Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

opr0PHVR

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
1.24 Mб
Скачать

-обсудить свою жизненную философию, взгляды на природу человека

илучше понять, какое влияние это может оказать на работу с конкретными людьми в психотерапевтических группах [31, с. 75].

Теоретическая основа работы с группой

Теория нужна не для строгого установления структуры работы группы или для указания терапевту, что делать в каждой ситуации жизни группы, а чтобы помочь терапевту увидеть, что скрывается за внешними событиями в группе. Теория является картой для группового терапевта, помогающей ему начертить более ясный маршрут движения группы и прогнозировать возможные результаты психотерапевтического воздействия.

Говоря о выборе теоретической модели группы или ее развитии, терапевту, особенно начинающему, важно попытаться ответить себе на некоторые вопросы:

-как я понимаю природу человека?

-насколько я доверяю способности участников группы самим найти продуктивные варианты работы группы?

-кто должен определять цели группы - я или участники?

-насколько точными и определенными должны быть цели группы?

-какова моя роль в группе - руководитель? помощник? эксперт? консультант? и др.

-насколько я ответствен за работу группы и насколько ответственны сами участники?

-сколько внимания я должен уделять отдельным участникам группы и сколько развитию группы как целого?

-какое место в моей работе занимают специальные техники, поощряющие активность группы, «создающие материал» для дискуссий, раскрывающие участников?

-как я понимаю эффективность работы группы - как изменение установок участников? как изменение их поведения? как исчезновение симптомов? или как-нибудь еще?

Это вопросы могут помочь терапевту определить свою теоретическую основу. Теоретические симпатии терапевта группы бывают тесно связаны с его личностью. Как развитие личности, так и выбор более всего соответствующей ей теории является процессом. Трудно ожидать, чтобы начинающий терапевт группы обладал достаточно определенной теоретической моделью своей работы. Это возможно лишь при большой практике работы с группами, так как теоретическая основа создается при постоянном анализе и обобщении своего опыта [31, с. 80].

Клинический опыт группового терапевта

Навыки групповой работы приобретаются в процессе практической деятельности. Будущему терапевту необходима последовательная практическая тренировка в работе с группами. Можно выделить несколько этапов приобретения опыта в работе с психотерапевтическими группами:

1.Непосредственное наблюдение за работой психотерапевтических групп и просмотр их видеозаписей.

2.Участие в тренинговых группах (где развиваются навыки, необходимые в практической работе терапевта; решение личных проблем - не основная ее задача). Здесь стараются обратить внимание на связь между установками и ценностями терапевта и его стилем ведения группы. В тренинговых группах будущий терапевт может обсудить особенности своего реагирования на критику, выраженность стремления конкурировать или страха конкуренции, свою потребность соответствовать ожиданиям и понравиться, на чувство зависти, тревогу по поводу своей компетентности, трудности при работе с людьми определенного типа или с определенными проблемами, вопрос принятия и разделения ответственности и т.п.

3.Практическая работа под супервизией (общая работа со специалистами, выполняющими супервизию; самостоятельная работа с котерапевтом или без него и т.п.). Основной элемент этого опыта - квалифицированная супервизия. Замечания более опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на то, что терапевт не заметил в

работе группы, на неправильно использованные техники. Цель супервизии - обратить внимание терапевта группы на то, что он сделал и чего не сделал в группе, как и почему он предпринимал те или другие терапевтические действия, как по-другому, более продуктивно он мог поступить в той или иной ситуации, какие компоненты динамики группового процесса остались незамеченными им [31, с. 77].

Вышеупомянутые компоненты профессиональной квалификации группового терапевта обязательны не только для начинающих, но и для опытных профессионалов. И опытные специалисты должны постоянно анализировать и решать свои проблемы с помощью личной психотерапии или участвуя в психотерапевтических группах, обязаны совершенствовать свои профессиональные навыки и расширять теоретический кругозор, постоянно учась, и обязательно должны подвергать свою работу супервизии, которую бы выполняли коллеги - неважно, в какой форме это было бы - консультация с коллегами, участие в профессиональных группах или приглашение коллег понаблюдать одно-другое занятие своей группы [31, с. 79].

Профессиональные навыки группового терапевта

Терапевт группы обязан знать основные закономерности индивидуальной психодинамики и иметь опыт индивидуальной работы с клиентами. У начинающих терапевтов имеется склонность заниматься индивидуальной психотерапией в группе, но успешная работа в группе требует специфических навыков групповой работы, направленных на понимание и развитие межличностного взаимодействия. Для этого групповой терапевт должен уметь:

1.Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.

2.Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а

помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.

3.Выбрать ко-терапевта и эффективно с ним работать.

4.Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.

5.Быть примером продуктивного участия в работе группы.

6.Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.

7.Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.

8.Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.

9.Должным образом завершать каждую встречу и работу группы

вообще.

10. Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы [31,

с. 76].

Для эффективной работы в группе нужны дополнительные навыки, умение выражать свои чувства, разрешать кризисные ситуации в группе, хорошее понимание и интерпретация невербального поведения, глубокое понимание, поощрение и освещение происходящего «здесь - и - теперь» процесса в группе. Система этих профессиональных навыков в сочетании с личностью терапевта составляет суть настоящего профессионализма [31, с. 81].

Дополнительные навыки

1. Активное слушание. Слушание другого человека зависит от наших установок. Слушая участников группы, терапевт должен хотеть понять, как они видят мир и конкретные ситуации в нем. Эта установка противоположна желанию изменить взгляды другого человека. Правильное слушание опирается на установку «Позволь мне попытаться понять, как ты видишь

ситуацию», а не «Ты должен по-другому смотреть на ситуацию». Хороший слушатель слышит лишь то, что говорится, и не привносит свои мысли в слова собеседника. Научиться правильно выслушивать можно, идентифицируя в себе барьеры, мешающие быть полностью внимательным к словам другого человека. Слушая, мы нередко любим думать, что и как ответить, и пропускаем мимо ушей часть того, что говорится, или не столько слушаем, сколько заботимся о том, как выглядим в глазах других. Устранение этих препятствий может помочь терапевту группы стать более внимательным слушателем.

2.Переформулировка утверждений - повторение терапевтом своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли терапевт понимает его слова. Это навык, очень хорошо дополняющий умение активно выслушивать.

3.Объяснение - выделение сути высказывания участника группы посредством упрощения этого высказывания. Это помогает участникам лучше разобраться в неопределенных и противоречивых чувствах и мыслях,

атакже лучше понять, о чем говорится. Объяснение особенно ценно на начальной стадии работы группы при формулировке проблем, требующих решения, и индивидуальных целей в группе.

4.Обобщение - связывание отдельных моментов межличностного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более последовательной. Обобщение особенно ценно после обсуждения отдельных тем, при окончании занятий группы. В последнем случае обобщение может сделать не только терапевт, но и участники («Хотелось бы, чтобы каждый из вас сказал несколько слов о своем сегодняшнем опыте»).

5.Вопросы. Имеются в виду открытые вопросы, побуждающие к самоанализу. С их помощью можно поощрять дальнейшую беседу, получать информацию, стимулировать мышление. Ценность частого расспрашивания сомнительна. Интенсивность процесса работы группы особенно уменьшают

вопросы «почему?». Поскольку наши чувства и поведение имеют много истоков и причин, попытка найти ответ на вопросы типа «почему?» заставляет хвататься за рационализацию, интеллектуализацию, т.е. защищаться. В работе группы значительно эффективнее вопросы «кто?», «что?» и «как?».

6. Интерпретация. С ее помощью терапевт группы объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимосвязи. Интерпретация побуждает участников к более глубокому самоанализу, предоставляет им новую перспективу понимания своего поведения. Но интерпретации терапевта могут быть и неточными, заставляющими участников защищаться. Поэтому перед интерпретацией терапевт должен ответить себе на два вопроса:

-Правильна ли моя интерпретация?

-Своевременна ли моя интерпретация?

Если интерпретация терапевта неправильна и если он слишком уверен в своих интерпретациях, участник группы вынужден думать, что он неправильно осознает и понимает себя и то, что происходит в группе. Это явно противоречит психотерапевтическим целям группы. Интерпретации терапевта малоценны, если адресат их не принимает. Интерпретации легче принять, если они формулируются в форме допущений, если участники видят в них не стремление терапевта дать им оценку, «приклеить ярлык», а желание помочь. Всегда бывает трудно принимать даже правильные, но носящие критический характер интерпретации, содержащие категорические обобщения и глобальные оценки. То же самое случается, когда интерпретация бывает правильной, но дается не вовремя. Участник может ее отвергнуть или, даже принимая, чувствовать себя задетым и оскорбленным.

Терапевт не должен злоупотреблять интерпретациями, какими бы гениальными они ни казались ему, а должен больше позволять участникам группы самим разбираться в себе. Терапевт может высказать свои замечания, а объяснять и комментировать их попросить участников, или может

объяснить, что происходит, и предложить всем вместе поделиться чувствами. Когда они совпадают с чувствами участников группы, последние могут глубже понять свой опыт и принять его.

7.Конфронтация - побуждение участников обратить внимание на противоречия в их словах и действиях, между отдельными утверждениями, на несовпадение вербального и невербального поведения. Конфронтация, помогающая осознать противоречия, может помочь участникам группы искреннее анализировать себя. Конфронтация не означает нападок на участника группы. Во время конфронтации должна оцениваться не личность участника, а его поступки. Участники группы ценят только позитивную конфронтацию терапевта.

8.Отражение чувств - раскрытие содержания чувств участникам. Оно позволяет участникам группы знать, что терапевт услышал их и понял то, что скрыто за словами.

9.Оказание поддержки. Оно означает ободрение участников группы, что помогает создавать безопасную атмосферу в группе, поощряет доверие. Однако не следует забывать, что оказание поддержки может быть не только психотерапевтичным, но и непродуктивным и даже антитерапевтичным. Частая ошибка терапевтов - спешить на помощь, оказывать участнику поддержку до того, как он сможет полностью пережить конфликт или определенные чувства. Хотя намерения терапевта могут быть самыми лучшими, добрыми намерениями может быть «вымощена дорога в ад», потому что у участников может быть отнята возможность испытать полноту чувств. Поспешная и чрезмерная помощь может означать, что терапевт не доверяет способности самих участников помочь себе. Другая возможная ошибка - поддерживать стремление жалующегося участника манипулировать другими (когда участник группы говорит о том, какой он несчастный и беспомощный, не всегда следует торопиться утешать его, так как довольно часто люди посредством своих мнимых несчастий манипулируют окружающими). Поддержка обязательно нужна, когда участник переживает кризис, когда он

пытается меняться и сомневается в плодотворности и конструктивности своих усилий и т.п.

10.Эмпатия - отождествление с участниками группы, способность увидеть события через призму их субъективного мира. Оно стимулирует сплоченность группы, показывает усилия терапевта понять участников. Нереально точно знать, что чувствует и испытывает другой человек, но умеющий вчувствоваться терапевт может сделать удачное предположение.

11.Фасилитация - поощрение открытого общения в группе, помощь участникам в постепенном возлагании на себя все большей ответственности за ход работы в группе. Терапевт помогает участникам открыто выражать свои ожидания и страхи, создает атмосферу взаимного доверия, в которой оказывается поддержка участникам, пытающимся меняться или открывающим свои глубокие проблемы.

12.Выдвижение целей - формулировка конкретных целей группы и помощь участникам в определении конкретных личных целей. Это придает более определенное направление активности группы.

13.Постоянная оценка происходящего группового процесса и индивидуальной динамики участников. После каждой встречи группы следует оценить, что произошло с отдельными участниками и между ними, что должно происходить во время следующей встречи. Терапевт должен постоянно спрашивать себя, какие изменения происходят в группе, какие психотерапевтические и антитерапевтические силы действуют в группе и т.п. Следует побуждать и самих участников оценивать то, что происходит в группе.

14.Реагирование (обратная связь). Терапевт группы обязан конкретно

иоткровенно реагировать на поступки, чувства, высказанные мысли участников. Это помогает им создать более ясное представление о том, как их поведение видят другие, и тем самым поощряет расширение самосознания.

15.Информирование - умение вовремя предоставить участникам группы нужные знания или дать советы, помогающие найти альтернативные способы поведения.

16.Предохранение - защита участников от ненужного психологического риска в работе группы, удерживание от необдуманных поступков, слишком глубокого самораскрытия, когда другие участники группы не готовы к достаточному пониманию.

17.Самораскрытие - открытое эмоциональное реагирование терапевта группы на «здесь и теперь» происходящие события. Это способствует более глубокому общению в группе, повышает взаимное доверие, помогает участникам понять, как можно должным образом показать себя.

18.Моделирование – это демонстрация терапевтом своими действиями желательного поведения в группе. Такое поведение терапевта способствует более продуктивному поведению участников.

19.Использование пауз молчания. Возникающие по инициативе терапевта паузы молчания помогают участникам сконцентрироваться, глубже пережить эмоционально интенсивные события в группе, лучше разобраться в себе и в групповом процессе.

20.Блокирование - остановка непродуктивного поведения в группе (постоянного спрашивания, болтовни, вмешательства в личную жизнь других участников, непродуктивных пауз и т.п.). Важно правильно остановить непродуктивный ход событий в группе. Блокирование не только обеспечивает более целеустремленную работу группы, но и охраняет участников от неадекватных действий других участников.

21. Завершение - это помощь участникам группы в завершении отдельной встречи или всего курса групповой психотерапии.

Терапевт группы должен:

- помогать участникам обобщить приобретенный на отдельной встрече или за все время работы группы опыт и эффективно применять его в своей повседневной жизни;

-способствовать продолжению работы участников над собой в период между групповыми встречами;

-подготовить участников к возможным психологическим трудностям,

скоторыми они могут столкнуться после окончания работы группы;

-информировать участников, где они могут получить дополнительную помощь [31, с. 81].

Навыки невербального общения

Уровни вербального и невербального общения постоянно переплетаются и оказывают влияние друг на друга. Невербальное поведение может изменить смысл слов, обогатить словесное содержание, иллюстрировать слова или даже их заменить. Полагают, что из этих двух компонентов общения невербальный является более важным. Слова, используемые в речи, включают в себя не более 35% социальных смыслов, высказываемых в общении. Терапевту особенно важно ориентироваться в том, что в группе не высказывается словами, но выражается невербально [31,

с. 88].

Навыки невербального поведения приобретаются в повседневной жизни. Ими пользуемся и «читаем» невербальное поведение других людей автоматически, не осознавая этого. Как бы мы ни хотели порой скрыть истинный смысл того, о чем говорим, нас выдают невербальные реакции, скрытые за словами. Групповому терапевту важно не только уметь угадывать смысл невербальных сигналов участников, но и ориентироваться в своих невербальных реакциях, а лучше всего стараться, чтобы слова соответствовали чувствам. Участники группы в общении также успешно «читают» невербальные знаки. В общении больше доверяют невербальной информации, чем вербальной. Когда замечаем противоречия между вербальными и невербальными реакциями, даже не осознавая последних, мы им доверяем больше (с этим бывают связаны наши сомнения в высказываниях собеседника - «что-то не так в его словах») [31, с. 89].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]