Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Важная ценность ментального здоровья.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
129.02 Кб
Скачать

Духовное измерение ментального здоровья.

Многие согласились бы, что полнота человеческого существования включает духовное измерение человеческой жизни (Smith, 2003). Оптимальные условия духовной жизни подразумевают компонент ментального здоровья, но это также расширяет поддержку людей и стремление их общества трансцендировать свои переживания. Духовность делает важный вклад в качество жизни многих людей по всему миру. Это зафиксировано в исследованиях WHO более четырех тысяч людей в 18 странах по всему миру. Такие качества, как благоговение, смысл жизни, вера и связь с духовным существованием вносят существенные вклады на всех уровнях качества жизни, создают оптимальные условия психологического существования или социальных связей (Saxena, O’Connell, Underwood, 2002). При развитии нового метода измерения качества жизни людей с ВИЧ, WHO сделало заключение, что критично измерять вклады духовного фактора в жизнь человека. Многие люди, живущие с ВИЧ, в своих отчетах говорили, что переживают более интенсивную духовную жизнь, как результат их инфицирования ВИЧ (WHOQOL AIDS Group, 2003). В ситуациях, таких как эта, когда конец жизни определен, особые элементы духовности могут укреплять ментальное здоровье.

Духовность может существовать независимо от религиозной практики или принадлежности к какой – либо духовной организации, но у большинства людей их духовность вложена в религиозный контекст. В статье, обобщающей соответствия религий исследованиям и практики публичного здоровья, Chatters (2000) утверждает:

Религиозные доктрины могут поддерживать позитивный взгляд на природу человека и личность, что порождает аттитюды и эмоциональные состояния, которые ассоциируются с лучшим физическим и ментальным здоровьем. Вера в важные ценности и уникальность каждого человека может укреплять чувство самооценки. Религиозные нормы и запреты могут регулировать интерперсональное поведение и аттитюды по отношению к другим в направлении, которое придает особое значение разнообразию позитивных и просоциальных целей (т.е. межличностной теплоте и дружелюбию, любви, состраданию, гармонии, толерантности и прощению), и которые снижают вероятность вредных и стрессовых межличностных взаимодействий (p. 345).

Надежда и безнадежность выступают важными детерминантами ментального здоровья. Например, в состоянии депрессии безнадежность выступает одним из ключевых симптомов. Некоторое количество хорошо организованных клинических и эпидемиологических исследований показали, что духовность может при некоторых обстоятельствах помочь предупредить депрессию (Koenig, McCullough, Karson, 2001). Духовность может обеспечивать надежду людям в состоянии отчаяния, и в этом смысле предупреждать суицид, который часто выступает результатом решения, что жизнь не имеет смысла. В опросе, какую роль играет духовность в жизни, люди отвечали, что духовность обеспечивает способность глубоко переживать мир даже в центре ментального дистресса (Underwood, Teresi, 2002). Духовность побуждает людей сделать шаг из ментального дистресса и переживать комфорт и умиротворенность. Доказано, что особенно на пике кризиса специфический тип духовности может быть сильным ресурсом, работающим как буфер против чрезвычайного ментального дистресса и безысходности (Pargament, 1997).

Огромное количество исследований в недавнее время дополнили взгляд на роль духовности и религии в предупреждении проблем, связанных с употреблением алкоголя. Одно из исследований показало, что городские афроамериканские юноши, кто воспринимает, что они «работают в кооперации с богом», совсем не имеют проблем с алкоголем, по сравнению с теми, кто не имеет подобных верований и религиозного опыта (Goggin et al, 2003). Pardini et al. (2000) выявил в исследовании 237 лиц, злоупотребляющих алкоголем, что высокий уровень религиозной веры и духовности предсказывает высокий уровень оптимистической ориентации в жизни, значительное восприятие социальной поддержки, высокую гибкость к стрессам и низкий уровень тревожности. Как дополнение, в исследовании более 2000 женщин - близнецов, Kendler, Gardner и Prescott (1997) заявили, что употребление выпивки и сигарет как угроза жизни в форме алкоголизма и никотиновой зависимости имеют обратную зависимость с личностной религиозной верой (такими характеристиками, как частота моления и поиск духовного удовлетворения). Религия и духовность могут также улучшать здоровье, влияя на здоровое поведение и практику (например, здоровая диета, упорядоченный секс и ограничение аддиктивных веществ), что часто может повышать физическое здоровье, и через все это могут улучшаться оптимальные условия существования, включая ментальное здоровье (Koenig, McCulloug, Larson, 2001).

Сохранение ментального здоровья также имеет позитивный эффект в развитии здоровой духовной жизни. Сложно смотреть позитивным, надеющимся взглядом, иметь веру или сохранить моральное лицо перед вызовом и иметь представления, требующие этического поведения, ведения духовной жизни, если ум затуманен проблемами ментального здоровья. Религия также может делать негативные вклады в персональную духовность, кроме того, вызывать чувство вины и несоответствующее мстительное поведение. В общем, однако, позитивный вклад религии в духовность доминирует.

Одним из значительных направлений вложения духовности в человеческие ценности выступает то, что духовность намерена определить существование на пути, находящемся за пределами простой способности функционировать:

Функциональный мир определяет людей в терминах, насколько эффективно они исполняют свои функции: другими словами, чем «человеческие действия» лучше человеческого существования. Духовное отношение намерено рассмотреть функциональный аспект как одну из частей жизни. Другие же источники, такие, как корни мотивации и аттитюдов, такие, как оценка, благоговейный трепет и сострадающее существование, в конечном счете, более значимы (UnderWood – Gordon, 1999, p. 60).