Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БРО.docx
Скачиваний:
102
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
387.82 Кб
Скачать

Число пород домашних животных в Государственном реестре на 01.11.97

Десятки тысяч сортов культурных растений созданы и хра­нятся во Всероссийском институте растениеводства, на Фи­липпинах в банке «Гермапласт» сохраняется 70 тыс. культурных сортов одного только риса и 2 тыс. его диких разновидностей. Более того, генетики методом отдаленного скрещивания со­здали немало сельскохозяйственных культур, не встречавших­ся в природных условиях (рапс, грейпфруты, нектарину и др.), но культивируемых в значительных масштабах (Лебедева, Кри- волуцкий, 2002). Искусственное разведение является весьма прибыльным: только культивирование дерева гинкго (Ginkgo biloba) и производство из его листьев препаратов для лечения органов кровообращения, инсультов и других болезней еже­годно приносит Китаю до 0,5 млрд долл.

Основным опасением при попадании доместифицирован- ных (одомашненных) форм в естественную природную среду является вероятность того, что у таких форм могут оказаться пониженные адаптационные свойства, ослабленный иммуни­тет и т. д. Действительно, человек, создавая новые сорта и по­роды, ориентируется на получение максимальной продуктив­ности, выводя при этом домашних животных из-под пресса естественного отбора. Считают, что внедрение новых сортов сельскохозяйственных культур (риса и пшеницы) на Среднем Востоке и в Азии повлекло за собой утрату генетических бан­ков этих видов в Турции, Иране, Ираке, Афганистане. Между дикими видами и домашними формами животных в опреде­ленных условиях происходит успешная гибридизация с обра­зованием плодовитого потомства (волк и собака, дикий кабан и свинья, лесная и степная кошка с домашней и т.д.). Оце­нить возможности и последствия утраты части генофонда ди­ких видов при этом достаточно трудно.

В процессе репатриации и реинтродукции животных в сло­жившиеся экосистемы необходимо учитывать возможности воз­никновения конфликтных ситуаций между аборигенными и вселяемыми видами:

  • вероятность уничтожения вселяемых особей хищниками;

  • вероятность скрещивания искусственно полученных форм с дикими, что разрушает генофонд аборигенных попу­ляций;

  • вероятность внесения экзопаразитов и возбудителей опас­ных и ранее не встречавшихся заболеваний;

  • возможность конкуренции за кормовые ресурсы, терри­торию, самок и др.

Именно поэтому одной из причин утраты видов на пла­нете считают вытеснение естественных форм интродуцирован- ными и экзотическими (Никаноров, Хоружая, 2000 б). Уже одно это положение свидетельствует, что в природу попадают весь­ма сильные и конкурентоспособные особи, а далеко не ослаб­ленные. Вопрос о механизмах негативного воздействия домес­тикации (одомашнивания) на генотипическую изменчивость того или иного вида остается открытым (Пехов, 2000).

Концепция сохранения устойчивого динамического рав­новесия биосферы показывает, что только те виды животных и растений можно эксплуатировать длительно и успешно, вос­производству которых человек активно способствует (Яблоков, 1975). В настоящее время в питомниках и зоопарках осуществ­ляют искусственное разведение многих видов млекопитающих (кроме китов), большинства представителей птиц, пресмыка­ющихся и земноводных — по некоторым оценкам, объектами искусственного воспроизводства являются около половины всех наземных позвоночных. Число промышленных объектов аква­культуры (растений, беспозвоночных, рыб) превышает 200, не говоря уж об огромном количестве декоративных и экзоти­ческих рыб.

Многолетний международный опыт показывает, что раз­ведение в искусственно созданной среде является практически последней надеждой в сохранении видов, попавших в бедствен­ное положение, и их генофонда. Искусственное воспроизвод­ство означает переход от пассивных мер охраны (например, в виде ООПТ) к активной борьбе за спасение многих видов. По современным данным, опасения, что животные, выросшие в контролируемых условиях, уже не способны к самостоятель­ной жизни в природной среде, сильно преувеличены — их адап­тационные возможности являются достаточно высокими, что продемонстрировало принципиальную и практическую возмож­ность возвращения выращенных животных в дикую природу (Флинт, 2002). Кроме того, в условиях контролируемого разве­дения и целенаправленной селекционной работы оказалось воз­можным преодолеть барьер инбридинга и его негативных по­следствий.