Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BIOKN11.DOC
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
300.03 Кб
Скачать

Статья 61. Врачебная тайна.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебною тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представители допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

2. Право врача на принудителъную госпитализацию и терапию душевнобольных

Медицинская модель девиантного поведения, разработанная в XIX веке на основе последних достижений медицинской науки того времени, признавала за обществом и государством право (и даже обязанность) прибегать к принудительной терапии лиц с нарушенной способностью к рациональному мышлению. В наше время это положение подвергается серьезной критике. Лидеры «антипсиатрии» отрицают сам факт существования душевных заболеваний, они утверждают, что "само это понятие представляет собой всего лишь «ярлык», который общество навешивает на лиц, чье поведение оценивается как негативное по социальным, этическим, эстетическим и иным соображениям".

Важным толчком к ограничению права государства на принудительную госпитализацию душевнобольных явилось решение Верховного суда США от 1975г., в связи с рассмотрением дела К. Дональдсона, 45-летнего американца, который по требованию родителей и с согласия врачей находился в психиатрической больнице штата Флорида в течение 15 лет. Верховный суд пришел к заключению, что правительство не имеет право на принудительную госпитализацию лиц, чье поведение не представляет опасности для окружающих и которые вместе с тем способны по состоянию здоровья самостоятельно или благодаря добровольной помощи членов семьи (или детей) жить вне стен лечебного учреждения.

Психиатр Т.С. Сзас - один из лидеров «антипсихиатрического движения» - считает принудительную госпитализацию преступлением против человечества. Она, по существу, представляет собой форму принудительного тюремного заключения, противоречащего «Декларации независимости» и Конституции США. Людям свойственно, замечает Т.С. Сзас, существующие общепринятые нормы поведения считать хорошими. Так институт рабовладения, например, на протяжении тысячелетий санкционировался обществом, религией и государством. Обосновывая право на необходимость принудительной госпитализации душевнобольных, указывает он, обычно ссылаются на следующие аргументы:

1) больной на самом деле хочет, чтобы его госпитализировали, но не может сообщить об этом окружающим;

2) родственники больного, настаивая на госпитализации, заботятся о его благе;

3) госпитализация - это акт защиты общества от потенциально деструктивного поведения больного.

На самом деле, отмечает Т.С. Сзас, душевное заболевание - это не более чем метафора. Принудительная госпитализация направлена на подавление прав личности, которая своим поведением не нарушает уголовный кодекс, а подвергает сомнению или создает угрозу существованию общепринятых общественных ценностей. "Мы помещаем пациента, страдающего функциональным психозом в больницу, в первую очередь, для социального контроля за его поведением. При этом мы действительно освобождаем общество от решения определенных проблем, однако используем с этой целью недостойные средства".

Расплывчатость представлений о душевном здоровье становится очевидной, если мы вспомним, что едва ли можно указать хоть одну вызывающую уважение историческую личность, жившую на протяжении последних 50 лет, которая бы ни страдала, по мнению психиатров, душевным заболеванием. Можно привести много примеров, свидетельствующих о том, что суждения психиатров о душевном здоровье существенно зависят от политической обстановки и ряда иных социальных факторов. "Принудительная госпитализация в такой же мере защищает общество от душевнобольных, в какой институт рабовладения - от необходимости заниматься физическим трудом".

Т.С. Сзас убежден в том, что в свободном обществе каждый вправе распоряжаться своим телом и здоровьем по собственному усмотрению, в частности, вправе отказаться от терапии.

Психиатр П. Чодофф, напротив, полагает, что психические заболевания - объективная реальность. Достаточными показаниями к госпитализации, по его мнению, являются: наличие у пациента психического заболевания, сопровождающегося нарушениями мышления, приводящее к распаду интрапсихических и межличностных взаимоотношений. Вместе с тем, отмечает П. Чодофф, следует иметь в виду, что доля душевнобольных, нуждающихся в принудительной госпитализации относительно невелика. Широкое общественное обсуждение вопроса о принудительной госпитализации душевнобольных привело к тому, что в 1985г. «Американской психиатрической ассоциацией» был предложен проект закона, в котором при обосновании показаний к принудительной госпитализации и терапии основное внимание обращалось не на потенциальную опасность поведения пациента, а на значительный распад его личности.

Примечание: в Российской Федерации согласно "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", принятых Верховным Советом РФ 22 июля 1993г. говорится:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]