Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Sbornik-2014

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
5.22 Mб
Скачать

время как величина ТАС ― отрицательную корреляцию, r -0,57 (p<0,05). Выявлено, что у больных 1 группы отмечалось снижение ТОС на 1,4%,

MDA-LDLc IgG на 1,9%, индекса ОС на 3,2% (W, p>0,05), рост ТАС на

4,7% (W, p<0,05), а также уменьшение уровня гликемии в 8 часов на

23,5%, в 11 часов на 26,7% (W, p<0,05), HbA1c на 1,9% (W, p>0,05). У

пациентов 2 группы достоверно корригировался уровень глюкозы крови в 8 и 11 часов, HbA1c: значение параметров снижалось на 31,3%, 25,8% и 5,8% соответственно (W, p<0,05). Также применение цитофлавина уменьшало значение ТОС, MDA-LDLс IgG и увеличение ТАС. Так снижение ТОС составило 9,6%, MDA-LDLc IgG – 12,1%, индекса ОС – 27,6%, прирост ТАС – 26,8% (W, p<0,05). При сравнении параметров ОС у больных 1 и 2 групп, выявлено существенное преимущество гипогликемизирующей терапии, модифицированной включением цитофлавина: снижение TOC, MDA-LDLc IgG и индекса ОС было на 8,9%, 11,7% и 23%, а увеличение TAC на 20,2% (U, p<0,05) больше в группе пациентов, дополнительно получавших цитофлавин.

Вывод: Аддитивная терапия цитофлавином потенцирует АОС, уменьшает напряжѐнность ОС, что подтверждается снижением индекса ОС и накопления антител класса IgG к окисленным ЛПНП у больных СД 2 типа, улучшая гликемический контроль.

51

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЬФА-ЛИПОЕВОЙ КИСЛОТЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ НЕЙРОПАТИИ

Грицай Ю.В.

Курский государственный медицинский университет Кафедра общей гигиены

Сахарный диабет (СД) является самым распространенным эндокринным заболеванием. На протяжении последних десятилетий регистрируется значительный рост числа больных сахарным диабетом 2 типа (СД 2). По данным Государственного регистра на 1 января 2012 г. в нашей стране по обращаемости зарегистрировано более 3 млн 540 тыс. больных сахарным диабетом, из них 90% - это больные диабетом 2 типа. В то же время данные контрольно-эпидемиологических исследований, проведенные Эндокринологическим научным центром в период 2005 – 2010 гг., свидетельствуют о том, что реальное число пациентов с СД превышает зарегистрированную в 3 раза. На сегодняшний день отмечается тенденция не только к увеличению заболеваемости СД 2 типа, но и развитие данной патологии в более молодом возрасте. В большей степени это связано с избыточным потреблением высококалорийной пищи, дефицитом физических нагрузок, вредным воздействием окружающей среды, некоторыми другими факторами. В связи с этим проблема профилактики и лечения осложнений СД приобретает все большую медико-социальную значимость.

Диабетическая полинейропатия (ДПН) является самым распространенным осложнением СД. ДПН – заболевание, которое характеризуется прогрессирующей гибелью нервных волокон периферических нервов, нарушениями чувствительности различных модальностей, в результате чего формируется синдром диабетической стопы, снижается трудоспособность, ухудшается качество жизни и увеличивается смертность больных СД [1]. Основными клиническими проявлениям ДПН являются интенсивный нейропатический болевой синдром, формирование вялых парезов с преимущественным вовлечением дистальных отделов конечностей, вегетативные и трофические нарушения. Своевременное выявление этого осложнения СД 2, адекватная коррекция имеющихся метаболических расстройств, всесторонняя симптоматическая терапия, направленная на устранение основных клинических проявлений, дают возможность обеспечить улучшение состояния пациентов и увеличить срок их полноценной жизни.

Лечение ДПН должно быть направлено на устранение патогенетических механизмов повреждения нервной системы при СД и включает в себя коррекцию углеводного обмена, восстановление микроциркуляции, лекарственную стимуляцию трофического обеспечения нервных клеток, а также, симптоматическую терапию и модификацию факторов риска (отказ от курения и алкоголя). По данным Diabetes Control

52

and Complications Trial (DCCT) обеспечение компенсации СД с начала заболевания снижает риск развития ДН на 69%, а компенсация углеводного обмена на любом этапе заболевания снижает риск развития ДН на 57%. Согласно данным EDIC (Epidemiology of Diabetes Intervention and Complications) стабильный адекватный гликемический контроль с момента выявления СД и в течение заболевания значительно улучшает отдаленный прогноз, снижая вероятность развития ДПН и других поздних осложнений СД - эффект «метаболической памяти» [3]. Однако, устранение гипергликемии и длительное поддержание углеводного обмена на оптимальном уровне не всегда предупреждает развитие ДПН. В связи с чем, повышается значение других методов лечения.

С целью нормализации нейрометаболических процессов при СД широко используют антиоксиданты, которые уменьшать содержание свободных радикалов, предупреждая развитие оксидантного стресса и ограничивая тем самым их повреждающее действие. Мощным антиоксидантом является альфа-липоевая (тиоктовая) кислота (АЛК). Альфа-липоевая кислота является единственным средством патогенетической терапии с подтвержденной эффективностью [4]. В клинической практике широко применяется препарат альфа-липоевой кислоты – Берлитион. Накоплен значительный опыт клинического применения препаратов АЛК у больных с ДПН. Результаты серии рандомизированных клинических исследований -РКИ (ALADIN I, ALADIN III, SYDNEY) свидетельствуют о значительной эффективности АЛК у данного контингента больных. Положительный эффект (уменьшение выраженности болевого нейропатического синдрома, регресс парестезий, восстановления изначально сниженной чувствительности), имел место более чем у половины включенных в исследования пациентов. Результаты клинических наблюдений были подтверждены данными электрофизиологического обследования (электромиографии, электронейромиографии – ЭНМГ), оценки вариабельности сердечного ритма.

Несомненный практический интерес представляет собой возможность применения препаратов АЛК у пациентов с ДПН с преобладанием вегетативных нарушений. Получены положительные результаты клинического исследования эффективности применения препаратов АЛК у пациентов с СД 2, ДПН и эректильной дисфункцией. Применение препарата по 600 мг/сут парентерально на протяжении 7 дней стартовой терапии с последующим приемом поддерживающей дозы 600 мг/сут перорально на протяжении 11 недель продемонстрировало значительный положительный эффект. Терапия АЛК оказывала положительное влияние на все звенья полового акта и ретроградной эякуляции, нарушения которых были обусловлены нейропатией. Причина неэффективности ингибиторов ФДЭ-5 у пациентов с СД - нейропатия, на которую патогенетически воздействует АЛК [6]. В ходе двухмесячного

53

контролируемого рандомизированного исследования эффективности применения АЛК у пациентов с автономной нейропатией были получены положительные результаты. Оценивались результаты тестов автономной НС и лабораторные показатели оксидативного стресса (тест Вальсальвы, проба с глубоким дыханием, ортопроба, активность супероксиддисмутазы

ит.д.). Применение препарата 10 дней по 600 мг в\в, далее 50 дней 600 мг per os продемонстрировало положительный эффект в виде улучшение тестов автономной нервной системы, уменьшение выраженности нейропатических отеков [5].

Значительное улучшение состояния у пациентов с краниальными мононейропатиями ( поражение n. oculomotorius, n. trochlearis and n. abducens) показало 70 дневное рандомизированное контролируемое исследование. Пациенты получали 10 дней по 600 мг в\в, далее 60 дней по 600 мг per os. Было выявлено значительное улучшение состояния в течение 10 дней в\в терапии, проявляющееся в уменьшении выраженности таких симптомов как двоение, птоз, мидриаз, нарушение движений глазного яблока, и полное исчезновение клинической симптоматики по завершении курса терапии [5].

Отмечается хорошая переносимость пациентами препаратов АЛК, в частность Берлитиона, подтвержденная многочисленными рандомизированными клиническими исследованиями. Частота побочных эффектов при его применении не превышает таковую у пациентов контрольных групп (получали плацебо). Наиболее частыми побочными эффектами являются аллергические реакции, кожный зуд, диспептические нарушения. Как правило, указанные расстройства выражены умеренно и не требуют отмены препарата. Важно, что применение Берлитиона может сочетаться с одновременным назначением других лекарственных препаратов. в частности, оказывающих влияние на метаболизм нервной ткани.

Таким образом, ранняя диагностика и своевременный старт терапии диабетической нейропатии позволяет повысить эффективность терапевтических мероприятий и уровень жизни пациентов с СД 2. Лечение ДПН должно быть комплексным и включать в себя помимо коррекции гликемии и модификации факторов риска назначение препаратов альфалипоевой кислоты, ярким представителем которых является Берлитион. Имеющиеся данные свидетельствуют о целесообразности, эффективности

ибезопасности применения данного препарата в лечении диабетической нейропатии.

Список литературы:

1.Котов С.В., Калинин А.П., Рудакова И.Г. Диабетическая нейропатия. М.: Медицина, 2000. 130с.

2.Martin C. L., Albers J., Herman W. H. et al. Diabetes Care 29:340–344,

2006.

3.S. TESFAYE et al. Diabetes Care 33: 2285–2293, 2010

54

4. Tankova, T. Alpha Lipoic Acid in the Treatment of Autonomic Diabetic Neuropathy. Rom. J.Intern. Med. 2004, 42(2), с. 457-464.

5. Калинченко С.Ю.,Причины неэффективности ингибиторов PDE-5 у больных сахарным диабетом, «Сахарный диабет», № 1, 2006, с.54-57.

55

К ВОПРОСУ О МОРФО-МАНИПУЛЯЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЛЕНЧАТЫХ ИМПЛАНТАТОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРОВ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ С ЗАДАННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И МАНИПУЛЯЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ

Давыдова А.В., Липатов В.А., Ярмамедов Д.М., Мосолова А.В., Инархов М.А.

Курский государственный медицинский университет Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии им. профессора А.Д. Мясникова

Актуальность Спаечная болезнь брюшной полости является одним из основных

осложнений в абдоминальной хирургии. В настоящее время известно несколько основных причин появления спаек брюшины: это перенесенные воспалительные процессы на фоне заболеваний органов брюшной полости, операционная или «бытовая» травма живота, врожденные спайки брюшины. Чаще всего спаечный процесс после лапаротомии развивается у больных в возрасте 20-30 лет. Развитие спаечной болезни в значительной степени зависит и от конституции организма. В некоторых случаях после одной лапаротомии развивается значительное количество спаек, в других случаях после ряда лапаротомий спайки не образуются.

Несмотря на большое количество исследований, этиология и патогенез формирования спаек недостаточно изучены, а также не существует надѐжных средств и методов профилактики спаечной болезни органов брюшной полости и ее лечения

Одним из перспективных направлений общей хирургии является разработка новых полимерных пленчатых имплантатов, которые при оперативных вмешательствах создают барьер, оптимизируют условия заживления поврежденных тканей, улучшают качество сопоставления швов. В Курском государственном медицинском университете, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии им. профессора А. Д. Мясникова проводятся исследования по направлению «экспериментальная импланталогия».

Цель исследования

Вусловиях эксперимента in vitro в сравнительном аспекте изучить морфологически и манипуляционные свойства новых образцов полимерных пленчатых имплантатов и по результатам ранжирования выявить наилучшие образцы для использования их при операциях на органах брюшной полости.

Материалы исследования

Вкачестве материалов для экспериментальных исследований были использованы образцы бикомпонентных полимерных мембран, разработанные ООО «Линтекс» (г. Санкт-Петербург): Cekol 1, Cekol 2, Cekol 3, Cekol 1 КМЦ + ПГЛ, Cekol ПГЛ 370, ПГЛ 1%, которые

56

отличались друг от друга различными технологиями изготовления (температурный режим, хим. агенты и т.д.).

Методы исследования Определение толщины полимерных пленчатых имплантатов с

помощью электронного микрометра iGaging 0-1"/0.00005";

Измерение массы участков образцов размером 10x10 мм. с помощью лабораторных механических весов;

Расчет объема и плотности участков образцов размером 10x10 мм с помощью MS Excel;

Определение эластичности путем фиксации угла в момент нарушения целостности образца полимерного пленчатого имплантата с помощью транспортира;

Ранжирование по Спирмену. Результаты

По результатам проведенных исследований была составлена таблица 1, которая отражает основные морфологические и манипуляционные особенности изучаемых полимерных пленчатых имплантатов.

Таблица 1 Результаты оценки морфо-манипуляционных свойств изучаемых

образцов размером 10х10мм.

Образец

Масса,

Толщина,

Объем,

Плотность,

Эластичность

 

мг.

мм.

мм3

мг/мм3

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 1

46,25 ±

0,2573 ±

26,03 ±

1,779 ±

100°±10°

 

0,263

0,005

1,164

0,751

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 1

26,84 ±

0,196 ±

19,66 ±

1,364 ±

90°±10°

КМЦ+

0,649

0,007

0,74

0,049

 

ПГЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 2

49,2 ±

0,2403 ±

24,03 ±

2,038 ±

140°±10°

 

0,421

0,012

1,207

0,119

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 3

39,15 ±

0,2404 ±

24,04 ±

1,643 ±

110°±10°

 

0,411

0,031

3,084

0,157

 

 

 

 

 

 

 

Cekol

69,1 ±

0,736 ±

73,61 ±

0,938 ±

180°±10°

ПГЛ 370

0,316

0,025

2,54

0,033

 

 

 

 

 

 

 

ПГЛ 1%

4,72 ±

0,042 ±

4,22 ±

1,125 ±

115°±10°

 

0,113

0,003

0,368

0,86

 

 

 

 

 

 

 

57

С целью систематизации и консолидации полученной информации применено ранжирование по Спирмену. За наименьший ранг было принято минимальное значение исследуемых параметров морфологических особенностей (масса, толщина, объем, плотность), что вызовет меньшую тканевую реакцию организма. Также за наименьший ранг было принято максимальное значение эластичности, так как данный исследуемый параметр является важным манипуляционным свойством. Затем полученные ранги суммировались (табл. 2). Образцы, набравшие наименьшее количество рангов (ПГЛ 1%, Сekol 1 КМЦ+ПГЛ) являются наиболее благоприятными имплантатами для использования на органах брюшной полости.

Таблица 2.

Результаты ранжирования по Спирмену

Образец

Масса

Толщина

Объем

Плотность

Эластичность

 

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 1

4

6

5

5

5

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сekol 1

2

2

2

3

6

 

 

 

КМЦ+ПГЛ

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 2

5

4

3

6

2

20

 

 

 

 

 

 

 

Cekol 3

3

5

4

4

4

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cekol

6

3

6

1

1

 

 

 

ПГЛ370

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПГЛ 1%

1

1

1

2

3

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

По результатам сравнительного анализа наиболее благоприятными для использования при операциях на органах брюшной полости являются образцы ПГЛ 1% и Сekol 1 КМЦ+ПГЛ

58

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОТРАБОТКЕ НАВЫКОВ

ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

Долгина И.И., Сумин С.А., Комиссинская Л.С.

Курский государственный медицинский университет Кафедра анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии ФПО

Обучающий симуляционный центр

Инновационный путь развития - один из стратегических приоритетов России. Реалии совершенствования современного медицинского образования во многом предопределены стремительным внедрением симуляционных технологий, к которым относится обучение навыкам оказания неотложной помощи на различных симуляторах.

Висторическую основу симуляционного обучения во всем мире положен опыт проведения симуляционных тренингов в авиации, при которых, как и при отработке практических навыков при ургентных состояниях в медицине, предъявляются высокие профессиональные требования к обучающемуся в связи со значительным риском для жизни большого количества людей [1]. Преимущество такого образовательного подхода в медицине – обучение без сопутствующего риска для пациента, неограниченное число повторений, объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого обучающегося [2].

Всоответствии с инновационными требованиями подготовки медицинских кадров в Курском государственном медицинском университете в 2008 году создан центр практических навыков, правопреемником которого является обучающий симуляционный центр (ОСЦ), в составе которого одной из первых была открыта лаборатория совершенствования неотложной помощи.

Лаборатория оборудована симуляторами для проведения базовой и специализированной сердечно-легочной реанимации (СЛР) с объективной системой оценки качества проведения реанимационного пособия, имитаторами различных аритмий, фантомами и соответствующими наборами трубок и масок для обеспечения проходимости дыхательных путей в ургентных ситуациях, фантомами и наборами катетеров для пункции и катетеризации периферических и центральных вен и проведения инфузионной терапии.

Обучение студентов лечебного факультета на элективных курсах с использованием симуляции начинается на 3 курсе и направлено на освоение первой помощи до оказания медицинской согласно перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития № 477 от 4 мая

2012 года. В соответствии с Федеральными образовательными

59

стандартами третьего поколения (ФГОС III), по которым в настоящее время проводится обучение студентов медицинских специальностей и учебным планом нашего ВУЗа на элективный курс выделяется 135 часов, из которых 90 часов аудиторные [3]. Это позволяет первоначально разобрать материал с использованием стандартных форм обучения и затем провести симуляционный курс в виде тренингов (до 79% времени) по различным темам, которые включают следующие части:

Входной контроль уровня подготовленности, инструктаж (до 10% времени);

Непосредственное выполнение учебных заданий в виде клинических ситуаций с использованием симуляционного оборудования (тренинг);

Дебрифинг - следующий вслед за выполнением симуляционного упражнения, анализ положительных моментов и ошибочных действий. Этот вид деятельности активирует рефлексивное мышление у студентов и обеспечивает обратную связь для оценки качества обучения. Часто проводится в виде просмотра видеозаписи выполненной клинической ситуации.

Повторное выполнение с учетом результатов дебрифинга.

Для оценки эффективности проведения симуляционного обучения в рамках элективных курсов регулярно проводятся срезы знаний студентов медицинских специальностей [3, 4].

Целю работы явилась оценка выживаемости навыка проведения реанимационных мероприятий на симуляторах через один год и два года после окончания обучения на базе ОСЦ КГМУ.

Материалом исследования явились данные «среза практических навыков» проведения СЛР среди студентов лечебного факультета, проходивших обучение на элективном курсе «Основы реаниматологии» на третьем курсе в 2010/11 уч. г. (курс А) и 2011/12 уч. г. (курс В).

Срез практических навыков проводился через один год (в 2012 г., 147 студентов 4 курса и два года (в 2013 г., 154 студента 6 курса) для курса А и также через один год (в 2013 г., 117 студентов 4 курса) и два года (2014 г., 126 студентов 6 курса) после окончания обучения на элективном курсе для курса В. Тестирование проводилось без предварительной подготовки, после сдачи студентами экзамена по производственной практике (через 1 год) и перед первой лекцией по реаниматологии (через 2 года).

Наибольшая выживаемость практических навыков и умений – свыше 90% после прохождения курса «Основы реаниматологии» для курса А, была выявлена у 6 навыков из 11 изученных, что составило 54,5%: диагностика наличия сознания (97,05% студентов), произведение компрессий грудной клетки и вентиляции легких в соотношении 30:2 (96,87% студентов), диагностика клинической смерти (95,28% студентов), определение наличия кровообращения (93,51% студентов), определение

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]