Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
28 глава.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
228.86 Кб
Скачать

Глава 28. Социология знания Карла Маннгейма 707

лей»1. Иными словами, Маннгейм стремится, по его определе­нию, выйти за рамки «концепции частичной идеологии» (particular conception of ideology), когда только отдельные ее ас­пекты критически рассматривались с точки зрения их пристра­стности. Он приходит к целостному ее пониманию, согласно которому все стили мышления во всей их полноте, их формы и содержание постигаются во взаимосвязи с социальной позици­ей их носителя. Один из примеров, приведенных Маннгеймом, помогает это проиллюстрировать: «Когда в начале XIX века ста­ромодный немецкий консерватор говорил о «свободе», под этим он понимал право каждого сословия жить в соответствии со своими представлениями о свободе. Если он принадлежал к консервативно романтическому или протестантскому направле­нию, он понимал ее как «внутреннюю свободу», т. е. как право каждого индивида жить согласно своим личностным представ­лениям... Когда же либерал в то же самое время использовал по­нятие «свобода», он подразумевал свободу именно от тех приви­легий, которые старомодному консерватору представлялись подлинной основой всякой свободы... Короче, даже при ис­пользовании одних и тех же понятий, угол зрения определяется интересами наблюдателя. То есть мышление направляется в со­ответствии с ожиданиями определенной социальной группы»2.

Маннгейм не дает точного определения типов отношений между социальной структурой и познанием. Он утверждает, что понятие «экзистенциальная обусловленность» (existential determi­nation) не предполагает существования чисто механической причинно-следственной связи. Он подчеркивает, что только путем эмпирического исследования можно раскрыть истинную природу этой зависимости в конкретных случаях. Однако, как показал Мертон3, Маннгейм использовал множество понятий, чтобы показать связь между мышлением и социальной структу­рой. Иногда он утверждал, что социальные факторы являются непосредственной причиной интеллектуальных результатов.

1 Mannheim К. Ideology and Utopia: An Introduction to the Sociology of Knowledge. P. 130.

2 Ibid. P. 245.

3 См.: Merton R. K. Social Theory and Social Structure. N. Y., 1957. P. 498, 499. Глава, посвященная Маннгейму («Karl Mannheim and the Sociology of Knowledge»), оказалась незаменимой для автора настоя­щей главы.

708 Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами

В другое время он объяснял возникновение определенной формы мышления интересами субъектов. А порой он лишь за­являл, что средоточие интересов субъекта ориентирует его только на определенные конкретные идеи, и не на какие дру­гие. Иногда же в его работах встречаются места, где он исхо­дил из существования некоторого «избирательного сходства» (elective affinity), некоторой «совместимости» (compatibility) или «соответствия» (congruity)1. Наконец, в работах Маннгейма можно найти и довольно неубедительные формулировки, опре­деляющие связь между мышлением и обществом. Например, вместо того, чтобы доказать непосредственное воздействие со­циальных факторов, он лишь утверждал, что появление некото­рых совокупностей идей имеет предпосылкой появление опре­деленных групп, которые становятся их носителями. Иначе го­воря, если использовать марксистскую терминологию, когда речь идет об установлении связи между базисом и надстройкой, Маннгейм не придерживался четкой линии в своих взглядах, переходя с одной точки зрения на другую. Хотя порой он и за­являл, что социальные факторы являются необходимыми и достаточными условиями для появления некоторых идей, в другое время он был склонен ограничивать это заявление, под­черкивая, что только способствующие социальные факторы по­зволяют определенным конгломератам идей найти выражение и быть услышанными.

Различные социальные положения носителей идей в подав­ляющем большинстве произведений Маннгейма осмысляются в понятиях действия классовых факторов. Мышление обладаю­щих благами (beati possedentes) резко отличается от мышления лишенных благ, идеи среднего класса — от идеологии феодаль­ных слоев, утопическое мышление, основанное на видении бу­дущего обездоленными, — от взглядов, высказывающихся в защиту существующего порядка теми, кто заинтересован в со­хранении статус-кво. Однако Маннгейм не ограничивался про­граммой изучения социальных проблем, заимствованной из классового анализа Маркса. В качестве экзистенциальных де­терминант идей он включал в нее ряд других социальных факто­ров, таких, например, как статусные группы, профессиональ-

1 Приводимые здесь в оригинале термины иллюстрируют широкий спектр понятий, используемых Маннгеймом для того, чтобы показать связь между мышлением и социальной структурой.