Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция (2).docx
Скачиваний:
101
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
56.46 Кб
Скачать

Антилокализационизм

 

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты, в конечном счете, подорвали веру в локализационизм и привели к возникновению альтернативного учения - антилокализационизма.Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в центральной нервной системе нет достаточных оснований.

В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятиифункционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения - с поражением затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха - с поражениями височных долей больших полушарий и т. п. В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.

Накопленный опыт в области последствий локальных поражений мозга послужил основой для возникновения теории системного строения речевой функции и ее динамической локализации в мозге, которая положила конец тянувшейся более века дискуссии локализационистов и антилокализационистов. Эта теория была создана трудами отечественных неврологов и нейрофизиологов Н.А. Бернштейна, П.И. Анохина, А.И. Ухтомского, психолога Л.С. Выготского, основателя нейропсихологии А.Р. Лурии и др.

Термин «динамическая» по отношению к локализации обусловлен тем, что, соответственно представлениям названных ученых, одна и та же зона мозга может включаться в самые разные ансамбли мозговых областей, т.е. динамично менять свое положение и роль. При осуществлении одной функции она функционирует совместно с одними зонами, а при осуществлении другой - с другими, как цветные стеклышки в детской игрушке калейдоскоп: стеклышки те же самые, а изображение разное - в зависимости от изменений их сочетания. В каждом конкретном ансамбле мозговых зон, участвующих в реализации функции, роль каждой из них специфична [3].

Такая способность нервных структур - быть по-разному задействованными в разных функциях - является ярким воплощением биологического принципа экономии, которая позволяет сделать наиболее оптимальным способом реализации тот или иной вид психической деятельности.

Несмотря на такую сложность мозговой организации ВПФ, к настоящему времени гораздо больше известно о том, какую Функциональную специализацию имеют разные области мозга, что отражено на специальных картах мозга.

Указанные в них зоны являются результатом исследований не только в рамках нейропсихологии, но и гораздо более давних научных изысканий.

Выдающийся отечественный нейрофизиолог П.К. Анохин определяет каждую функциональную систему как определенный комплекс, совокупность афферентных сигнализаций, «который через акцепторы действия направляет выполнение ее функции».

П.К. Анохин выявил важнейшую закономерность высшей нервной деятельности, а именно то, что внешние афферентные раздражители, поступающие в ЦНС, распространяются в ней не линейно, как принято было считать ранее, а вступают в тонкие взаимодействия с другими афферентными возбуждениями. Эти «объединения» могут пополняться новыми связями, обогащаясь ими. Деятельность в целом видоизменяется. Именно объединение афферентаций является непременным условием принятия решения.

Таким образом, афферентному синтезу как механизму высшей психической деятельности П.К. Анохин придавал первостепенное значение. Наконец, нельзя не остановиться на том, что он ввел в науку понятие «обратной афферентаций», т.е. механизм который информирует о результатах выполненного действия чтобы организм оценил их. В настоящее время эта идея развилась в целое научно-практическое направление медицины, называемое БОСом (биологической обратной связью).

Понятие локальных ВПФ в значительной мере развито Н.П. Бехтеревой, которая разработала понятия гибких и жестких звеньев мозговых систем. К жестким звеньям Н.П. Бехтерева отнесла большую часть областей регуляции жизненно важных внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем), ко вторым - области анализа сигналов внешнего (и отчасти внутреннего) мира, зависящих от условий, в которых человек находится. Н.П. Бехтеревой было выявлено, что изменение условий приводит к существенным изменениям в работе мозговых структур, обеспечивающих ту или иную функцию, а главное, в том, какие именно зоны мозга выключаются или включаются в деятельность. Эти данные показали, что локализация ВПФ может меняться не только от возрастных показателей, когда одни звенья как бы отмирают, а другие подключаются, или же от индивидуальных особенностей мозговой организации психической деятельности, но и от условий, в которых деятельность протекает. Отсюда, помимо этого, вытекают далеко простирающиеся выводы о соблюдении необходимых условий воспитания, обучения и вообще жизни человека, а также о подборе оптимальных условий для протекания этих процессов.

По мнению Ж. де Ажуриагерра и X. Экаэна, принципиально важно положение X. Джексона о положительных и отрицательных симптомах нарушения ВПФ. Под отрицательными понимается выпадение функции, а под положительными - освобождение нижележащих зон, которые до поломки находились под контролем более высоких. К этому Ж. де Ажуриагерра и X. Экаэн добавляют, что высвобождение нижележащих областей мозга и соответствующих функций связано с нарушением равновесия между типом реагирования на внешние стимулы нижними и верхними зонами мозга.

Нейропсихология начала складываться в 1920-40-е гг. в разных странах и особенно интенсивно в России, что вызвано успехами психологии, нейрофизиологии и медицины.

Основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р.Лурия, однако первые нейропсихологические исследования проводились еще Л.С.Выготским в 1920-е гг

Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В.Зейгарник со своими сотрудниками:

  • Были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;

  • Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов – в других.

    • С позиций нейропсихологии представляют интерес работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (н-р, Д.Н.Узнадзе).

    • Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. Прежде всего, это работы Б.Г.Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий ГМ. В них получен обширный фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия полушарий ГМ в таких видах психической деятельности, как осязание, пространственная ориентировка и др.

    • Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в лабораториях. К ним относятся исследования Г.В.Гершуни, посвященные слуховой системе и позволившие по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов КБП у человека.

      • Работы Е.Н.Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов.

        • Т.о., отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология, определяется многоплановым характером ее центральной проблемы – «мозг как субстрат психических процессов».

        • Современная нейропсихология развивается, в основном, двумя путями:

Отечественная нейропсихология

Создана трудами Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, продолжается их учениками.

Традиционная западная нейропсихология

Наиболее яркие представители – Р.Рейтан, Д.Бенсон, Х.Экаэн, О.Зангвилл.

.Теоретические представления отечественной нейропсихологии определяют и общую методическую стратегию исследований. Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

В современной американской нейропсихологии главным методологическим подходом к изучению больных с локальными поражениями мозга является применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций.

В настоящее время как теоретические положения, так и методы отечественной нейропсихологии приобретают все большую популярность у западных исследователей. Богатое научное наследие, оставленное А.Р.Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии.

Западная нейропсихология, как и психология в целом, выросла и сформировались на тестологии. Для постановки того или иного диагноза проводится обследование по ряду тестов. Количественные показатели выполнения тестовых заданий сравниваются со статистическими нормами, и на основании этого сопоставления ставится диагноз. В любой западной клинике, где проводится нейропсихологическое обследование, используется жесткий набор тестовых методик, обследование по которым проводится от А до Я. После обследования все количественные данные по набору методик выписываются и сопоставляются с локализацией поражения. На основании такого количественного сопоставления и делается вывод о том, как связана конкретная структура мозга с нарушением той или иной психической функции. Отечественная нейропсихология исходит из другого принципа: принципа качественного анализа наблюдаемого дефекта, симптома. Сначала выясняется, что, как, и почему оказалось нарушенным. А когда это выяснено, уже можно давать количественную оценку. Количественная оценка в данном случае характеризует степень выраженности дефекта. Например, один больной сделал в данном тесте, скажем, две ошибки, а другой - пять, но и тот, и другой одинаково не справились с тестом. Тот факт, что первый делает мало ошибок, а второй - много, - говорит о степени выраженности конкретного нарушения. Поэтому нейропсихологическое обследование в отечественной нейропсихологии - это не строгое следование набору методик, а творческая, индивидуальная работа с каждым больным. Так что луриевские методы обследования, - Лурия называют в этом смысле "романтиком нейропсихологии", - особняком стоят среди остальных нейропсихологических методов

Клиническая, медицинская «парадигма» западных нейропсихологических работ удерживает их в собственном русле, независимом от общепсихологических идей. В них отсутствует внутренняя теоретическая связь с психологическими концепциями, и это давняя традиция западной нейропсихологии. Другая традиция – непосредственное перенесение в клинику методов экспериментального исследования, разработанных для изучения здорового человека (в основном психометрических), и увлечение количественными, а не качественными аспектами изучаемых дефектов (т.е. прием математических, статистических методов над качественным анализом, на котором настаивал А.Р. Лурия).