Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 3 Региональная номенклатура и политическая элита 121

кадровым вопросам. Центр, по всей видимости, надеялся на то, что региональные партийные власти сумеют сами, своими специфическими способами решить проблему сохранения власти в своих руках, что позволит стабилизировать обстановку в целом. Объективно местные комитеты на уровне партийных решений добились практически всего, чего хотели — исключительной монополии на 95 % кадров номенклату­ры, отвечающих за основной объем производимой продукции. Если бы такие возможности, но 10-15 лет назад! Для региональных комитетов (рескомов, крайкомов, обкомов) перестроечные процессы становились вдвойне опасными. Противниками для них стали и реформистски на­строенная часть «верхов», и «низы», требовавшие реформ.

3.1.2. Номенклатура региональных партийных комитетов

Номенклатура региональных комитетов строилась аналогично номен­клатуре ЦК КПСС, хотя в ней были свои структурные особенности. В региональные номенклатуры не включался целый ряд групп ответствен­ных работников, которые могли контролироваться только на уровне ЦК КПСС. К ним нужно отнести, что вполне естественно, руководящих работников учреждений и организаций СССР за границей, командиров и политический состав войск Советской армии и флота (кроме военного комиссара области и начальника политотдела областного военного ко­миссариата, которые, кстати, даже не входили в номенклатуру ЦК КПСС).

Изменения в структуре номенклатуры кадров обкома отражали тен­денции, которые лишь частично совпадали с тенденциями развития региональной номенклатуры ЦК. Так, происходило некоторое сокраще­ние численности должностных позиций, по которым необходимо было утверждение обкома КПСС. Самые радикальные сокращения численно­сти состава, как можно полагать на основании данных табл. 10-11, происходили в первой половине и середине 1950-х43 и в конце 1980-х гг., когда общий объем номенклатуры сокращался примерно в полтора-два раза. Однако удельный вес основной номенклатуры обкома оставался в целом стабильным — 60-70 %.

При анализе динамики соотношения основных отраслевых групп работников номенклатуры (табл. 12-13) можно установить, что происхо­дила эволюция от «партийно-государственной» номенклатуры (около 70% состава номенклатуры в 1953 г.) к «партийно-хозяйственной» (более 70% в 1956 г., 60-70% во второй половине 1950-х, 1960-1980-е гг. ) и затем, в конце 1980-х гг.,— снова к «партийно-государ­ственной» номенклатуре, причем партийная номенклатура преврати­лась в доминирующую (более 50% от состава номенклатуры).

Резкое возрастание роли директората с середины 1950-х гг. было вызвано в первую очередь спецификой проведения советского варианта аграрной политики. Усиление партийного руководства сельским хозяй­ством воспринималось как увеличение количества кадров, контроль за

122

В П Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг )

которыми нужно было обеспечить. Характерный штрих: несмотря на то что в 1953 г. были приняты решения о сокращении региональных партийных номенклатур, уже в 1955 г. численность номенклатуры Перм­ского ОК КПСС превышала номенклатуру 1953 г. на 35%, причем увеличение произошло за счет кадров сельскохозяйственного отдела (к тому же за счет основной номенклатуры!)44. В дальнейшем этот явный перекос был устранен, хотя длительное время в состав номенклатуры ОК входили все председатели колхозов и директора совхозов. Их включение в номенклатуру объяснялось не столько экономическими, сколько политическими факторами: колхозы и совхозы были одновре­менно и центрами реальной власти на местах, от руководителей которой зависело поведение населения.

У областной номенклатуры были и другие особенности, вызванные спецификой данного уровня власти. Так, особенно велика была роль в номенклатуре ОК кадров уровня городов и районов, что вполне есте­ственно (табл. 14-15). Их удельный вес всегда был достаточно высок, составляя от 40 до 60 %, лишь в 1970 — первой половине 1980-х гг. опускаясь до 35-40 % состава номенклатуры.

Значительно менялся удельный вес в номенклатуре руководителей производств, трудовых коллективов: в первой половине 1950-х гг.— около четверти состава, в 1950-1980-е гг.— от 30 до 40 %, в 1989 г.— резкое падение до одной шестой (одной десятой) части состава. Если на протяжении более чем тридцати лет областная номенклатура была тесно связана с широким полем низовых руководителей, то в конце 1980-х гг. она начинает замыкаться только на слоях партийных и государственных чиновников районного и областного уровней. Это просматривается и по динамике территориального распределения об­ластной номенклатуры: в начале 1950-х гг. в областном центре было сосредоточено около 30 % номенклатуры ОК, в 1960-1980-е гг.— около 35-40 %, то в 1989 г.— почти половина45.

Можно отметить и такое явление, как усиление процесса «номенкла­турного самоограничения»: номенклатура только обкома46 постепенно стала включать в себя все большую часть кадров, увеличив свою долю к концу 1980-х гг. более чем в два-три раза (по сравнению с началом 1950-х гг.). Это была привилегия обкома.

Все десятилетия после смерти Сталина прошли под знаком увеличе­ния влияния региональных комитетов на кадры номенклатуры, и в первую очередь — за счет должностей, которые раньше были номенкла­турой ЦК. Так, в полное ведение региональных комитетов перешли почти все должности секретарей горкомов и райкомов партии, предсе­дателей исполкомов городских советов областных центров, заведую­щих кафедрами общественных наук вузов (из основной номенклатуры ЦК для крупных вузов в 1950-е гг.— в учетную номенклатуру обкома в 1980-х гг.), ряда чиновников региональных исполкомов и др.

Эволюция номенклатуры обкомов свидетельствует о том, что, не­смотря на ряд важных изменений, и в конце 1980-х гг. ключевые позиции