Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть IV Современные экономические проблемы.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
817.66 Кб
Скачать

§ 3. Особенности переходной экономики России

Советская экономическая модель представляет собой пара­докс XX века. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы производства и высокие темпы его роста, с дру­гой стороны, крайне низкую экономическую эффективность и уровень жизни населения. Западные экономисты, изучающие ис­торию СССР, не могут объяснить, как могла в течение семи десятилетий функционировать и развиваться хозяйственная систе­ма, построенная вопреки экономической логике и мировому хо­зяйственному опыту. Большинство исследователей определяют построенный в СССР хозяйственный механизм как администра­тивно-бюрократический. В СССР основной властной и органи­зующей силой был именно аппарат, включая партийный.

На первых этапах своего существования плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро вос­становлено. Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5—6 лет вос­становила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-стати­стического анализа, проведенного американскими социологами в 50—60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал быстрее, чем в США. Как известно, СССР на протяжении многих лет являлся мировой супердержа­вой, занимавшей первое место в мире по территории, третье ме­сто — по численности населения и второе — по объему произ­водства. Однако уровень жизни в стране по мировым стандартам был невысок.

Административно-командная система имеет ряд существен­ных недостатков. Во-первых, экономика лишена внутренних сти­мулов, побуждающих к росту ее эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8—9 млн человек. В концлагерях и тюрьмах за время советской власти по­гибло не менее 20 млн человек. Долгое время стимулом экономи­ческого развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (пре­мии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить про­изводительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к еди­ному стадарту оплаты. По расчетам Института мировой экономи­ки и международных отношений АН СССР, даже в 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной про­дукции в 1,6—2,1 раза больше, чем США. Во-вторых, негибкость хозяйственного механизма и его медленная адаптация к переме­нам. Советская экономика представляла собой крайнюю степень огосударствления. Советская государственная монополия, как и любая монополия, проявляла недостаток гибкости и мобильности, определенную неповоротливость. Адаптационные механиз­мы в таких системах включаются только тогда, когда противоре­чия достигают критической точки. В-третьих, функционирование экономики сопровождалось накоплением структурных деформа­ций. В той или иной степени во всех плановых экономических системах наблюдается разрыв между структурой производства и спросом. Кроме того, экономика бывшего СССР характеризова­лась гипертрофированным военно-промышленным комплексом. В табл. 17.2 представлены данные о динамике национального дохода СССР, демонстрирующие развитие советской системы от расцвета к упадку.

Таблица 17.2. Экономический роет в СССР (1913—1989 гг.)

Годы

Среднегодовые темпы, %

Производство национального дохода (официальные данные)

Производство национального дохода (альтернативные данные)

1913—1921

-10,7

-10,7

1922—1940

15,3

8,5

1941—1950

4,7

-0,6

1951—1960

10,3

9,3

1961—1970

7,0

4,2

1971—1980

4,9

2,1

1981—1985

3,6

0,6

1986—1989

2,7

Социально-экономический кризис российской экономики зародился еще в централизованном плановом хозяйстве. С сере­дины 70-х гг. стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике. В 1982 г. производительность труда в народном хо­зяйстве была на треть ниже, чем в среднем в 1966—1976 гг., среднегодовой прирост ВНП в 1975—1985 гг. составлял лишь по­ловину его прироста в 1960—1975 гг., эффективность производ­ства в 1981 — 1985 гг. также была равна 50 % от уровня 1975—1980 гг. Со второй половины 1987 г. стал резко расти де­фицит государственного бюджета, началась эмиссия денежной массы и, как следствие, обесценение денег. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3 % в год. Излишняя денежная масса обострила товар­ный дефицит. Доля убыточных предприятий составляла 40 % от их общей численности.

Попытка эволюционного перехода к рынку в СССР в 1989—1991 гг. не состоялась в силу многих как экономических, так и неэкономических причин. Провалу эволюционного пере­хода к рынку способствовал значительный отраслевой дисбаланс (громадный военно-промышленный и топливно-энергетический комплекс) и крайне тяжелое состояние сельского хозяйства, пи­щевой и легкой отраслей промышленности. Кроме того, провал этих реформ объяснялся политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима. В дополнение ко всему эти реформы явно запоздали, поскольку старая экономическая система истощила все свои резервы.

Фактически к 1990—1991 гг. распался потребительский ры­нок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве ре­гионов к концу 1991 г. составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг, масло животное — 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн т в месяц в янва­ре 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн т. В Москве и Ленин­граде продовольствия оставалось на 12—14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Уголь­щики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 млрд долл. до 103 млрд долл. К концу 1991 г. экономическое положе­ние России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем ра­дикальный вариант реформирования, уже не было. Для рыноч­ных преобразований российской экономики характерно преоб­ладание на первом этапе (1992—1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений (1994—1998 гг.). В целом в Рос­сии имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма.

Либерализация экономики — ведущий момент рыночных реформ. Основным элементом либерализации экономики явля­ется либерализация цен, 2 января 1992 г. был единовременно отменен контроль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен. Со­хранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходи­мости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все остальные потребительские товары. Рост цен в первый год после их либерализации всегда значите­лен. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. сос­тавил 2508 %. Важное звено либерализации экономики — ли­берализация внешнеэкономической деятельности. В середине 80-х гг. доля СССР в мировом промышленном производстве со­ставляла около 20 %, а в мировой торговле — лишь около 1 %. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятель­ность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на тер­ритории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыноч­ный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Мос­ковской межбанковской валютной бирже. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начал­ся переход к конвертируемости рубля. В 1993—1994 гг. ускорен­ными темпами проводилась приватизация государственной соб­ственности. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации. Первый этап приватизации, ваучерный, проходил в 1992—1994 гг. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру (именному приватизационному чеку) на человека. Номинальная стоимость одного ваучера составляла десять тысяч рублей и определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Населе­ние получило ваучеры и возможность приобретения на них ак­ций предприятий. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе. Вто­рой этап приватизации, денежный, начался с 1994 г. и характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги. В результате процесса приватизации в России на 1 янва­ря 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до на­чала приватизации.

Макроэкономическая стабилизация была достигнута в Рос­сии в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Всплеск инфляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. На фоне значительного спада промышленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характери­зовался некоторым снижением темпов инфляции (потребитель­ские цены в 1993 г. выросли примерно в 9 раз). Третий этап мак­роэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. российская инфляция вошла в относительно «нормаль­ные» рамки и составила 22 % в год.

Российская экономика, как и большинство переходных эко­номических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы.

Таблица 17.3. Основные социально-экономические показатели развития России в 1990-1999 гг.

Показатели

Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

ВВП, трлн. руб (1998—1999 гг.— млрд руб.) в % к предыдущему году

0,644 97

1,4 95

19,0 86

171,5 91

610,7 87

1540,0 96

2146,0 97

1522,0 101

2684,5 95

4476,1 103,2

Промышленная продукция, трлн. руб. (1998—1999 гг. — млрд руб.) в % к предыдущему году

0,600 96

1,3 92

18,5 82

129,0 86

384,0 79

1108,0 97

1443,0 96

1601,0 102

1681,0 95

2905,0 108,1

Продукции сельского хозяй­ства, трлн. руб. (1998—1999 гг.— млрд руб.) в % к предыдущему году

0,158 103

0,260 95

2,7 91

22,4 96

73,7 88

203,9 92

286,9 95

309,3 101

302,4 88

624,8 102,4

Инвестиции в основной капитал, трлн. руб. (1998—1999 гг.— млрд руб.) в % к предыдущему году

2,5

2,1 85

2,7 60

27,1 88

108,8 76

267,0 90

376,0 82

408,8 95

402,4 93

598,7 101,0

Представление о глубине экономического кризиса дают дан­ные табл. 17.3. Трансформационный кризис качественно изме­нил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое зани­мал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.).

Экономические потери страны от шокотерапевтических ре­форм весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Социальные потери общест­ва в каких-либо денежных единицах определить невозможно. Однако в деньгах можно оценить экономические потери обще­ства, являющиеся следствием упущений и просчетов в социаль­ной сфере. Такая оценка приведена в табл. 17.4.

Таблица 17.4. Социальные потери России в части, измеряемой экономически

Виды потерь

Млрд долл.

Потери населения в результате инфляции денежных накоплений

550

Снижение жизненного уровня основной массы населения

1500

Снижение трудовой отдачи в будущем из-за деградации подрас­тающего поколения периода шокотерапии

600

Сокращение национального дохода в будущем по причине ухудше­ния демографической ситуации

1400

Потери от криминализации общества и разворовывания общест­венного богатства

2200

Экономические потери из-за ослабления здоровья народа

1560

Суммарная величина социальных потерь

8100

Такое положение в социальной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономических преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стаби­лизация экономики.

Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты эконо­мического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элемен­ты рынка ценных бумаг, определенное развитие получили фи­нансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономи­ки, приватизировать преобладающую часть государственной соб­ственности. Осуществление рыночных преобразований и завер­шение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития.