Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
267
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Мир начинается в душах

Как мир может начинаться в душе? Откуда мир берется? Можно ли его добиться усердием? Нет. Мир — это подарок. Что значит мир? Мир значит: нечто было раньше разделено, и части, вероятно, боролись друг с другом, а теперь они обрели друг друга в любви и уважении. Как это возможно? Это возможно, если разрозненное соприкоснулось с некоей силой, управляющей одинаковым образом обеими частями. А как соприкоснуться с этой силой? Что для этого нужно? Нужно собраться.

Как же собраться? Собраться — значит отвлечь внимание от поверхностного и направить его на нечто другое, на первопричину всех вещей, на творческую первопричину всех вещей. Собравшись, становишься пустым. Пустым, и в то же время обращаешь взгляд к другому. Точнее, мы наполняемся пустотой, когда принимаем все как есть, по-настоящему принимаем каждого человека таким, какой он есть. Прежде всего, наших родителей, какие они есть, судьбу, какая она есть, мир, какой он есть. Принимаем без суждений, без желания изменить. Ведь все, как оно есть, имеет общую первопричину. Приняв все как есть, мы становимся сопричастными первопричине. Приняв все как есть, мы становимся пустыми: все, что отвлекает от первопричины, уходит.

Когда мы отводим взгляд от поверхностных вещей и становимся пустыми для чего-то другого, принимаем все как есть и сливаемся с этим другим, позволяем ему распространиться и действовать в нас, что тогда сойдет на нас? Мир.

Я как ты

(Из доклада на Международном конгрессе в Толедо, 2001 г.)

Недавно я побывал в Израиле. Там я посетил Тивериадское озеро, где 2000 лет назад бродил один человек из Назарета и на горе вблизи воды говорил о восьми заповедях блаженств. Там было замечательно тихо. Чувствовалось, что это особенное место. Там я вспомнил, что Иисус говорил о блаженствах. Одна фраза была такая: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими». И еще он учил любить своих врагов и делать добро ненавидящим нас.

Иногда самая большая вражда и самая свирепая ненависть встречаются в самых проникновенных отношениях. Почему? Потому что в самых проникновенных отношениях можно глубже всего ранить человека. Не столько потому, что один другому причиняет зло, а потому что самая глубокая рана — неисполнение взлелеянных надежд. Но блаженны те, кто любит своих врагов, и делают добро ненавистникам.

Тогда оказываешься на более высоком уровне. Иисус его так описывает: «Мой отец небесный повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Кто достиг этой любви, словно солнце светит на всех, как они есть, пусть они и разные, например, мужчина и женщина. И посылает дождь благословения на каждого человека, какой он есть. Об этом я думал на Тивериадском озере.

И тогда я попытался понять, что происходит в душе, что за процесс, в результате которого возникает такая любовь? И мне в голову пришла следующая фраза: «Любовь означает: я признаю, что все, какие они есть, равны мне перед лицом великого; я признаю, что все, какими разными бы они ни были, равны мне перед лицом великого». Это и есть любовь. На этой основе можно развиваться дальше.

А что такое смирение? То же самое. «Я признаю, что все, какими бы разными они ни были, перед лицом большего равны мне». Смириться значит признать, что ты — всего лишь частица общего многообразия, а полнота исполнится, когда все самые разные частицы смогут на равных стоять друг рядом с другом, и за ними признают одинаковую значимость. А что, если есть обиды? Простить и забыть — это то же самое: «Я признаю, что все, какими бы разными они ни были, мне равны перед лицом великого».

Давайте сделаем маленькое упражнение, чтобы проникнуться этой любовью. Представьте себе, что вы подходите к каждому, кто вас обидел, кто хотя бы раз в жизни причинил вам боль. Скажите: «Я как ты». Каждому из них: «Я как ты». А теперь представьте себе людей, которых вы обидели, каким-то образом ранили, и скажите каждому из них: «Я как ты. Ты как я». Что мы чувствуем в конце упражнения? Можно ответить одним словом — умиротворение.