону с просьбой о помощи, тот воспользовался этим, чтобы укрепить свое влия­ние в Лотарингии и в Западнофранкском королевстве; он организовал мирные переговоры между Людовиком IV и Гуго Великим на берегах Марны и добился того, что Гуго признал Людовика IV законным ко­ролем Франции.

Однако эта услуга стоила Людовику IV Лотарингии: с начала 50-х годов Оттон резко меняет тактику по отношению к этому герцог­ству и перестраивает управление им на началах, крепкими нитями при­вязывающих его к германскому королю. Новая политика Оттона I в Ло­тарингии тесно связана с его итальянскими походами и характеризует [248] следующий период его правления. А до этих пор западнофранкская по­литика Оттона I была не чем иным, как попыткой королевской власти более отсталого феодального государства, внутренний строй которого именно в силу недоразвитости феодальных отношений открывал ей воз­можности усиления, установить свое влияние в соседней стране, которая подверглась к тому времени более глубокой феодализации и где коро­левская власть была в данный момент более ослаблена.

Отнюдь не следует, правда, преувеличивать и устойчивость власти самого Оттона в указанный период: в 941 г. ему пришлось снова по­давлять восстание своего брата Генриха, который использовал недоволь­ство Геро Железным в среде саксонского военного ополчения для того, чтобы попытаться свергнуть Оттона I; Генрих уже успел привлечь на свою сторону военные силы чуть ли не всей восточной части Германии, но заговор был раскрыт; Генрих сначала бежал, но вскоре добился по­милования45. Постоянная угроза его восстаний против Оттона прекрати­лась лишь в 947 г., когда он после смерти Бертольда Баварского полу­чил от Оттона в лен герцогство Баварию. В качестве баварского герцога Генрих сыграл потом немалую роль в борьбе с венграми и в первом итальянском походе Оттона. Лотарингские епископы в 40-х годах X в. еще раз подымают голову против Оттона: так, в 945 г. ему пришлось осу­дить за нарушение верности епископов Трира и Трибура.

Однако на этот же первый период правления Оттона падает и уси­ление агрессии против славян, причем она приобретает новые формы и приводит к иным последствиям, чем при Генрихе I. Продвижение в за-зльбские области осуществляется при Оттоне двумя путями — завоеватель­ным и колонизационным. Наряду с организацией укрепленных погранич­ных территорий — марок или маркграфств,— продолжающей старые ка­ролингские традиции, происходит заселение их новыми поселенцами и насильственно насаждается христианство.

В рассматриваемый период были созданы на востоке Германии две марки: одна, во главе которой стоял Геро Железный, занимала первона­чально бассейн р. Заальг (левого притока Эльбы), а также часть тече­ния Эльбы, несколько ниже впадения в нее Заалы, т. е. включала тер­ритории, расположенные непосредственно к востоку от границ Саксонии и Тюрингии. Но Геро, использовав борьбу князей гаволян (гевеллов) друг с другом и привлекая на помощь Оттона, уже в 940 г. дошел до берегов нижнего Одера, присоединив к своей марке область укран и сто-дорян, а затем новыми завоеваниями расширил ее на юг и на юго-вос­ток, т. е. на территорию между Заалой, средней Эльбой и Одером, по­корив лютицкие племена. Другая марка — так называемая марка Бил-лунгов, во главе которой стоял Герман,— была расположена к северу и северо-востоку от первой, т. е. между нижней Эльбой, Ютландией и бе­регом Балтийского моря. Таким образом, от Оттона I стали зависеть племенные союзы бодричей, лютичей и лужицких сербов. [249]

Внутренняя военно-землевладельческая структура этих марок во мно­гом представляла собою результат политики Генриха I в Саксонии и Тюрингии, перенесенной на вновь захватываемые области. Так, Оттон I раздавал бывшие земельные владения славянских князей своим министе-риалам и вассалам, которые должны были нести военную службу королю. Их селили в бургах, которые являлись центрами составлявших каждую марку округов во главе с бургграфами. Последние, а также все поселяе­мые в марках вассалы в военном отношении подчинялись маркграфам. Местное славянское население должно было платить дань натурой и деньгами и нести барщинные повинности в пользу королевских васса­лов. Впрочем, у некоторых племен, как, например, у ободритов (бодричей), остались их прежние князья, которых маркграфы лишь заставляли признавать верховенство Оттона и платить дань.

Новой чертой завоевательной политики Оттона на востоке и севере было усердное насаждение христианства и основание епископств. Хотя это приобрело значение целой политической системы несколько позднее, но уже в рассматриваемый нами период сыграло некоторую роль, ибо шло одновременно с военными захватами. Так, в значительной мере в резуль­тате захватнической деятельности Геро Железного Оттон получил воз­можность в 948 г. основать два епископства в пределах марки Геро — Хавельберг и Бранденбург — и еще три в Ютландии — Аархуз, Шлезвиг и Рипен с подчинением их Гамбургской церкви. Епископы эти приобре­ли право верховенства над скандинавской церковью, а между тем сами они, несмотря на их инвестирование папским легатом на Ингельгейм-ском синоде, были непосредственно подчинены Оттону. Параллельно От-тон ведет борьбу с датчанами, в частности с сыном Горма Старого Гаральдом Синезубым, который разбил вассалов Германа Биллунгского и разрушил поселения саксов по линии р. Эйлер. Восстановление От-тоном датской марки (или марки Шлезвиг) связано с основанием епи­скопства в Ютландии.

В 947—950 гг. происходит столкновение Оттона с Болеславом Чеш­ским, который после похода Оттона в Чехию (950) сделался его дан­ником; в том же году Оттон назначил правителем Чехии Генриха Ба­варского, который уже до этого стал играть крупную роль в Германии в результате успешных походов против венгров. В 948 г. Генрих Бавар­ский нанес венграм поражение в Каринтии, а затем взял Аквилею; в 950 г. он перешел Тиссу и одержал победу над венграми в их собственной стране, захватив при этом богатую добычу, которую транспортировал в Баварию46. Это было личное предприятие баварского герцога и его вассалов, не связанное с королевской политикой Оттона, хотя в данном слу­чае косвенно оказавшее ей немалую услугу. Хроники называют походы Генриха войнами баваров с венграми, подчеркивая их локально-ограни­ченный характер47. Тем не менее они оказали влияние и на дальнейшую внешнюю политику Оттона, что обнаружилось в первой половине 50-х го­дов X в. [250]

Первый период правления Оттона, заполненный борьбой с герцогами, войнами с Людовиком IV, славянами, датчанами и венграми, важен не только в том отношении, что обнаруживает неустойчивость королевской власти, пытающейся найти социальную опору. В течение этого периода происходят серьезные перемены во внутренней структуре феодального класса, послужившие отправной точкой дальнейшей эволюции германско­го феодализма и обусловившие как внутреннюю, так в значительной мере и внешнюю политику Оттона I и вместе с тем облегчившие ему по­иски социальной базы.