Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
firov_history.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
628.22 Кб
Скачать

Монголо-татарское нашествие. Борьба руси за независимость

В лето 1236. Той же осенью пришли с восточной стороны в Болгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Болгарский1 и перебили оружием [всех жителей] от старца и до юного и до сущего младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнем и всю землю их пленили…

В лето 1237. Зимою пришли с восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать разанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню предали, монастырей и сел сожгли… потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода2, против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много… и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича3 схватили руками, а людей от старца до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли4. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий5 из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею.

И начал князь Юрий собирать воинов против татар, а воеводство в дружине своей передал Жирославу Михайловичу. В ту же зиму. Пришли татары к [городу] Владимиру месяца февраля в 3 день на память св. Семена во вторник… Владимирцы затворились в городе [крепости] с [князьями] Всеволодом и Мстиславом, а воеводой был Петр Ослядюкович. Владимирцы не сдавались6, и тогда татары подъехали к Золотым воротам [крепости], приведя с собой Владимира Юрьевича, брата Всеволода и Мстислава. И начали татары спрашивать о князе великом Юрии, в городе ли он? Владимирцы [в ответ] пустили по стреле на татар, и татары также пустили по стреле на Золотые ворота. И после того сказали татары владимирцам: «Не стреляйте». Они же замолчали. И тогда, подъехав ближе к воротам, начали татары говорить: «Узнаете ли вашего княжича Владимира?» Стоял тот с унылым лицом. Всеволод же и Мстислав стояли на Золотых воротах и узнали брата своего… [Оба они] с дружиною своею и горожане плакал, видя Владимира. А татары, отойдя от Золотых ворот и объехав весь город, остановились станом перед Золотыми воротами. Насколько видел глаз, окружило город бесчисленное множество [татарских] воинов. Всеволод же и Мстислав, пожалев брата своего Владимира, сказали дружине своей и Петру воеводе: «Братья! Лучше нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую, а не сдаться на волю их»…

Татары, станы свои урядив около города Владимира, пошли и взяли Суздаль, и святую Богородицу разграбили, а монахов и монахинь старых, и попов, и слепых, и хромых, и глухих, и немощных, и людей всех погубили, а молодых монахов и монахинь, и попов, и дьяконов, и жен их и дочерей, и сыновей их повели в станы свои и сами пошли к [городу] Владимиру… В субботу Мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки7, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю8 Мясопутную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день… и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот у [церкви] св. Спаса по примету9 через городские стены, а отсюда с северной стороны от Лыбеди к Орининым воротам и к Медным, а отсюда от [реки] Клязьмы к Волжским воротам, и так вскоре взяли Новый город, и бежали Всеволод и Мстислав и все [оставшиеся в живых] люди в Печерный город10.

А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и с снохами, и с внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были… Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали… и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, то же все взяли себе в добычу… И убиты были архимандрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосий Спасский, и прочие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои…

Захватив Владимир, пошли окаянные те кровопийцы на великого князя Юрия, и одни шли к Ростову, а другие к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и завоевывали все по Волге даже до Галича Мерского; а другие пошли на Переяславль [Залесский] и тот взяли, а оттуда всю страну и города многие, даже до Торжка, захватили, и не было места, мало было таких деревень и сел в Суздальской земле, где татары не воевали, и взяли они 14 городов, кроме слобод и погостов, за один месяц… И пошли безбожные татары на [реку] Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба [войска], и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками, и тут был убит князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло это случилось месяца марта в 4 день… И тут убит был князь великий Юрий на реке Сити, и дружинников его много убили… а Василька Константиновича вели в крайней нужде до Шернского леса, и как стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть их воле и воевать [вместе] с ними, но он нисколько не покорялся их беззаконию и много укорял их, говоря: «О глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христианской веры, хотя я и нахожусь в весьма большой беде…» И как только он это сказал, тотчас без милости убит был…

[1239 г.] Того лета татары взяли Переяславль Русский и епископа убили и людей перебили а город сожгли и, захватив много людей и имущества, ушли… Того же лета взяли татары Чернигов… и город сожгли, и людей перебили, и монастыри пограбили… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали и город… Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…

В лето 1242. Великий князь Ярослав11 послал сына своего Андрея в Новгород Великий на помощь [князю] Александру12 против немцев, и победили их за Плесковом [Псковом] на озере и взяли много пленными, и возвратили Андрея к отцу своему с честью13.

В лето 1262. Избавил Бог от лютого изнурения бесурменского14 людей Ростовской земли, вложил ярость в сердца крестьянам: не вытерпев насилий [со стороны] поганых, собирались они на веча15 и выгнали [их] из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля. Откупали те окаянные бесурмене (у ханов Золотой Орды. – Ред.) дани и от того великую пагубу людям творили: порабощали людей за проценты и множество душ крестьянских уводили врознь… В том же году убили (восставшие – Ред.) Изосима преступника, был то пьяница то срамословец, празднословец и кощунник, окончательно отрекся Христа и стал бесурменином, вступив в прелесть ложного пророка Махмеда. Был тогда хищник, приехал от царя татарского, по имени Кутлубий, злой был бесурменин, и с его помощью окаянный отступник [Изосима] делал христианам великую досаду, надругался на Хрестом и святыми церквами, когда же люди на врагов своих на бесурмен восстали, одних изгнали, а других перебили, тогда и этого беззаконного Зосима убили в городе Ярославле. И тело его жрали псы и вороны16.

___________________________________________

1. Город Болгарский – Булгар, столица Волжской Болгарии – феодального государства в Среднем Поволжье.

2. В с е в о л о д Ю р ь е в и ч – князь суздальский.

3. В л а д и м и р Ю р ь е в и ч – сын великого князя Юрия Всеволодовича.

4. Москвичи оказали упорное сопротивление захватчикам: штурм города монголо-татарами продолжался пять дней.

5. Ю р и й В с е в о л о д о в и ч – великий князь (1212 -- 1238), сын великого князя Всеволода Большое Гнездо.

6. Осада монголо-татарами Владимира продолжалась с 4 по 7 февраля.

7. Пороки – стенобитные орудия.

8. Неделя – воскресенье (от не делать, не работать).

9. Примет – навал из земли бревен и т. П. с внешней стороны крепостных стен.

10. Печерный город – старая часть города Владимира.

11. Князь Я р о с л а в, брат убитого в битве на реке Сити князя Юрия Всеволодовича, «сел на столе во Владимире» в 1238 г. В 1243 г. В столице Золотой Орды хан Батый назначил его «старшим» над всеми князьями Русской земли. – ПСРЛ, т. I, стб. 467, 470.

  1. Князь А л е к с а н д р Я р о с л а в и ч, прозванный за победу над шведскими захватчиками в 1240 г. Невским.

  2. Этот фрагмент из летописи связывает события, характеризующие совпадение монголо-татарского нашествия с борьбой Руси против агрессии немецких рыцарей.

  3. Бесурмен (басурман) – мусульманин, вообще не христианин, иноверец; здесь: бесурмене – откупщики золотоордынской дани.

  4. Вече – народная сходка. Нередкое упоминание о вече в летописях при описании народных восстаний против монголо-татар свидетельствует о том, что инициатива в борьбе против ига принадлежала народным массам.

  5. Текст летописи свидетельствует об активной борьбе против сборщиков дани (одних выгнали, других перебили), охватившей большую территорию и самые важные города Северо-Восточной Руси. Результатом восстания было то, что Золотая Орда передала сбор дани в руки русских князей. В условиях золотоордынского ига летописцы лишь кратко говорили о самых крупных восстаниях. Тем не менее они отмечены, например, в Великом Новгороде (1259 г.), в Ростове (1289 и 1320 гг.), в Твери (1327 г.), в Нижнем Новгороде (1374 г.). Открытое неповиновение ханам Золотой Орды оказывали и некоторые князья.

Текст подан по: Епифанов П. П. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861 г. – М., 1980. – С. 53-56

ВІДОМОСТІ ПРО УКРАЇНУ М. ЛИТВИНА

(з коментарями В. Січинського)

Щоденник подорожі Михайла Литвина (литовця за походженням), який у 1550 р. був в Україні. Містить цікаві свідчення про Київ, Київщину і Придніпров’я.

Про Київ автор щоденника пише: «Нам (литовцям) належить славнозвісний замок і місто Київ... Він займає першорядне місце серед інших замків і розташований над рікою на кордоні степу і Полісся... В Києві збереглися старовинні церкви, прекрасно побудовані з шліфованого мармуру та іншого чужоземного матеріалу і покриті цинком та міддю, інші з позолоченими банями; є також пребагаті монастирі. Особливо славний монастир,присвячений Діві Марії, з підземними галереями і печерами».

Та найбільше дивує Литвина родючість та багатство землі: «Грунт Київщини до такої міри родючий і зручний для обробітку, що лан виораний тільки раз парою биків, дає великий урожай. Навіть необроблене поле дає рослини, які годують людей своїм корінням і стеблами. Тут ростуть дерева, що дають різноманітні ніжні овочі; плекається виноград, що дає великі грона винограду, а місцями на схилах зустрічається дикий виноград, також придатний для їди. В старих дубах і буках, в котрих зробилися дупла, водяться численні рої бджіл з щільниками меду, який відзначається чудовим кольором і смаком.

Диких звірів і зубрів, диких коней і оленів така сила по лісах і полях, що на них полюють тільки задля шкіри, а м’ясо через велику їх кількість викидають, окрім спинної частини; ланей і диких кабанів навіть зовсім не вживають.

Дикі кози в такій великій кількості перебігають зимою з степів до лісів, а літом назад, що кожний селянин забиває їх до тисячі на рік. На берегах річок у великій кількості зустрічаються оселі бобрів. Птиць така дивовижна сила, що весною хлопчаки назбирують цілі човни яєць диких качок, гусей, журавлів і лебедів, а пізніше їх виводками наповнюють курники. Орлят зачиняють до кліток задля їх пір’я, котре чіпляють до стріл. Псів годують м’ясом диких звірів і рибою, бо ж річки переповнені неймовірною кількістю осетрів та іншими великими рибами... Тому багато річок називають «золотими», особливо Прип’ять, котра в одному місці біля Мозиря в час наповнення свіжою водою з джерел, щорічно з початком березня, наповнюється такою силою риби, що кинутий до неї спис насаджується (на рибу) і стоїть повисно, ніби встромлений у землю – так густо збивається там риба. Я би не повір тому, коли б сам не бачив частенько, як відтіль без перерви черпали рибу і наповнювали нею за один день до 100 возів, що належали купцям, котрі щорічно з’їздяться в цім часі.

Бористен (Дніпро) найбільша найбагатша ріка цієї країни, по ній спроводжують до Києва безмірну кількість риби та іншого краму».

Про українську торгівлю М. Литвин пише: «Київ переповнений чужоземним крамом, бо ж нема шляху більш знаного, як старовинна, бита і добре відома дорога, що веде з Чорноморського порту – міста Кафи, через ворота Таврики, на таванський перевіз на Дніпрі, а звідти до Києва; по цьому шляху спроваджують з Азії, Персії, Індії,Арабії і Сірії на північ до Московії, Пскова, Новгорода, Швеції і Данії такий східний крам як дорогоцінне каміння, шовк, ладан, парфуми, шафран, перець та інше. По цьому шляху йдуть і чужоземні купці цілими караванами... Раніш збирали мито з тих караванів на переправі через Дніпро у Тавані, а тепер мито збирають у Києві.

При найбільших вигодах Києва є і його недоліки: напади татар, люди хворіють на пропасницю, що приходить через денне спання та від надмірного уживання риби і овочів; хворіють коні від затруєної рибами трави; засіви нищить сарана; по лісах і берегах річок цілі рої оводів, комарів і мух, що годуються людською кров’ю.

Над Дніпром та його притоками живе багато народу, тут численні міста і села. Мешканці відзначаються хоробрістю і тому в цій країні дуже легко набирають добрих вояків».

Текст подано за: Січинський В. Чужинці про Україну. – К., 1992.

– С. 48-50.

ВИЛЬШАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1617 г.

Было заключено 28 октября 1617 г. в урочище Старая Вильшанка возле города Тараща на Киевщине между гетманом П. Сагайдачным и командующим польскими войсками С. Жолкевским. Условия этого соглашения отражали поиск компромисса между казачеством и польским правительством. По Вильшанскому соглашению казаческий реестр устанавливался в количестве 1тыс. чел., однако, по просьбе старшины, окончательное количество реестровых казаков должен был установить польский сейм. Казакам предоставлялось право избирать гетмана, которого утверждал польский король. За службу реестровым казакам польское правительство должно было платить жалование. Реестровые имели право жить только на Запорожье, и им запрещалось осуществлять походы на Крым и Турцию. Из казаческого войска исключались те мещане, которые вступили в казаки за последние 5 лет. Нереестровые казаки возвращались под власть старост и шляхты. Вильшанское соглашение вызвало большое недовольство среди широких кругов нереестровых казаков, и потому польскому правительству не удалось воплотить его в жизнь.

РАСТАВИЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1619 г.

Заключено 7 октября 1619 г. на реке Раставице около с. Паволоч (теперь Попельнянского района Житомирской обл.). Соглашение заключено между казаческой старшиной во главе с гетманом П. Сагайдачным и командующим польской армией коронным гетманом С. Жолкевским. В основу данного документа были положены условия Вильшанского соглашения 1617 г. По Раставицкому соглашению казаческое реестровое войско, которое насчитывало 10600 человек, сокращалось до 3 тыс. чел. Все остальные казаки, вступившие в ряды войска за последние 5 лет и не вошедшие в состав реестра, должны были возвращаться под власть старост и магнатов. Из поместий шляхты и духовенства реестровые казаки должны были выселиться на протяжении 9 месяцев, иначе становились подданными. Казаки имели право жить на Запорожье и охранять границы, за что им устанавливалась плата в размере 40 тыс. злотых, но им строго запрещалось совершать походы в Крымское ханство и Турцию. Кроме Запорожья, казаки могли находиться только в королевских владениях. Казаческая старшина брала обязательство уничтожить челны, наказать участников последних морских походов и согласиться с кандидатурой гетмана, которого назначит польский король. Условия Раставицкого соглашения и меры польского правительства относительно их осуществления вызвали недовольство среди нереестрового казачества, что повлекло отстранение от гетманства П. Сагайдачного и провозглашение в конце 1617 г. гетманом Я. Бородавки.

КУРУКОВСКИЙ ДОГОВОР 1625 г.

Соглашение, подписанное 26 октября 1625 г. в урочище Медвежьи Лозки возле Куруковского озера (возле современного Кременчуга) между польским коронным гетманом С. Конецпольским и гетманом М. Дорошенко во время восстания под руководством М. Жмайло. По договору казаческий реестр увеличивался до 6 тысяч человек. Устанавливалась плата в сумме 60 тыс. злотых. Реестровым казакам разрешали избирать гетмана, но его должен утверждать король. Казаческими правами могли пользоваться только реестровые казаки. Казаки, не вошедшие в реестр (около 40 тыс. чел.), должны были возвратиться под власть своих господ. Всем участникам восстания объявлялась амнистия. Казакам запрещалось вступать в связи с иностранными государствами и осуществлять военные нападения на турецкие владения. Условия Куруковского договора не удовлетворяли основную массу казачества. Нереестровое казачество не признало договор и продолжало борьбу.

ОРДИНАЦИЯ 1638 г.

"Ординация Войска Запорожского, находящегося на службе в Речи Посполитой" – постановление польского сейма, принятое в январе 1638 г. Оно было издано после подавления национально-освободительного восстания 1637-1638 гг. под предводительством

П. Павлюка и К. Скидана. В соответствии с Ординацией казаческий реестр сокращался до 6 тыс. чел. и среди реестровых могли находиться только казаки, которые не принимали участия в восстании. Ликвидировалась выборность казаческой старшины, и отменялся казаческий суд. Вместо выборного гетмана во главе казаческого войска назначался польский комиссар, которого назначал сейм по рекомендации коронного гетмана. На должности полковников и есаулов могли назначаться исключительно представители польской или полонизированной шляхты. Только сотники и атаманы могли быть избраны из казаков, имевших заслуги перед Речью Посполитой. Резиденцией комиссара был город Трахтемиров. Казакам разрешалось селиться только в приграничных городах – Черкассах, Корсуне. Мещанам и крестьянам под угрозой смертной казни запрещалось вступать в казаки и даже отдавать своих дочерей замуж за казаков. Два реестровых полка должны были постоянно находиться на Сечи, чтобы помогать запорожцам отражать нападения татар и препятствовать походам казаков в Крым и Турцию. На Запорожье казак мог попасть только при наличии паспорта, утвержденного комиссаром. Ординация предусматривала восстановление Кодака и расположение в крепости сильного гарнизона польской пехоты и 100 наемных драгунов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]