Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка_.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
13.77 Mб
Скачать

4.4. Формирование единого восточнославянского языка как отражение

процесса образования древнерусской этно-лингвистической общности

Восточнославянское языковое единство есть результат интеграции территориальных диалектов, обусловленной процессом формирования древнерусской народности. Слияние восточнославянских диалектов в единый язык происходит не вследствие их особой лингвистической близости, а, напротив, обусловливает ее.

Формирование единого языка включает (1) процессы унификации и нивелирования языковых особенностей отдельных говоров и (2) единообразную реализацию системных тенденций развития, унаследованных от праязыкового состояния всеми диалектами.

Возникшие до VIII в. диалектные особенности (γ < g, цве, зве < kwe, gwe, ‘цоканье’), не будучи функционально обусловленными (несущими смыслоразличительные функции, ср. город - γoрод -hород), остаются локальными, не охватывают всей системы древнерусского языка, в отличие от языковых переживаний, имеющих всегда системный характер.

Сходные с инославянскими (т.е. отражающие праславянские тенденции) явления древнерусского языка всегда отличаются своеобразием (ср. сохранение краткого гласного в сочетаниях типа *tort как в лехитских, но с полногласием; сохранение редуцированных как в лехитских, но различая их качество и после падения; шипящие на месте *tj как в южнославянских, но иные по качеству), обусловленным спецификой условий реализации: влиянием субстрата (финского, балтского) и социальной системы языка. След финнского субстрата – ‘цоканье’, причина – отсутствие оппозиции ч- ц’ в праславянском (ср. чепь – цепь).

Особенно значимую роль в формировании особенностей древнерусского языка сыграл балтский субстрат, в силу его многочисленности и занимаемой им центральной области (‘балтское сито’), через которую проходили все языковые связи и новообразования. В процессе славянизации балтов наличие общих корней, аффиксов и регулярных фонетико-фонологических соответствий (в частности, балтских кратких u - i славянским редуцированным ъ - ь) обусловило такие специфически восточнославянские явления, как полногласие (*golva > gəlova + galva > голова), сохранение и различение редуцированных ъ - ь и их рефлексов о – е после падения редуцированных в XI–XII вв..

Специфически восточнославянские фонетико-фонологические изменения, сформировавшиеся к XI в., но не ранее VIII–X вв. (рефлексы носовых гласных у < ǫ, ’a < ę; шипящие ч и ж < *tj,*kt’ и *dj; лабиализация o- < e-; полногласные сочетания, смягчение согласных перед гласными переднего ряда), не дают изоглосс, т.е. охватывают всю территорию древнерусских говоров, свидетельствуя о сложении в границах Руси единого языка и этноса.

Роль отдельных восточнославянских диалектов, финноязычных, балтоязычных, тюркоязычных групп населения Восточной Европы на различных этапах формирования древнерусского языка определяла его исторически изменявшаяся социальная система

Resume: Объяснение процессов складывания и развития древнерусского языка скрывается в социально-политической истории древней Руси.