Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektion_01.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
161.28 Кб
Скачать
  1. Рекламное творчество стационарных зазывал, вырабатывавших свои, более агрессивные, как правило, чем разносчики, приемы устного рекламирования.

  2. Самая виртуозная, объединяющая все приемы, ярмарочная реклама, в свою очередь, имеющая богатый набор вариантов.

_____________________

В известной мере информационный вакуум в средневековых русских городах заполнялся молвой, которую переносили странники, «божьи люди», юродивые, а также сказители, исполнявшие былины, исторические песни и духовные стихи.

Что касается; юродивых, то в шуме и суматохе городских улиц и площадей они были явлением заметным и повсеместным. Заметки иностранцев о Руси начала XVI века упоминают о них как о феномене истинно российском.

СЛАЙД Василий Иванович Суриков, Боярыня Морозова, 1887

СЛАЙД

В устном информировании юродивых стилистика и смысловая концентрация высказываний имеет некоторое сходство с рекламой. Отчасти юродивые выполняли роль бродячих проповедников, но способы психологического влияния у них были очень своеобразны. Обычно это было шокирующее, предельно вызывающее воздействие всем обликом и поведением, имиджем:

«Они ходят совершенно нагие, даже зимою в сильные морозы, кроме того, что посередине тела перевязаны лохмотьями, с длинными волосами, распущенными и висящими по плечам, а также еще с веригами на шее или посередине тела».

Эти «представления» тем более охотно воспринимались, что театра на Руси не существовало до конца 17 в., а зрелища ограничивались, с одной стороны, пышными религиозными обрядами, с другой - скоморошьими игрищами.

Таким образом, и в русской культуре вырабатывался богатый арсенал средств идейного и эмоционального воздействия, интеграция которых необходима для рекламой деятельности.

С конца 16 века, после начала книгопечатания на Руси, у Спасской башни создается еще одно место постоянного распространения «информационной продукции»: печатных и рукописных книг, летучих листовок, лубочных картинок.

_________________

ЛУБОЧНАЯ РЕКЛАМА

Именно ярмарка и лубки породили тот специфический для России стиль рекламы, который больше не воспроизводим ни в одной стране. Стиль этот можно смело на­звать лубочным по названию системооб­разующего явления русской массовой культуры 17-19 вв. - лубка.

СЛАЙД

Лубок, строго говоря, это один из видов печатной продукции, конкретнее - напе­чатанные на бумаге «картинки» с подпи­сями. Стандартный размер лубка - при­мерно 40x30 см.

Но чтобы понять роль этих «картинок» в русской жизни и их эс­тетику, необходимо, прежде всего, сказать несколько слов о специфике информаци­онного процесса в России.

Единственным способом информиро­вания населения вплоть до 18 в. ос­тавались царские указы. Характерная деталь - первая газета в России появи­лась практически одновременно со мно­гими европейскими странами. Ее специфика заключалась в том, что газета была рукописной. А значит, она изначально не предназначалась для распро­странения среди публики. По некоторым сведениям, тираж ее был 2 экз. - для царя и Боярской думы. Поэтому место официальных информационных каналов занимали «божьи странники» и прочие «шатающиеся меж двор», как говори­ли тогда. Информацию же заменяла «молва».

Первым массовым носителем информации, хотя бы час­тично заменившим «молву», стали «потешные», или «фряж­ские» листы (т.е. привезенные из-за границы, из «фряжских земель»). Это были гравюры на бумаге, посвященные самым разнообразным темам: политическим, религиозным, развле­кательным (потешным). Сначала в Россию завезли из Евро­пы гравюры на деревянной основе, изображавшие «потеш­ные» (народные) картинки - сражения, празднества, казни. Говоря газетным языком - сенсации. Именно эти «фряж­ские» листы и нашли позднее, в первой половине 17 в., с начала царствования Романовых, широкий сбыт среди бога­тых горожан Москвы и других крупных по тем временам го­родов.

СЛАЙД

В России собственные станковые гравюры стали печатать­ся с середины 17 в. В основе лубочного творчества — ксилография — прорезание контуров рисунка по деревянной доске. Они получили название «лубки», так как печатались с деревянных штампов (лубом называлась ли­повая доска, на которой вырезали штамп). Позже деревянные доски были заменены медными листами, но название оста­лось. Темы лубков не уступали по тематике вышеупомяну­тым «фряжским» листам. Зачастую картинка сопровожда­лась письменными пояснениями, были даже лубки без карти­нок (шрифтовые).

Отпечатанные с досок несколько сот черно-белых оттисков отдавались другим группам артельщиков для раскраски.

Во второй половине 19 в их кустарное производство лубков становится все более профессиональным. Создаются крупные мастерские: семейства Ахметьевых в Москве, И. А. Голышева в Мстере и др. Здесь печатание лубков было поставлено "на поток".

Иногда в19 в. лубки с этой целью партиями от­правлялись в деревню, где своего рода «артели» из крестьян­ских детей и женщин быстро делали такую работу. Причем над колоритом работницы-«цветилыцицы» особо не задумы­вались. «Часто случается, что лошадь, например, окрашивается в куркумовый или желтый цвет, всадник в красный, а голова лошади в зеленый. Ничего, все сойдет!». Низкая квалификация «художников» и высокая скорость работы приводили к тому, что цветовые пятна «вылезали» за преде­лы контура. Со временем эта погрешность стала своего рода «фирменной чертой» русских лубков и даже специально имитировалась в более поздних стилизациях под лубок. Бо­лее того, именно пестрота, яркость, произвольность исполь­зования тех или иных цветов были одной из привлекатель­ных черт лубка в глазах народной аудитории.

Письменные тексты лубков - это особая тема. Они пере­полнены чудовищными, на первый взгляд, ошибками, созда­ется впечатление, что писали их люди, не знающие никаких правил русского языка. Дело в том, что тексты лубков перво­начально создавались как фонетические записи, подписи к картинке. Это своего рода «транскрипция» живой речи сере­дины 17 в.

У доходчивости «потешных» листов имелась и обратная сторона: грубость некоторых рисунков и текстов, как внешняя, так и содержательная. Власти пытались препятствовать распространению дурного вкуса, насаждая идеологическую цензуру. В 1674 году глава православной церкви запретил «покупать такие листы, как печатали немцы, еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению».

Тeм не менее мастерство лубка продолжало развиваться.

Уже в 17 в. лубки стали фактически главным (если не единствен­ным) массовым носителем информации. Лубки входили в каждый дом - от царских палат до убогих крестьянских изб. Это был один из ранних прорывов печатной массовой культуры в повседневный русский быт.

Лубки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. Неудивительно, что рекламная функция занимала в лубочной продукции не последнее место. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы.

«Социальное бытование лубка» расши­рилось в петровскую эпоху. Они использо­вались для прославления побед русского оружия, знакомства с дальними странами. Именно с помощью этих широко доступ­ных носителей информации Петр пытался внедрить в российский быт новые обычаи, манеру одеваться, формы проведения досу­га. Так что лубки можно смело рассматри­вать как первую в России печатную рекла­му.

СЛАЙД

Цирюльник хочет расколь­нику бороду брить». Лубок. Первая четверть XVIII в. По мнению круп­нейшего специалиста по русскому лубку - Д. Ровинского - лубок был сделан по приказу Петра I, боровше­гося с приверженностью раскольни­ков не только к «старой вере», но и к традиционному образу жизни

По монаршему изволению лубочные мастера начали настойчивое внедрение в русский быт табака. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, курение табака запрещалось под страхом смертной казни; при отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, к курильщикам применяли телесные наказания. Петр же и тут решил догонять Европу. Подобно тому, как в Англии в XVII в. пресса рекламировала чай, кофе и шоколад, в России лубки XVIII в. популяризировали табак:

Вот, скажем, компания нюхающих табак из восьми человек с довольными лицами. И подпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».

Были листы, рекламировавшие иноземную модную продукцию. Вот, к примеру, лист, озаглавленный «Французский магазин помады и духов». Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышите ответ: «О, мсье! Самое свежее!»

Призывный смысл этого лубка очевиден. Перед нами образец наглядной торговой рекламы.

Полноценный рекламный характер имеет подборка лубочных картинок, призванная уменьшить опасность эпидемии оспы.

СЛАЙД

На одной из картинок изображены были два крестьянина: один здоровый, другой – обезображенный оспой. К каждому из них прильнули по трое ребятишек. Далее идут стихи:

«Какой позор рябым уродливым мальчишкам,

Смотрите, как они хорошим ребятишкам

Дурными кажутся и как от них бегут,

Товарищами их в игрушку не зовут,

С уродами ж играть как будто все боятся

И так спешат от них скорее прочь убраться».

Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы.

СЛАЙД

Множество лубков посвящалось религиозной тематике, в том числе и борьбе с раскольничеством (разъяснялся смысл крестного знамения сложением трех, а не двух, как в старообрядчестве, перстов; необходимость обривать бороды и т.п.). Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение и посылались в подарок от архимандрита купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»

Покаяние ради спасения души - призыв, который постоянно звучит в русской культуре XVII-XVIII веков. Традиция обязывала предоставлять право покаяния даже закоренелым преступникам. Обряд покаяния нередко бывал организован как массовое зрелище, имевшее целью как назидание, так и устрашение.

Об одном из таких случаев повествует лубок, распространявшийся в мае 1767 г. в связи с покаянием двух убийц -мужа и жены Жуковых. Листок изображал преступников, закованных в кандалы, с зажженными свечами на фоне Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Далее следовал текст, объявлявший о порядке проведения этой акции. В нем, в частности, говорилось: «Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого часа и в которой церкви сей злодеи исповедать будут всенародное свое покаяние».

СЛАЙД Торговец лубочными картинками и торговец стальными изделиями в Екатерининское время

СЛАЙД

Ос­новные изобразительные принципы лубочной рекламы:

  • схематич­ность, плоскостность изображения;

  • выделение (раз­мером, цветом, постановкой на пер­вый план) значимых изображений;

  • контрастность цветов; их яркость; чистота цвета внутри контура;

  • «залезание» за контур цветового пятна;

  • нарушение законов перспективы, соразмерности отдельных изображаемых объектов.

СЛАЙД

Ос­новные содержательные принципы лубочной рекламы:

  • доходчивость,

  • возможность самостоятельного «домыс­ливания» изображенной ситуации,

  • убеждение с помощью контраста, противопоставления: здоровье - болезнь, красота - уродство, святость - греховность

СЛАЙД

Именно эти особенности можно считать фундаментальными чертами русского национального стиля рекламы, рассчитанной прежде всего на массового зри­теля.

Параллельно с развитием ремесленного художества XVII века, совершенствовалась профессиональная гравюра.

В конце XVII столетия фряжский стан для печатания эстампов по меди был заведен в царском дворце при Придворной типографии. В начале XVIII века царская гравировальная мастерская перемещается в Петербург.

Одно из ее первых произведений на новом месте изображало трубящего в рог бога коммерции Меркурия - символ торгового процветания - на фоне строений рождающейся новой столицы.

СЛАЙД

Петр I (1672-1725, правил в теч. 36 лет, с 1689 г., с 1721 г. - император) заказывал серии изображений, славившие его боевые победы, талантливым граверам - братьям Ивану и Алексею Зубовым. Некоторые из этих гравюр подносились иностранным послам как напоминание о могуществе российского оружия. Подобные листы выполняли, наряду с общеэстетической, также и функции политической рекламы.

Петр I культивировал и иные формы пропаганды могущества Российского государства. В многолюдных триумфальных шествиях, торжественных фейерверках задачи политической рекламы реализовались с размахом творческой фантазии. Так, в 1721 г. в Москве по случаю подписания Ништадтского мирного договора со Швецией были построены четыре триумфальные арки, украшенные изображениями античных персонажей. Расшифровка аллегорических фигур и символов предлагалась в печатных комментариях, распространявшихся значительным тиражом в виде летучих листков.

Первый русский император не скупился на затраты в целях политической рекламы. Фейерверки регулярно проводились на Новый год, а также по случаю тезоименинств членов царствующей фамилии и иных крупных политических событий (военных, заключения мирных договоров и т.д.). По случаю триумфа под Полтавой в 1709 году русскому послу в Голландии приказано было организовать фейерверк в Амстердаме.

Петр I нередко сам исполнял обязанности пиротехника и придумывал рецепты «огненных хитростей». В ночном небе разыгрывались фантастические зрелища: двигались аллегорические фигуры, возникали и рассыпались гербы воюющих государств. (Один залп фейерверка в то время обходился в 10 тыс. руб. Для сравнения: корова стоила 3 руб.)

Бесспорной популярностью пользовались карнавальные масляничные шествия и святочные игры. Опираясь на народные традиции, Петр I устраивал маскарадные гулянья, и здесь не упуская возможность утвердить идею могущества самодержавия.

Все шире распространялась среди народа продукция московских и петербургских типографий. Петр I начал вводить для массового употребления печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Среди них были, афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ, а также листки, посвященные очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям.

СЛАЙД

Петровское время, т.е. первая четверть XVIII в., донесло до нас многочисленные и разнообразные примеры рекламной деятельности, обилие знаковых вариантов рекламирования: устную речь, лубок, гравюру, печатные тексты и разнообразные рекламные акции (шествия, манифестации, фейерверки). Архаичные способы воздействия, вроде проповедей из уст юродивых, оттеснялись, но не исчезали совсем вплоть до конца XIX в.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]