Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
268.26 Кб
Скачать

Основные выводы

Второй этап развития отрасли продолжался более 40 лет и был связан с применением ограничительных мер, сдерживающих развитие отрасли и экспансию отдельных стран- участниц. Квотирование стало основной причиной расширения отрасли за счет формирования глобальных цепей поставок с уча­стием бедных стран и экспансией развивающихся стран-лидеров. В этот же период защищенные от конкуренции по издержкам ев­ропейские и американские производители переходят на новый уровень взаимодействия с акцентом на дизайн, бренд, качество и технологии.

Рост производственных мощностей и политического веса раз­вивающихся стран привел к пересмотру и постепенному отказу от сложившейся системы регулирования рынков. При этом пере­ходный период, растянувшийся на 10 лет, в значительной степени определялся стремлением развитых стран максимально продлить действие защитных мер, а не подготовиться к их отмене. Это приве­ло к шоковому изменению правил регулирования в отрасли 1 янва­ря 2005 г. и к стремительной экспансии лидеров из развивающихся стран, которую не смогли сдержать даже сохранившиеся отдельные таможенно-тарифные и специальные меры защиты рынков.

Основным результатом второго этапа стало расширение от­расли с одновременным укреплением роли ряда развивающихся стран. Изменение правил регулирования отрасли не привело к созданию полностью свободной торговли, однако отменило кво­тирование — наиболее часто и масштабно использовавшийся инструмент ограничения торговли.

Третий этап: с 2005 г. по настоящее время.

Либерализация торговли, реструктуризация рынков и кризис

Третий этап развития рассматриваемой отрасли включает два крупных потрясения. Первый связан с либерализацией между­народных торговых отношений в отрасли, открывшей новые возможности для экспансии развивающихся стран. Второй стал результатом глобального экономического кризиса 2008 г. и по­следующей рецессии, вызвавших к жизни новые тенденции в раз­витии отрасли, которые могут определить направления ее разви­тия на ближайшие годы.

Либерализационный шок

В результате отмены квот и либерали­зации международной торговли мировой рынок текстиля и одеж­ды претерпел существенные изменения по масштабам, структуре, производственным цепочкам, ценовой конъюнктуре и характеру конкуренции32. После отменыMFA развитые страны — крупные импортеры, в первую очередь США и Европа, использовали воз­росшую активность производителей Китая, Индии, Бангладеш. Последние в условиях отсутствия квотирования получили воз­можность активного проникновения на емкие европейский и аме­риканский рынки, вытесняя как относительно более мелких про­изводителей из развивающихся стран — традиционных партнеров в условиях системы квот, так и национальные компании развитых стран, превосходя их по эффективности и по уровню затрат33. Впрочем, в сильной степени это проникновение организовыва­лось самими национальными компаниями, переносившими про­изводство за пределы страны, и растущими розничными сетями, подталкивающими поставщиков к постоянному снижению уровня издержек.

Несмотря на применение защитных мер в отношении Китая, период 2005-2007 гг. характеризуется активным ростом объемов китайского экспорта, а также доли Индии и Вьетнама на фоне со­кращения объемов производства других традиционных поставщи­ков34. В 2005 г. стоимость китайского экспорта текстиля и одежды в 25 стран Европейского союза (ЕС-2535) возросла на 43%, в пер­вую очередь за счет экспорта одежды (рост на 45%). Аналогичный показатель для Индии и Вьетнама: рост на 18 и 6% соответствен­но, также в основном за счет одежды. Менее значительную, тем не менее положительную, динамику продемонстрировали США, Турция и Болгария. Остальные поставщики сократили масштабы производства. В их числе находятся и страны, которые не участво­вали в MFA (Южная Корея, Австралия, Таиланд), и страны, кото­рые имели различные преференции в торговле с ЕС-25 (Марокко, Тунис, Бангладеш, Маврикий).

В 2006 г. негативные показатели сменили знак. Рост экспорта зафиксирован практически у всех поставщиков: Вьетнам (47%), Гонконг (47%), Бангладеш (30%), Шри-Ланка (21%), Камбоджа (16%), Китай (13%), Пакистан (13%), Маврикий (10%). Сокраще­ние темпов роста присутствия Китая может быть объяснено в том числе принятием страной обязательств при присоединении к ВТО.

Значение Китая на американском рынке за тот же период воз­росло в еще большей степени: в 2005 г. стоимость импорта тек­стильной продукции возросла на 29%, одежды — на 70%. В по­следующие два года оба показателя остаются положительными, хотя темпы значительно падают — до 12 и 20% соответственно в 2007 г. Также увеличивают свое присутствие на рынках одежды США Индия, Индонезия, Вьетнам, Бангладеш и Камбоджа, на рынках текстильной продукции — Индия и Вьетнам. Одновре­менно сокращаются доли продаж на текстильном рынке у Южной Кореи, Турции, Мексики, Канады, у ряда европейских стран, на рынке одежды — у Мексики, Гонконга, Гватемалы, Доминикан­ской Республики и Макао.

В целом два крупнейших мировых рынка демонстрируют схо­жие тенденции развития, предпринимая попытки в максимально возможной степени сдержать экспансию Китая в отраслях произ­водства одежды.

Два кластера экспортеров. Отмена квотирования привела к различным последствиям для стран, которые могут быть условно сгруппированы в два кластера: страны, чья рыночная доля оста­лась стабильной или возросла, и страны, сократившие свою долю

на рынке36.

Первый кластер включает:

  • Китай, который может рассматриваться в качестве крупнейше­го бенефициара отмены квот. За последние 15 лет доля Китая в мировом экспорте продукции текстильной промышленности возросла с 22 до 39%, в стоимостном выражении — с 32,9 до 130,4 млрд долл.;

  • группу стран, чьи поставки возросли. В эту группу входят Бан­гладеш, Камбоджа, Индия, Индонезия, Пакистан, Шри-Лан­ка, Вьетнам;

  • группу стран, чья позиция на мировом рынке осталась неиз­менной. В этой группе присутствуют 15 стран Европейского союза (ЕС-1537), Марокко, Тунис, Турция.

Второй кластер стран состоит из двух групп:

  • страны, сократившие свою долю на мировом рынке после отме­ны системы квотирования. В их числе Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Польша, Румыния, Таиланд и США;

  • страны, которые в прошлом выступали в качестве лидеров рынка, однако начиная с 1990-х годов их доля стала после­довательно сокращаться. В их числе Гонконг, Южная Корея, Филиппины, Тайвань.

Стратегии выживания европейских производителей. Активное проникновение Китая на американский и европейский рынки привело к коррекции стратегий выживания европейских про­изводителей, продолжавших эксплуатировать мощности внутри страны в условиях ужесточения конкуренции. Можно выделить три основных типа стратегий традиционных поставщиков одежды и текстиля: горизонтальную, вертикальную и основанную на ис­пользовании эффекта масштаба38.

Горизонтальная стратегия предполагает концентрацию на не­скольких товарных категориях с опорой на современные техноло­гии дизайна, производства, маркетинга и продаж. Она характер­на для производителей как из развитых, так и из развивающихся стран.

Вертикальная стратегия нацелена на конкуренцию качества в узких рыночных сегментах. Преимущественно используется про­изводителями из развитых стран.

Стратегия, основанная на использовании эффекта масштаба, связана со стремлением сократить издержки за счет расширения производства и поиска новых рынков сбыта, что в большей степе­ни характерно для производителей из развивающихся стран, в том числе для традиционных поставщиков в рамках MFA — Турции и Мексики.

Результатом применения таких стратегий стало постепенное изменение структуры рынков: если в развивающихся странах наб­людается тенденция к консолидации и сокращению числа компаний на фоне увеличения их размера с целью максимального использова­ния эффекта масштаба, к обновлению и росту запасов капитала, к увеличению импорта машин и оборудования из развитых стран в страны размещения текстильных производств, то в развитых странах проявилась тенденция развития небольших компаний с вы­сокой стоимостью выпуска.