Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
денисенко политология.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
677.89 Кб
Скачать

5. Особенности развития политической мысли в России в хviii веке: и. Посошков, ф. Прокопович, а. Радищев

Специфика российской политической мысли в данный исторический период заключалась в следущем: связь с православием; традиции соборности; большое значение моральных принципов; дух авторитаризма.

Иван Тихонович Посошков (1652–1726) – крестьянин из села Покровского, расположенного недалеко от Москвы. По своему социальному положению был далек от царя и его «птенцов», но тоже был одним из выдающихся современников Петра I. Никаких училищ не кончал, однако, будучи некоторое время раскольником и благодаря своему незаурядному уму, большой начитанности, стал первым «экономистом» в истории России. Горячий патриот, он ясно видел недостатки современного ему общества. Смело обличая их в своих сочинениях, искал пути их устранения и исправления. Россия должна идти вперед, писал он, и только в наиболее полном развитии производительных сил заключается ее спасение. Желая способствовать изысканию средств для лучшего «переустройства Русского государства», талантливый самоучка в своих «доношениях» на имя царя и других влиятельных духовных и гражданских лиц предлагал ряд реформ и проектов, которым не суждено было осуществиться при его жизни.

Посошков написал три дошедших до наших дней сочинения: «Завещание отеческое», своего рода Домострой XVII века, воссоздающий идеалы того времени; «Зерцало суемудрия раскольнича», рассказывающее об истории и причинах раскола в русской православной церкви; и самое важное и интересное – «Книгу о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается напрасная скудость, от чего богатство умножается».

Являясь сторонником преобразований Петра I, Посошков в своей последней книге выступал за развитие промышленности и торговли и предлагал усилить разработку полезных ископаемых страны. Подчеркивая значение «праведных» законов (вещественное богатство), в основу всего он ставил производство материальных благ – «от чего умножиться может изобильное богатство». Главную причину «скудости» страны Иван Тихонович видел в отсталости сельского хозяйства, а эту отсталость объяснял прежде всего жестокой эксплуатацией закрепощенного крестьянства.

Связывал процветание России с активным участием государства в процессе развития капиталистических отношений; с ограничением привилегий высших сословий; с ослаблением феодальных отношений; с просвещением народа.

Феофан Прокопович (1681–1737) – знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 году в Киеве, в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в иезуитскую коллегию святого Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древне-классической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году возвратился в Киев.

Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень примечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, Феофан выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми русскими предрассудками. Восторженным панегириком преобразовательных начинаний государя явился Феофан также и в своих проповедях, одна из них – по случаю Полтавской победы 1709 года – была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 году Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором академии.

Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве Феофан естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург. Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «слово о власти и чести царской» (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно ополчался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 году Феофан сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им составлен «Духовный регламент» (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве.

С 1720 года Феофан был архиепископом новгородским и вскоре сделался первенствующим членом Святейшего Синода. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая при том во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, – тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещенного деспотизма», всецело разделялись государем.

Александр Радищев (1749–1802). Основное произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву». Теоретической основой политических взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. В произведениях Радищева отражены революционные события английской, американской и первого года французской революций.

Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. Положительный закон должен иметь основание в естественном законе: по природе все люди равны, и если один порабощает других, то «тут никакой не может быть связи, разве насилие». Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же. Крепостничество противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.

Радищев раскрывает также экономическую несостоятельность крепостного права, его противоречие развитию сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан».

Впервые в истории русской политической мысли Радищев выдвинул концепцию народной революции. Критика надежд на совестливость помещиков или «просвещенность» монархов, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу: «Из мучительства рождается вольность».

В послереволюционной России, с точки зрения Радищева, должен был установиться республиканский строй: «На вече весь течет народ». Вопреки господствовавшей абсолютистской идеологии он стремился примерами истории доказать способность русского народа к республиканскому правлению: «Известно по летописям, что Новгород имел народное правление». Однако концепцию разделения властей Радищев не признает, считая, что только народ является истинным Государем. Народ сосредотачивает всю полноту власти в своих руках.

Государственное устройство России он представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое государство сможет обеспечить народу его естественные права, которые заключаются в следующих свободах: мысли, слова, деяния, в самозащите, в праве собственности и быть судимым равными себе.