Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve....doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
2.39 Mб
Скачать
            1. По поводу и без повода

Архивы инквизиции, дошедшие до наших дней, сохранили сведения об одном весьма примечательном процессе. На нем разбиралось, честным ли трудом зарабатывают на жизнь банкиры и купцы, которые ничего не производят, а лишь торгуют или ссужают деньгами. Инквизиторы долго исследовали вопрос, и наконец постановили, что банкиры и купцы могут считаться честными тружениками, если тратят на жизнь, не допуская излишеств, а в завещании отписывают все накопленные богатства на нужды церкви.

Еще большим оправданием для банкиров мог служить тот факт, что сама католическая церковь нередко прибегала к их услугам. Особенно тесно с римской курией сотрудничали флорентийские банкирские дома. К XV в. в должниках у итальянских банкиров был не только папа римский, но и многие европейские правители. Флоренция же стала признанным центром европейского банковского дела.

Наряду с банками успешно продолжали свою деятельность и евреи-ростовщики, более безотказные, но не менее требовательные кредиторы, чем христиане. В отличие от «цивилизованных» банкиров, евреи вели дела преимущественно с наличностью и в основном занимались простым кредитованием под проценты.

        1. Учителю и ученику

В городском фольклоре эпохи Возрождения довольно часто встречается фигура еврея-ростовщика, дающего честному, но неудачливому христианину ссуду под залог «фунта мяса» должника. Этот безымянный персонаж, впервые введенный в литературу Джованни Боккаччо, впоследствии был растиражирован в европейской новеллистике Возрождения. Обессмертил этот образ Уильям Шекспир в драме «Венецианский купец», выведя его под именем Шейлока.

Вообще, отношение людей эпохи Возрождения к наличным деньгам, банкам и банковским операциям было смешанным. С одной стороны, деятельность банкиров была, безусловно, важна. С другой – многовековая вера в надежность золота в собственном кошельке была слишком сильна. В ходу была серебряная и золотая монета, причем по всей Европе принимались монеты различной чеканки, в зависимости от чистоты. Самыми надежными до конца Средневековья считались флорентийский флорин и венецианский дукат. Ближе к концу эпохи Возрождения их частично потеснила валюта нового сильного государства – нидерландский гульден. Платежным средством вполне признавались и драгоценные камни, ценность которых, как и золота, не зависела от удачливости банкира. Большинство итальянских банковских домов, возникших на заре становления банковской системы, в XV в. прекратили свое существование – обанкротились. Соответственно, пострадали и многие из клиентов, доверившие свою судьбу бумаге. О «банкротстве» золота или драгоценных камней никому слышать не приходилось – по крайней мере, пока в XVI в. не произошла знаменитая «революция цен».

          1. По поводу и без повода

Как и большинство терминов, связанных с банковским делом, слово «банкрот» – итальянского происхождения. В начале деятельности банков прогоревший делец демонстрировал это весьма наглядным образом – ломал меняльную лавку, первый атрибут своего ремесла, и объявлял: “La banca e’ rotta”. Это означало: «Скамья сломана».

Ближе к концу эпохи Возрождения, в XVI в. центр тяжести европейского делового мира сместился из Италии на север. В это время основные европейские банковские дома находились в Англии, Франции и Нидерландах. Именно там накапливались богатства, которые впоследствии привели к промышленному перевороту, ознаменовавшему начало Нового времени.

В XVI в. в деятельности банков произошло еще одно существенное изменение. Первые европейские банкиры брали процент с тех, кто вкладывал деньги в банк. Но в конце Средневековья деньги стали играть все более важную роль в международной экономике. Банкиры, занимавшиеся широким кредитованием, сами стали нуждаться в притоке средств. Поэтому банкиры начали сами выплачивать вкладчикам процент на вложенные в банк суммы. Этот шаг был первым свидетельством того, что финансовая система меняет свой характер. Деньги больше не были предметом обмена. Они стали самостоятельным финансовым инструментом, способным приносить прибыль, а не только обеспечивать богатство.

Наконец, XVI век ознаменовал конец господства средневековых ярмарок как главных центров международной торговли. В прежние времена купцы привозили на ярмарку весь свой товар. Покупка партии товара, расчет и передача его происходили в одном месте. Но по мере возрастания товарооборота в Европе, подобная торговля становилась физически невозможной. В Нидерландах купцы первыми стали применять новый метод ведения торговли. Они представляли покупателю лишь образцы, по которым тот должен был судить обо всем товаре. Это позволяло уменьшить торговые площади, представить максимально полный ассортимент товара. К тому же теперь, в зависимости от условий поставки, изменялась и цена товара.

Первая в Европе биржа возникла в голландском городе Антверпене. Поначалу на ней велась торговля исключительно колониальными товарами с территорий, принадлежащих Испании и Португалии. Но достаточно быстро антверпенская биржа, а следом за ней и биржи других крупных торговых городов, взяли на себя и внутриевропейскую торговлю собственными товарами. Потребовалось совсем немного времени, чтобы на бирже начали торговать товаром, о котором в средние века никто бы и не подумал как о товаре – ценными бумагами. В первую очередь, предметом купли-продажи были векселя. Причем наибольшим спросом пользовались долговые обязательства крупных компаний и государств. Операции с ценными бумагами довольно скоро приобрели такой размах, что ими стали заниматься особые биржи – фондовые. Это было еще одним признаком перемен, назревавших в финансовой структуре Западной Европы.

Рис. 152 [Илл. – Лондон. С гравюры 1616 г. (Renaissance, стр. 370-371)]

Антверпенская биржа главенствовала в торговой Европе до конца XVI века. Она была слишком тесно связана с испанской колониальной торговлей. Поэтому, когда могущество Испании сошло на нет, Антверпен был вынужден уступить пальму первенства бирже новой «владычицы морей» – Лондонской бирже.

Социальное устройство

Возрождение – эпоха скорее культурная, чем историческая. Тем не менее, в этот исторический период в обществе произошли существенные изменения, затронувшие самые основы феодального строя. В принципе, сословия не утратили своей прежней роли. Деление по сословному признаку определяло практически все в жизни человека, и переход из низшего сословия в высшее был по-прежнему невозможен. Однако феодальное общество XV–XVI вв. было не то, что в эпоху Высокого Средневековья. Феодальное хозяйство все больше уступало место промышленности, торговле – преимущественно городским занятиям. Соответственно, города вышли на первый план в экономической жизни Западной Европы, а горожане – на первый план в жизни политической. С помощью независимых городских коммун европейские короли покоряли своих вассалов, стремясь к абсолютизации власти. В эпоху Реформации все новые религиозные веяния зарождались именно в свободной городской среде. Третье сословие начало теснить дворянство. У дворян были титулы, а у богатых горожан и купечества – золото, ценившееся в эпоху денег дороже земли и дававшее обладателю реальную власть.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]