Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Рогинский_Г_З_Развитие_мозга_и_психики.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
19.59 Mб
Скачать

9. Различение цвета у пчел.

Интересные материалы по вопросу об особенно­стях «памяти» у насекомых собраны крупным совет­ским ученым В. А. Вагнером.

Вагнер взял из шмелиного гнезда два десятка насекомых и унес их в закрытой коробке на несколь­ко километров от гнезда. В разных местах эти шмели, предварительно помеченные различными красками, были выпушены. К вечеру Вагнер обнару­жил всех шмелей в гнезде.

Вопрос о том, является ли способность найти гнездо результатом запоминания или особым «чув­ством направления», окончательно не решен.

10. Различение формы у пчел

В остроумных экспериментах Вагнера выяснены качественные особенности «памяти» у насекомых. Шмели, улетающие довольно далеко от гнезда, обыч­но всегда в него возвращаются, но в случаях пере­мещения гнезда на 1/2 метра, они его не находят. На основании этих данных Вагнер пришел к выводу, что насекомые запоминают не предметы, а направ­ления, и что память у них не предметная, а топогра­фическая (на место). В дальнейшем Бете произвел такие же опыты над пчелами. Оказалось, что пчелы не могли найти своего улья, который поворачи­вался исследователем на 90 градусов или отодви­гался на 1 метр (рис. 11).

11. Топографическая память у пчел.

Поведение насекомых главным образом склады­вается из инстинктов. Эта унаследованная форма сложного поведения дала основания к распростране­нию различных мнений о разумной, целесообразной и вместе с тем загадочной и непонятной организации жизни таких существ, как насекомые.5 действительности же ничего загадочного и ра­зумного в инстинктивном поведении насекомых нет. Возникнув и закрепившись в процессе приспособле­ния животных к условиям жизни, инстинкты прояв­ляются приблизительно одинаково у особей одного вида.

12 Жуки-магильщики слетаются к мертвой птице.

Шмели и пчелы, вылупившись из коконов, без всякой выучки или подражания строят из воска ячейки и соты точно так же, как и все особи данного вида.

Кажущаяся разумной целесообразность инстинк­тивных действий опровергается множеством объек­тивных наблюдений.

Когда Шабр прокалывал внизу соты, из которых мед вытекал, то пчелы продолжали наполнять свои дырявые восковые ячейки. Жуки-могильщики, как известно, обладая прекрасным обонянием, издалека слетаются к падали. Зарывая мертвую птицу, мышь и т. п. в землю, они затем откладывают на мертвое тело свои яйца (рис. 12).

13. Жуки-могильщики подкапывают землю под привязанным мертвым кротом.

Фабр подвесил мертвого крота к перекладине на двух подставках так, что крот касался земли. Жуки прилетели на падаль, долго рыли под ней землю, но не сумели использовать добычу, так как они в своем поведении не вышли из системы обычных инстинк­тивных действий (рис. 13).

14. Оса-сфекс тащит парализованною кузнечика в норку.

Поведение некоторых ос поражает своей «целесо­образностью». Оса сфекс, например, пользуется в ка­честве живой добычи кузнечиками. Она парализует уколами своего жала нервные узлы кузнечика, тащит его за усики в норку и откладывает в него яйцо. Из этого яйца через некоторое время развивается ли­чинка, которая питается парализованным, как бы консервированным, кузнечиком. Обыкновенно, преж­де чем опустить кузнечика в норку, оса оставляет его у входа, а сама спускается вниз подготовить место.

15. Оса-амофилла парализует гусеницу.

В этот момент Фабр, подстерегавший осу у норки, отрезал усики кузнечику. Оса, выбравшись из норки, {16} долго ощупывала и нюхала добычу. Затем, не обнаружив усиков, она улетала за новой жертвой. Фабр много раз повторял эксперимент. Каждый раз оса уползала в норку, оставляя кузнечика снаружи, каж­дый раз отказывалась брать кузнечика с отрезан­ными усиками и улетала за новым. Оса таскала к своим норкам груды кузнечиков, но, действуя по определенному шаблону, она задачи не решила. Такие особенности поведения образовались в резуль­тате естественного отбора.

В процессе развития выживали и давали потомство лишь особи, которые не убивают, а только парализуют добычу. Все сфексы тащат парализованных кузнечиков за усики, и изменение обычных условий наглядно выявляет отсутствие «сообразительности» (рис. 14).