Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинары по технологии СР.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
363.52 Кб
Скачать

2. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности

Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление, которое требует многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления.

С конца 80-х гг. в России произошли значительные политические, экономические и социальные изменения. Пришли в упадок прежние системы

социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, все прежние формы жизнеустройства трансформируются, распадается прежняя

система ценностей.

В морально-психологическом мы наблюдаем нетерпимость и конфронтацию, неуважение к закону, рост преступности и насилия – всё это похоже на состояние аномии, описанное Э. Дюркгеймом - состояние безнормативности, кризиса морально - этических норм, крушения прежней системы ценностей, на смену которым еще не пришли новые.

«Социальное развитие принимает деформированные формы, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов».

Преобразования систем такого масштаба (сфера экономики, политики, социальных отношений, менталитет общества) и на теоретическом, и на практическом уровнях «требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления».

[Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. с.33 - 400 с.].

Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться в основном проблемой органов правопорядка, к ее решению подключены различные государственные структуры, в том числе и социальные службы.

Откуда берутся лица без определенного места жительства? Что заставляет таких людей скитаться по дорогам России, жить в подвалах, вагонах или вовсе под открытым небом? В эту категорию граждан, как правило, вливаются:

1. Бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с: а) продажей жилья родственниками иди его потерей вследствие их смерти; б) нежеланием родственников совместно проживать (человек насильно выгоняется с занимаемой им жилплощади); в) несовершенством функционирования структур по учету и распределению жилья.

2. Лица с психической патологией, больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться; жертвы мошенничества с жильем.

3. Лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться.

4. Беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из других стран.

5. Лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь.

6. Дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и домов-интернатов.

Итак, можно выделить основные причины бродяжничества:

1. недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

2. безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

3. малый доход многих семей (в частности, потеря здоровья, инвалидизация);

4. социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с

отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков);

5. нездоровые отношения в семье;

6. положение лиц, вышедших из мест заключения;

7. слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на

оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям,

группам риска и т.д. [http://soc-work.ru/article/645].

Бродяжничество можно рассматривать и как одну из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, которая выражается в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; и как социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п.

Проблема бродяжничества рассматривается многими авторами прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин "бродяжничество" часто выступает как стоящий в одном ряду с терминами "беспризорность" и "безнадзорность" и, более того в неразрывной связке с последними. Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно "бродяжничество" выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной проблемой и объектом социально-психологических исследований во многих странах Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для современной России.

При том, что бродяжничество, безусловно, может выступать как своеобразный симптомокомплекс перечисленных патологий, практика показывает, что в целом ряде случаев к нему склонны лица и в первую очередь подростки, не имеющие отчетливо выраженных психических и иных патологий. Гораздо более универсальными причинами бродяжничества являются совершенно определенные особенности психосоциального развития личности, в частности, негативное разрешение базисных конфликтов четырех первых стадий эпигенетического цикла и как следствие крайняя степень психосоциальной спутанности, либо негативной идентичности.

Так, разрешение первого базисного конфликта в пользу недоверия влечет за собой временную спутанность или утрату временной перспективы в зрелом возрасте. Это приводит к тому, что в субъективном восприятии индивида, "каждая отсрочка становится обманом, каждое ожидание - переживанием бессилия, каждая надежда - опасностью, каждый план - катастрофой, каждый возможный помощник - потенциальным изменником". Отсюда - психологическое «цепляние» за прошлое, попытки проживать его снова и снова, тем самым, как бы поворачивая время вспять, в сочетании со стремлением «законсервировать» настоящее, чтобы избежать неисчислимых и неизбежных опасностей и неприятностей, затаившихся в будущем. Другим проявлением утраты временной перспективы является патологическая фиксация на будущем.

Патологическая в том смысле, что будущее выступает не как естественное продолжение настоящего момента в рамках единого жизненного цикла, но как отдаленная абстрактная возможность, оторванная от текущей реальности. К классическим примерам такого рода можно отнести буквально-догматическое восприятие религиозных учений, социальные и личностные утопии и т. п. Во всех своих проявлениях временная спутанность влечет за собой бегство от реальности. Как фиксация на прошлом в сочетании со стремлением «заморозить» настоящее, так и фиксация на будущем, направлены в конечном счете на создание параллельных миров, в которых индивид ищет убежища от опасностей и дискомфорта, не заслуживающего его доверия реального мира. Вполне понятно, что такие индивиды совершенно не способны к реальной близости и установлению не только подлинно партнерских, но и вообще сколько-нибудь стабильных межличностных отношений. Отметим, что в рамках психосоциального подхода шизофрения и психозы этиологически связаны именно с ярко выраженным негативным разрешением первого базисного конфликта развития.

Негативное развитие на второй психосоциальной стадии приводит, по мнению Э. Эриксона, к формированию болезненного самоосознавания как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознавание направлено на фиксацию «противоречия между самооценкой, образом Я автономной личности и образом «самого себя» в глазах окружающих.

Вполне очевидно, что самооценка индивида с генерализированным чувством стыда и сомнения, как правило, «заморожена» на предельно низком уровне. И чем ниже этот уровень, тем яростнее отвергается вообще любое, а не только критическое мнение о собственной персоне со стороны социального окружения. Как отмечает Э. Эриксон, «тотальное разрушение самооценки у наших пациентов резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других». В этом суть патологического парадокса самоосознавания как деструктивного вклада в спутанность идентичности. Это ничто иное, как примитивная форма защиты, позволяющая «сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда».

Рассмотрение проблемы бродяжничества через призму психосоциального подхода позволяет, в частности, ответить на вопрос, каким образом формируется склонность к бродяжничеству в социально совершенно благополучных семьях. Как отмечал Э. Эриксон, «...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью». Хотя данное высказывание напрямую относится к первой стадии эпигенетического цикла, в метафорическом смысле оно применимо и к последующим стадиям развития в детстве и юности. Хотя материальные условия и играют совершенно определенную роль, тем не менее, решающим фактором выступает способность референтных фигур поддерживать детскую витальность через установления отношений и способов взаимодействия адекватных актуальным потребностям развития.

[http://www.fmx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/brodyazhnichestvo_kak_problema_socialnoj.html].

Известный девиантолог Я.И. Гилинский связывает бездомность с низкими шансами найти свое место в обществе. В качестве причин им выделяются: недостатки личностного развития, нарушение социализации, а также различные социальные факторы, такие, как безработица, люмпенизация населения, наличие института прописки. [http://knowledge.allbest.ru/].