Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
914.43 Кб
Скачать

2.3.2. Разум и мудрость

Реабилитация тела, намеченная в рассуждениях Паламы, означа­ла также отход от традиционного понимания разума. "Собирание ума" - в данном случае еще одна постоянная тема афонских споров. Варлаам превозносил разум - отношение Паламы к разуму было более сдержан­ным. Варлаам рассуждал в данном случае в русле гуманистической тра­диции. Если божественным началом в человеке является разум, если умом человек подобен Богу, то логические формы обладают не меньшей духовной ценностью, нежели откровение. Поэтому он учит: "внешней муд­рости надо искать и монашествующим". Это близко Абеляру и чем-то предвосхищает программу Просвещения. Варлаам далеко не ретроград. Точка зрения Хоружего о том, что исихасты предложили более смелый и уходящий вдаль взгляд на назначение человека является, по нашему мнению, очень верной.

Исихасты усматривают в логике варлаамитоз некую механистич­ность. Ведь разум, как и другие способности человека, бесконечно от­стоит от создателя. Общение с Богом не может быть прерогативой по­знавательной способности, оно втягивает в себя глубочайшие структуры бытия личности и требует предельного напряжения всех сил человека. Следовательно, в таком общении должно происходить изменение этих сил.

В чем же состоит этот процесс изменения? Каковы его результаты на уровне личности? Пытаясь найти ответ, и Палама, и задолго до него Макарий Египетский - еще один столп исихастской духовности - прибе­гают к таким богословским формулировкам, как: "введение ума внутрь", "собирание из рассеяния в сердце", "обожение", "внутренняя аскеза" и др. Некоторые из них получили разъяснение. К примеру, ум выражается в устремленности к Богу и соединении с ним: "мы называем эту способ­ность умной, хотя в действительности она превыше ума", - комментиру­ет Палама. Эта способность не дана от природы, и процедура ее выра­ботки получила название "умного делания".

В целом же надо признать, что адекватный перевод исихастских интуиции на философский язык, если он и возможен, пока впереди. Но несколько моментов представляются очевидными уже сейчас.

Определенно можно сказать, что Палама противопоставляет зна­нию и уму не мрак невежества и не инстинкт, а "свет Фаворский", то есть восприятие мира как бы с позиций Бога, то есть с точки зрения всех людей, всех прошлых и будущих поколений. Другими словами, у Паламы знанию противостоит мудрость. Он интуитивно ощущает "несводимость" культуры к ее научной составляющей. Разум стремится к объективной истине. Однако "объективирующее описание уже реализованных в об­ществе ценностей совсем не способствует решению вопроса, какая сис­тема ценностей разумнее, моральнее", - говорит наш современник Виль­гельм Хесле, ярый сторонник экологизированной и гуманистической фи­лософии. Немецкий профессор опирается на исторический опыт реали­зации проекта Просвещения, на опыт мировых войн, концентрационных лагерей и создания оружия массового поражения. Для Паламы все эти примеры технологического применения знания закрыты плотной заве­сой будущего. Тем не менее он твердо стоит на том, что разум "без благо­дати" ущербен и кособок.