Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсачна.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.05.2015
Размер:
1.97 Mб
Скачать

2.3. Олигополия

Олигополия (от греческого слова «олигос» – мало, немного) – это прежде всего немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое (в пределах от 2 до 10-15) число известных фирм господствуют на рынке товаров (или услуг), удовлетворяя основную долю спроса множества потребителей конкретного товара (услуги)18.

Каждая фирма в условиях олигополии занимает на рынке такое положение, что практически все ее действия оказывают серьезное воздействие на конкурентов. Взаимозависимость действий и поведения олигополистов определяет по существу основы функционирования олигополистического рынка.

Необходимо отметить, что в экономической теории нет единого подхода к исследованию олигополии. Объясняется это прежде всего неоднозначностью и неопределенностью ее характеристик. В частности, может существовать, например, «жесткая» олигополия, при которой две-три фирмы господствуют на всем рынке, и «расплывчатая», при которой несколько фирм делят 60-80 % рынка, в то время как множество мелких фирм обслуживают оставшийся сегмент рынка.

Олигополии могут производить и стандартизированную продукцию (например, алюминий), и дифференцированную (например, легковые автомобили). Разными по прочности могут быть барьеры для входа в олигополистическую отрасль других фирм. Различаются олигополии и по другим своим характеристикам.

В этих условиях экономисты попытались выделить общие характеристики поведения олигополистов в отношении цены и объемов производства. В результате было установлено, что 1) цены в условиях олигополии отличаются определенным постоянством (негибкостью, «жесткостью»); 2) если цены все же меняются, то действия фирм здесь очень согласованы и скоординированы.

Рассмотрим механизм ценообразования в условиях олигополии более подробно.

Поведение олигополии при установлении цены и объемов производства всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Во-первых, это элементарная заинтересованность фирм в максимизации общего объема прибыли, достижение которой возможно при сговоре фирм, выступающих в этом случае с монополистических позиций. Модель такой олигополии практически совпадает с известной нам моделью чистой (простой) монополии. Во-вторых, это эгоистическая заинтересованность в максимизации своей собственной прибыли даже за счет уменьшения общей прибыли отрасли («большой кусок от маленького пирога лучше, чем маленький от большого»). Поэтому сговор между олигополистами (продолжительный и стабильный) является очень непростым делом. И следующая простейшая игровая модель дуополии (две фирмы конкурируют друг с другом) поможет понять, почему (табл. 2.4).

Рис. 2.4. Игровая модель поведения олигополистов

Каждая фирма может установить на свою продукцию или «высокую», или «низкую» цену. Если обе фирмы установят «высокую» цену, то каждая получит сверхприбыль в размере 20 ед. (верхний левый квадрат), тогда как если они обе установят «низкие» цены, прибыли каждой составят только по 15 ед. (нижний правый квадрат). Если же одна фирма установит «высокую» цену, а другая «низкую», то последняя получит (за счет увеличения своей доли рынка) 30 ед. прибыли, а фирма, установившая «высокую» цену (за счет уменьшения своей доли рынка), только 10 ед. прибыли.

Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, а также стремление к нарушению соглашения о цене, т. е. к самостоятельным действиям на рынке, выражающимся в установлении «низкой» цены на свою продукцию. Перед этими фирмами стоит дилемма. Если бы они могли договориться об установлении «высокой» цены, они бы, очевидно, пошли на это, особенно если этот договор оформлен документально. Но даже если бы такая возможность существовала (во многих странах сговор между фирмами считается преступлением и преследуется по закону), могут ли они доверять друг другу?

Если фирма А назначит «высокую» цену, она рискует, что этим воспользуется фирма В и установит «низкую» цену на свою продукцию. Этот вариант будет наихудшим с точки зрения фирмы А. Вероятнее всего, фирма А установит «низкую» цену, тем более что тогда она при любой стратегии фирмы В будет иметь общий выигрыш в конкурентной борьбе (30 против 10 и 15 против 15). Точно так же и фирма В всегда выиграет в конкурентной борьбе благодаря снижению цены, и поэтому фирма А должна понимать, что если она не снизит цену, то утратит преимущество. Следовательно, вероятнее всего «низкие» цены установят обе фирмы, переходя от «сотрудничества» к агрессивной конкуренции.

Можно ли из этого сделать вьвод, что олигопольные фирмы обречены на агрессивную конкуренцию и низкие прибыли? Конечно, нет. За многие годы руководители таких фирм убеждаются в том, что они «сидят в одной лодке», что «война цен» ведет к большим убыткам, и приходят к молчаливому согласию поддерживать высокие цены, не пытаясь покушаться на рыночную долю конкурентов. И тем не менее недоверие друг к-другу заложено изначально, поэтому регулярно в той или иной форме начинаются «военные действия» между фирмами-олигополистами19.

Желаемая стабильность в олигопольной отрасли обеспечивается, прежде всего, за счет соответствующей стабильности и даже жесткости цен на продукцию отрасли. Так, даже если издержки или спрос меняются, фирмы не спешат изменить цены, поскольку опасаются того, что могут быть неправильно поняты конкурентами. Такая жесткость цен является основой модели олигополистического поведения, известной как модель «изогнутой (ломаной) кривой спроса». В соответствии с этой моделью каждая олигопольная фирма «сталкивается» с кривой спроса на свою продукцию, изогнутой (сломанной) в точке преобладающей цены Ро (рис. 2.5).

При ценах выше Ро кривая спроса очень эластична. Причина заключается в том, что фирма полагает, что если она поднимет цену выше Ро, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть своей доли на рынке. С другой стороны, фирма считает, что если она снизит цену ниже Ро, остальные фирмы вынужденно последуют за ней, так как не захотят терять своей доли на рынке, и фирма, понизившая цену, не преуспеет в своем стремлении захватить большую, чем она имела, долю рынка.

Поскольку кривая спроса фирмы в рассматриваемой модели олигополии изогнута, кривая ее предельного дохода (MR) будет, очевидно, иметь разрыв при значении объема выпуска Qo. Если кривая предельных издержек фирмы (МС) проходит через этот разрыв, то определенные изменения издержек (в пределах, соответствующих величине данного разрыва) не приведут к изменению цены на продукцию фирмы: она останется равной величине Ро с объемом выпуска Qo (еще одно подтверждение «жесткости» олигопольной цены).

Рис. 2.5. Модель ломано кривой спроса олигополии

Это вовсе не означает, что цены в условиях олигополии не изменяются. Если все олигополисты испытывают одинаковое давление со стороны издержек или спроса, соответствующее изменение цены может быть признано необходимым в интересах всех олигопольно конкурирующих фирм.

Каким же образом устанавливается отраслевая цена Ро, если явные соглашения о ценах между олигополистами запрещены законом? Так называемое «лидерство в ценах» является общепризнанным методом, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор. В этом случае одной фирме (ценовому лидеру) с молчаливого согласия остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевой цены. Другие фирмы оставляют свои цены неизменными до тех пор, пока лидер не объявит об изменении своих цен, и, как правило, следуют за ним, объявляя о таких же изменениях.

А какую же цену назначит «ценовой лидер» олигопольной отрасли? Доминирующая фирма устанавливает цену, максимизирующую ее собственную прибыль, а остальные фирмы производят столько, сколько хотят производить по этой цене.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]