Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пространственная ориентировка Сверлов В..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
881.66 Кб
Скачать

Счёт шагов

Недостаточно опытные слепые, особенно из среды ослепших в зрелом возрасте и сравнительно недавно, очень часто прибегают к счёту шагов при самостоятельных своих переходах по населённым пунктам. Выйдя из дома, такой слепой считает шаги до того места, где удобнее перейти улицу, он считает их 01 угла до ворот, в которые должен войти; отсчитывает шаги и по двору, и до двери и даже число ступеней лестницы, на которую должен подняться, и т. д. Подобный приём ведёт не только к ненужному загромождению памяти огромным количеством чисел, но и, что главное, сковывает внимание слепого при ориентировке, когда оно должно быть особенно подвижным и свободным. Вместо того чтобы быстро и непроизвольно переключать своё внимание с одного раздражителя на другой, который в данный момент оказывается полезным ориентиром или сигналом, оповещающим о перемене ситуации, такой слепой углубляется в счёт шагов, иногда доходящий до нескольких сотен, ничего не замечает вокруг себя и попадает порою в неприятные положения. Он попадает в неприятное положение и тогда, когда при большом количестве шагов или вообще объектов счёта сбивается с него и, не найдя нужного предмета там, где ожидал его встретить, приходит в растерянность и не может воспользоваться другими, более надёжными ориентирами, увеличивая свою беспомощность.

Всё это приходится подчёркивать и долго на этом останавливаться особенно потому, что в некоторых (немногих вообще) руководствах по ориентировке слепых счёт шагов и предметов описывается как приём особенно полезный и пользоваться им рекомендуется как можно чаще. Так, в книге профессора Б. И. Коваленко «Возвращение ослепших к трудовой деятельности», изданной в 1946 году, ориентировке ослепших посвящена особая глава, В ней, наряду с многими чрезвычайно полезными советами и указаниями, встречаются такие, которые способны вызвать у слепых в лучшем случае удивление и обойти которые молчанием невозможно. Говоря о роли в ориентировке ослепших внимания, памяти, мышления и речи, проф. Б. И. Коваленко на стр. 19 пишет: «Для того, чтобы при ходьбе использовать все компенсирующие зрение функции, слепому необходимо идти медленно, всецело сосредоточиваться на ходьбе, ничем не отвлекаясь». Подобный совет должен считаться совершенно неприемлемым даже и для слепых, начинающих постигать самостоятельную ориентировку, не говоря уже о более опытных слепых. Ослепший, начинающий ходить самостоятельно, безусловно должен ходить медленно; всякая спешка в этом случае вредна и даже опасна. Но при этом он вовсе не должен сосредоточиваться на ходьбе, иначе он не сможет использовать все компенсирующие зрение функции. Человек, недавно потерявший зрение, должен привыкать замечать всё, что происходит вокруг него, понимать значение TOJTO, что он слышит, не пропускать незамеченным и того, что попадается под его ноги, с чем встречается его трость, мимо чего он проходит, кто и как идёт впереди него или к нему навстречу, и прочее. Только при этих условиях у слепого вырабатываются свобода и гибкость движений и та особенная устойчивость, которая свойственна большинству слепых и помогает им удерживаться на ногах и не падать при различных внезапных столкновениях или в случаях, когда им приходится оступиться или запнуться.

Далее, правильно отметив роль непроизвольного запоминания пути, проф. Б. И. Коваленко подчёркивает значение сознательного запоминания и рекомендует запоминать всё: число поворотов, количество шагов, ворот и т. п. При большом расстоянии он рекомендует разбивать путь на участки и считать, считать: «Нужно считать углы улиц, говорит он, от определенного угла подсчитывать ворота, от ворот считать шаги. В отдельных случаях полезно применять и счёт ступенек» (стр. 20). Такое категорическое требование считать шаги и предметы может принести только вред. Этому требованию проф. Коваленко я хочу противопоставить следующее правило, продиктованное коллективным опытом слепых: слепой при пространственной ориентировке должен считать как можно меньше и прибегать к счёту -шагов или предметов как можно реже. Счёт приковывает внимание, связывает слепого и лишает ориентировку одного из основных её свойств непринуждённости. Он может пользоваться этим приёмом, но только в том случае, когда нет иных, более удобных, ориентиров, когда без счёта шагов или предметов действительно нельзя обойтись, а такие случаи хотя и редки, но всё же встречаются в практике слепых. Приведу несколько примеров.

Слепой Н. проходит курс лечения в поликлинике. Выйдя из автобуса, он довольно долго идёт по краю широкой и однообразной асфальтовой панели. На ней нет ничего, что могло бы послужить ориентиром. Дома далеко; они идут непрерывной однообразной стеной, и с края панели невозможно заметить никакой отметки, за которую можно было бы «зацепиться» для нахождения входа в поликлинику. Приходится считать шаги. Но расстояние от остановки автобуса до входа очень велико, и необходимо число отсчитываемых шагов свести к возможному минимуму. При повторном посещении поликлиники Н. находит в крае панели небольшую прямоугольную впадину, видимо, для водопроводного крана; от неё до входа всего одиннадцать шагов; такое количество шагов можно и сосчитать. Но после нескольких посещений поликлиники необходимость и в этом счёте отпала, так как выработалась достаточно точная оценка этого небольшого расстояния посредством мышечно-двигательного чувства.

Слепая Ц. сравнительно часто ходит в почтовое отделение. Подход к нему примерно такой же, как и в только что описанном случае. Длинный отрезок пути до крайности однообразен, и невозможно найти заметного ориентира даже при ходьбе непосредственно вдоль стены. Долгое время слепая утомительно считает шаги; затем находится облегчающий ориентир. Она идёт по противоположной стороне улицы и переходит её против арки ворот. Теперь количество отсчитываемых шагов сократилось втрое. Проходит ещё некоторое время, и необходимость в счёте шагов отпадает вовсе. Непосредственно перед входом в учреждение слепая замечает выступ, который вызывает отчётливое ощущение препятствия. Прежде она его не замечала; быть может, его и не было. Это большой почтовый ящик. Теперь она ориентируется именно на него. Ощущение препятствия оказывается прекрасным сигналом, предупреждающим о том, что цель достигнута.

В огромной палате глазного госпиталя кровати стояли в три ряда. Проходя между ними, ослепшие, особенно те из них, которые помещались в конце палаты, считали спинки кроватей для того, чтобы найти свою. Такой способ отыскивания своего места многим надоел, и на спинках некоторых кроватей, обращенных к проходу, появились незамысловатые отметки: на одну был намотан шнур электрического провода, к другой привязана ленточка и т. п. Для слепых, долго пребывавших в госпитале, необходимость в подобных отметках со временем почти совсем отпала. У них выработался навык находить свою кровать, пользуясь комплексом проприоцептивных, слуховых и иных восприятий. Отметки же приобретали значение контрольных. По ним проверялась правильность определения.

Можно было бы привести и ещё ряд подобных примеров, но и сказанного достаточно, чтобы понять смысл приёма счёта шагов и предметов и убедиться в том, что слепые получившие правильные навыки ориентировки, стремятся избегнуть этого приёма или сократить счёт сколько возможно, применяя его лишь в самых крайних случаях. Но те из ослепших, которые приучились считать шаги с самого начала своей деятельности в условиях слепоты, настолько втягиваются в это, что начинают считать их помимо воли даже и тогда, когда в том вообще нет никакой необходимости и даже смысла.