Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 7.docx
Скачиваний:
83
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
44.1 Кб
Скачать

Аристотель о человеке, этике и политике.

В учении Аристотеля о человеке выделим, прежде всего, его психологию, составляющую предмет его трактата «О душе». Теория души философа опирается на его метафизику (онтологию). Душа есть энтелехия, т.е. форма живого тела – его жизнь, его деятельность, его целеустремленная энергия, его характер, его самоосуществление. Согласно его учению о форме, ясно, что нет никакой души без тела. Душа не субстанция, но функция, то, что делает множество частей тела одним целым.       В душе есть, вместе с телом, и такая часть, как ум, который вообще не связан с телом. Ум не имеет органа в силу свободы и универсальности, ум может мыслить все, «и сколько угодно точно», а потому, «ему необходимо быть ни с чем не смешанным». Если бы ум имел свой особый телесный орган, то он был бы ограничен его особым устройством, как, например глаз или ухо. К тому же, ум есть только тогда, когда действует. Ум – сама «энергия» мысли, само действие, за которым не стоит никакое действующее. Ум – неизменен, не разрушим, не индивидуален.

Итак, душа – не «вещь», не «субстанция», пусть и бестелесная, не некая материя, пусть и самая «тонкая» - но форма, или деятельность. Лишь в боге деятельность есть самая субстанция. А в человеческом теле деятельность (форма) предполагает действующее (тело). Поэтому неверно говорить о «единстве» или «взаимосвязи» душа и тела, как будто они суть нечто отдельное друг от друга. Трудность в том, что следует отличать душу от тела, но в то же время они не есть две различные сущности. Они одно и тоже, вернее, две стороны одной сущности, как две стороны одного листа бумаги. Душа – это способ существования или характерматерии, который и делает её данным живым телом. Душа – «сущность» тела, т.е. то, что оно есть.

Так, «сущность» глаза – это акт зрения, видения. Если мы не учитываем этого, то никакое изучение глаза, его жидкости, палочек, колбочек и т.п. – не приведет нас к понятию того, что это такое.

В душе Аристотель выделяет три части, которые соответствуют трем главным видам живых существ, трем царствам природы, вегетативного (растительного); чувственного (животного); разумного, присущего только человеку. Растительная душа есть питание и рост организма; животная – ощущение, чувственное; восприятие разум, мышление речь, познание.

Растительная душа есть деятельность, связанная с переходом материи внешних тел в живое тело.

Ощущение - способность испытывать, принимать в себя внешнее воздействие. Поэтому в ощущении люди пассивны и зависимы. Тем не менее, в акте ощущения начинается «дематериализация» предметов: возникает «представление» о них. Внешняя вещь как бы «отпечатывается» в душе, оставляя в ней свою форму, а не материю.  Как рука пользуется всеми орудиями (вещами), так душа пользуется всеми «формами» воспринимаемых вещей. Поэтому душа есть в некотором смысле «все сущее».

 В воображении люди уже свободнее, чем в ощущении, т.к. имеют образы предметов и без их непосредственного наличия и воздействия. Оно образует переходное звено между чувственным восприятием и мышлением.

 Однако в мышлении мы еще свободнее, чем в воображении: «мыслить - это во власти самого мыслящего». Поскольку мы мыслим, мы ведем себя не как единичное существо в своей неповторимости: в нас обнаруживается и действует нечто объективное, всеобщее, безличное. К тому же, пишет Аристотель, ум не подвержен внешнему воздействию: ум – это не вещь, а потому на нем ничего не «напишешь». Правда Аристотель различает ум воспринимающий и ум деятельный, творческий. Первый связан с чувственным восприятием, он направлен на его предметы. Активный же ум, который «никому не подвержен» и мыслит вечно, есть общий принцип активности, без которого пассивный ум не мог бы иногда мыслить, иногда нет.

Поскольку мышление человека возникает только в связи с телом и ощущением, постольку дух после смерти не является индивидуальным (отличие от Платона). А потому бессмертия нематериальной индивидуальной души Аристотель не признает, исходя из общих принципов метафизики. Тем не менее, у Аристотеля обнаруживается одна неясность. Растительная и животная  (питающая и ощущающая) души безусловно смертны, распадаясь вместе с телом. Однако в трактате «О душе» встречаем утверждение: «ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделены от тела». И еще: «способность ощущения невозможна без тела, ум же существует отдельно от него», т.е. творческий ум, будучи энтелехией в отношении воспринимающего, не есть энтелехия тела, а значит, может существовать отдельно от тела.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]