Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Islamskaya_revolyutsia_v_Irane.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
44.98 Кб
Скачать

Реформ 60-70-х гг. Шаха Мохаммеда Реза Пехлеви

В середине 1950 гг. В Иране значительно усилилась власть шаха Мохаммеда Реза Пехвели. Правительство в лице шаха стало проводить политику «открытых дверей» расчитанную на увеличение доходов от нефти. Еще в 1956 году правительством был разработан семилетний план, расчитанный на стимуляцию экономики и инфраструктуры. Но в ограрно отсталой стране, такой как Иран это было сделать практически невозможно. В то время в Иране существовали пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Свыше 90 % земли являлись собственностью шаха и помещиков, а также принадлежали высшему духовенству. Рабочий класс был не многочисленным. Из 18,3 млн человек городское население составляло около 3 млн, из них 20% занимались ремеслом и были крайне необразованным.

По сути дела, земельная реформа для Ирана стала большим прогрессом, так как она привела к ликвидации полуфеодального землевладения и превратила многих крестьян в земельных собственников. Но, к сожалению не все земледельцы смогли адаптироваться к новым условиям. Те, кому не удалось это сделать, направлялись в города, где пополняли ряды неквалифицированных рабочих и безработных людей.

В конце 50-х – начале 60-х гг. страна переживала кризис. Наряду с технической отсталостью и финансовыми проблемами, кризисом было охвачено сельское хозяйство, промышленность и торговля. Большая часть населения страны жило в крайней бедноте. Как принято считать кризис был связан с результатами прозападной внешней политики которую вел шах (особенно американским курсом).

Не столько тяжелым, сколько неравномерным было распределение доходов в государстве. Небогатые простые иранцы наблюдали за тем, насколько хорошо и роскошно живет шаховская семья, а также бюрократия и финансисты, которые имели огромные богатства. Шахская семья имела вклады во всех промышленных и финансовых отраслях экономики и таким образом проникала во все сферы экономической жизни страны.

 В связи с тяжелым экономическим и социальным положением шах наметил серию реформ по улучшению и модернизации страны. Реформы начались в 1963 году, они были направлены на ликвидацию полуфеодальных отношений и интеграцию в современный капиталистический мир. Эти реформы получили официальное название «белой революции». Ее проведение включало передачу земли крестьянам и предполагала сделать из них крупных земельных собственников.

Вот что думал сам шах по поводу модернизации страны. Шах был глубокому убежден, что, иранское общество середины 70-х годов находилось у начала пути, ведшего «к великой цивилизации», а совокупность своих социально-экономических реформ, он назвал «революцией шаха и народа», должны привести к ликвидации «эксплуатации человека человеком». Для этого он считал необходимо провести для деревни аграрную реформу. В городах — введение в действие закона об участии рабочих в прибылях предприятий и о продаже им акций предприятий, прежде всего тех, на которых они работали. Шах считал, что группы, которые в первую очередь должны пользоваться привилегиями, предоставление которых оказалось возможным в результате «революции и установления социальной справедливости», для него являлись «социальной и экономической основой Ирана: это рабочие и крестьяне».

Мохаммед Реза Пехлеви здесь надеялся в первую очередь на крупную и среднюю буржуазию, способную с помощью государства обеспечивать создание и функционирование современных фабрично-заводских предприятий. Полагаясь именно на эти слои буржуазии, он писал: «Сегодня мы можем привлечь новейшую технологию и науку нынешнего века. Наша страна в настоящее время, оставив позади легкую промышленность, вступает в удивительный мир тяжелой промышленности».1

Революция проводилась в три этапа. Законом был ограничен размер земельной собственности в 500 га, при том, что земля должна была обрабатываться с помощью техники и наемного труда, а также предусматривал раздел и продажу земель крестьянам в аренду за выкуп в рассрочку на 15 лет. В середине 60 гг. был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель. В начале 70 государство создавало условия для развития кооперативов для крупных зерновых хозяйств на государственных землях. Для успешного проведения аграрной реформы в селах, были направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и здравоохранения. 

Последствия таких преобразований были неоднозначны и противоречивы. В 60 гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянским малоземельем. Сельское хозяйство в эти годы само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи с необеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть к с/х импорту. Таким образом, уже в 60 гг. Выявились противоречивые последствия аграрной реформы. 

В 70 гг. Было выявлено, что темпы аграрных преобразований в стране оказались слишком высокими и на смену феодальному безземелью пришел процесс обезземеливания обуржуазивающейся деревни. Земли стали переходить не крестьянам, а в руки тех же бывших помещиков. До 41% крестьянства были вынуждены в 70 гг. мигрировать в города, не нуждавшиеся в таком количестве рабочей силы, где они пополнили ряды неквалифицированных рабочих.

Неудачи "Белой революции" заключались в том, что темпы модернизации страны были слишком быстрыми и реформы недостаточно учитывали национально-религиозную специфику и потому столкнулись с серьезным сопротивлением традиционного иранского общества. Гибельными для "Белой революции" оказались слишком большие доходы от нефти (в результате повышения цен на нее с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд. нефтедолларов, из которых 40 млрд. были истрачены на силовые структуры и столько же на государственные промышленные проекты). Вместо того, чтобы взаимодействовать с оппозицией, шах применял репрессивные меры, вместо того, чтобы склонить ее на свою сторону для более удачного проведения реформы.

Внутриполитическая ситуация в Иране в конце 70-х гг.

Во внутренней жизни государства, влияние шаха на государство было очень огромным, можно сказать даже единоличным, что попирало коституционные свободы. Шахская власть функционировала примерно таким образом, что шах вносил нужные ему изменения в конституцию и нарушал уже изложенные ранее правила. В 1967 году в конституцию были внесены поправки. Теперь стало можно назначать себе преемника, без преград. В целом можно сказать, что шах играл решающую роль во всех государственных делах. Для непоколебимого управления, в 1957 году была создана тайная государственная полиция САВАК, сотрудники которой были обучены Израильскими военными службами и американским ЦРУ, который применял жестокие карательные меры и пытки. В 1958 году шахом было подписано военное соглашение с Вашингтоном, которое разрешало военное вмешательство американских военных в дела Ирана. Тогда в Иран прибыло несколько десятков тысяч военных советников из США. Оппозиция, представленная национальной буржуазией, была в это время очень слаба. В 1949 году Народная партия Ирана (Туде) была дескридетирована, а ее членов ждала физическая расправа. В 1975 г. многопартийная система была заменена однопартийной. В марте 1975 года Шах создал партию – «Возрождение иранской нации», на персидском это звучит как Растахиз (Возрождение). Шах заявил, о том, что всем иранцам следует быть политически активными, и в тоже время не противостоять против законов монарха. Целью партии – стала консолидация общества вокруг династии Пехлеви. Антишаховскую позицию вскоре заняла буржуазно-либеральная оппозиция. Ущемленным осталось и шиитское духовенство – единственная оппозиция в то время, которая начала вести борьбу против реформ.

Либеральная оппозиция была представлена двумя организациями: Движением за свободу Ирана (ДСИ) и Национальным фронтом (НФ).

В 1963 году бывшие лидеры НФ аятолла Махмуд Талегани и Мехди Базарган создали движение за свободу Ирана. ДСИ была создана для того, чтобы объединить усилия светской и религиозной оппозиции. В 70-е гг. ДСИ стало отражать интересы части духовенства, которое занимало умеренные позиции, а также интересы торгово-ростовщической оппозиции.

Главным требованием этой организации было восстановить принципы конституции 1906 года, т.е. создание режима конституционной монархии, соблюдение всех конституционных прав и свобод. Эта умеренная часть духовенства не стремилась ликвидировать монархию, а лишь хотела ограничить ее конституционными нормами и желала косвенного участия духовенства во власти. Они также выступали за ликвидацию иностранного влияния во внутренние дела государства. Главное, чего хотели лидеры ДСИ, это ликвидации единоличной власти шаха и установление конституционной монархии со всеми свободами и правилами.

Другая буржуазно-либеральная организация - Национальный фронт был воссоздан в 1977 году как коалиция из трех организаций. Правое его крыло было представлено Партией иранской нацией во главе с Дариюшем Форуханом. Центр представляла партия – «Иран» во главе с Шапуром Бахтияром, и левое крыло было представлено Обществом Санджаби. Устав НФ был принят еще в конце 1963 года. Он призывал к восстановлению личных и общественных прав и свобод иранского народа в соответствии с основными законами Ирана и Всеобщей деклорацией прав человека. Установление законной власти путем всеобщих и законных выборов; защита принципов конституции 1906 года и борьба на любые посягательства этих принципов. Во внешней политике НФ выступал за независимую политику на основе защиты интересов страны с учетом основных идей Организации Объединенных Наций, а также за дружбу со всеми странами мира; за поддержку народов Азии и Африки; борьба с колонеализмом.

Радикальную часть религиозной оппозиции возглавил имам Хомейни (1900-1989). Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился в семье священнослужителя-шиита, еще в младенчестве он потерял своего отца, убитого наемником правившей в то время в стране шахской династии, а его мать умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни получил религиозное образование в Куме – религиозной столице Ирана, ставшей главной духовной оппозицией шахского режима. В возрасте 23 лет Рухолла удостоился звания моджахида и смог преподавать. В Куме он прожил целых 45 лет. Уже тогда Хомейни занялся политической деятельностью – борьбой против светского режима шахов Пехлеви, за что в 1930-х его лишили права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. После чего он занялся подпольной преподавательской деятельностью и написал множество значимых для исламского вероучения сочинений, которые подняли его авторитет духовника. В конце 1950-х он получил звание "аятолла" — высший духовный шиитский титул в исламе. Его оппозиционное настроение было связано с тем, что он считал земельную реформу и другие законы противоречащими предписаниям Корана и мусульманской морали. Он выступал против уравнения в правах женщин и мужчин; против участия женщин в политике; против запрета на ношение хиджаба; против американского присутствия; за восстановление норм Ислама в государстве. Он быстро завоевал авторитет и популярность среди населения благодаря тому, что критиковал шахскую реформу. Он обладал всеми качествами, которыми должен обладать религиозный лидер. В январе 1963 Хомейни выступил с критикой политики «белой революции». Он назвал иранскую власть проимпериалистической, прозападной, антидемократической и противоречащей нормам ислама, призвав к бойкоту объявленного иранским монархом референдума по реформам, в то время как другие духовники не вмешивались в дела государственные.

Методы, которые проводило шиитское духовенство носили, с начала проповеднический характер, затем вылились в антиправительственные выступления, после чего правительству пришлось ужесточить контроль над семинарией в Куме. Шах Мухаммад Реза Пехлеви являлся поклонником Мустафы Кемаля Ататюрка и хотел реконструировать Иран по тому же принципу, т.е. подвергнуть европеизации. В свою очередь правительство ввело запрет на ношение хиджапа, выступало против пятничных молитв, запрещало изучение религиозных писаний, в том числе и Корана. Духовники подвергались гонению за ношение религиозной одежды и символики, а студентов религиозных семинарий стали призывать в армию. Таким образом студентам семинарий приходилось скрываться во время своей духовной практики. Очень часто религиозные деятели подвергались гонению и избиению. Правительство в свою очередь начало секуляризацию церковного имущества.

Хомейни и другие лидеры были высланы из страны. Но и в изгнании Хомейни продолжил свою антиправительственную деятельность. Борьбу с шахским режимом продолжили иранские муллы, которые получали проповеди, записанные на кассеты, таким образом распространялись на всю страну.

Не имевшие собственной политически оформленной организации именно последователи Хомейни возглавили антиправительственную революцию. Его сторонники решили добиваться ликвидации монархии и замены ее теократической формой правления, а также восстановление норм и принципов Ислама во всех сферах иранского общества. Во внешней политике они также выступали против влияния западного империализма, как против капитализма, так и против социализма. Совершенно естественно то, что эта часть духовенства боролась как против монархии, так и против левых и демократов.

Все началось в январе 1978 года, когда в Куме началась антиправительственная демонстрация. Правительство жестоко расправлялось с выступлениями. После 40 дней (совершение обрядов по усопшим), волнения уже охватили все города страны. В этих беспорядках погибли десятки тысяч иранцев. В ответ на карательные меры государства, народ отвечал все новыми и новыми протестами.

16 января 1979 года шах и его семья были вынуждены покинуть Иран. В стране на некоторое время установилось двоевластие и светский режим, государством управляли Теймур Бахтияр – руководитель САВАК, ставший премьер министром, и верхушка духовенства во главе с имаммо Хомейни, которого Бахтияр вернул в страну.

Режим двоевластия закончился вооруженным восстанием в Тегеране, которое проходило 9-10 февраля 1979 года. Тогда шахская гвардия напала на авиабазу вблизи столицы. Затем восстание перекинулось и на другие города. 11 февраля Высший военный совет зачявлил о своем нейтралитете и приказал военным вернуться в казармы. Бахтияр был вынужден покинуть страну. Все очаги сопротивления сторонников шаха были подавлены.

Таким образом закончился неудачный эксперимент по вестернизации Ирана. Иранский народ сам выбрал традиционный путь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]