Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История градостроит.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
13.39 Mб
Скачать

Новгород

Несмотря на то что Новгород возник почти одновременно с Киевом, в ар- Новгород хитектурном и планировочном отношении он сильно отличался от Киева. Резкие различия между Киевом и Новгородом объяснялись двумя главнейшими причинами: своеобразием местных природных условий, с одной стороны, и специфическими особенностями художественной культуры русского севера и юга, с другой. Киев был типичным представителем южнорусской художественной культуры, органически связанной с Черниговской и Галицкой Русью, в то время как Новгород принадлежал к созвездию северных русских городов, куда входили Псков, Изборск и Старая Ладога. В той же степени различается и самая планировка этих двух городов: Киев-прежде всего нагорный город, стоящий на высоком, некогда лесистом берегу; Новгород, напротив, - равнинный город, лежащий среди безбрежных лугов. Высота Старокиевской горы настолько велика, а заливная пойма Днепра настолько обширна, что Киев и до последнего времени оставался городом на одном берегу, в то время как Новгород еще в древнейшие времена освоил оба берега р. Волхов. Наличие мощной реки заставило Киев расти вдоль Днепра, а изрезанность днепровского правого берега глубокими оврагами превратила план Киева в систему обособленных планировочных комплексов; Новгород же получил совершенно компактный, почти кругообразный план, в середине которого, как сердцевина в раскрытом плоде, покоится древний детинец.

Дата основания Новгорода теряется в глубокой древности, но несомненно, что в середине IX в. город уже существовал. Согласно Лаврентьевской летописи, Новгород был основан прнильменскими словенами, которые "...сделаша град и нарекоша и Новгород" (). Ипатьевская летопись называет в качестве основателя Новгорода полулегендарного варяжского князя Рюрика; однако это известие (что отмечает М. H. Тихомиров) не подтверждается Первой новгородской летописью, в силу чего и не может считаться безусловно убедительным.

Раскопки советских археологов опровергли гипотезу о том, что древнейшей частью Новгорода был холм Славно, находящийся на правобережной Торговой стороне (Лаврентьевская летопись (в "Полном собрании русских летописей", т. 1, СПб., 1846, с. 3). 115 Арциховский А. В. и Рыбаков Б. А. Раскопки на Славне. - "Советская археология", 1938, № 3; "Новгородский исторический сборник", № 6, 1939).

Аналогичная гипотеза отпала и в отношении Ярославова дворища, где был обнаружен только древний дохристианский могильник ("Новгородский исторический сборник", № 3-4, 1938). Однако, поскольку могильники обычно размещались за городом, постольку есть основания считать древнейшей частью Новгорода не Торговую, а противоположную, Софийскую сторону в районе детинца.

Правобережный (северный) форпост Великого Новгорода - собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре. Начат строительством в 1117 г

Первое упоминание о городе, связанное со строительными событиями, относится к 989 г., когда в связи с введением христианства в детинце строится дубовый Софийский собор "о тринадцати верхах", а в 1044 г. летописец сообщает, что "...Володимер заложи Новгород и сдела его" (Новгородская синодальная летопись СПб., 1888, с. 90). Таким образом, Новгород, если не считать отдаленно лежащего Рюрикова городища, возник в самом центре современного города, а именно в северной половине детинца.

Левобережный (южный) форпост Новгорода - Георгиевский собор Юрьева монастыря, заложенный мастером Петром в 1119 г

Через год после постройки деревянных стен князя Владимира, в 1045 г. началось строительство главного каменного новгородского собора св. Софии, который заменил собой сгоревший дубовый собор, однако не на его пепелище, а несколько к северу, в черте кремля. Итак, в середине XI в. Новгород представлял собой укрепленный город на невысоком холме детинца, среди которого высился мощный пятиглавый Софийский собор. Если к этому прибавить, что на противоположном берегу Волхова стоял загородный Ярославов двор, предвещавший возникновение "торга", то станет понятным, что Новгород уже на ранних ступенях своего развития имел двухчастную планировочную структуру, состоявшую из зачатков Софийской и Торговой сторон.

Общий вид Николо-Дворищенского собора, противопоставленного главному Софийскому храму. Собор был построен в начале XII в. в качестве центрированного пятиверхого сооружения

Выгодное географическое положение Новгорода, державшего узел торговых путей между Прибалтикой и русскими землями на Днепре и на Севере вплоть до Белого моря и Урала, послужило главной причиной его интенсивного развития. В XI в. он занимал второе место в Киевском государстве, уступая только днепровской столице, но с разделением Руси на ряд обособленных феодальных государств значение Новгорода еще более возросло. После переворота 1136 г. Новгород превратился в своеобразную феодальную республику. Торговая и ремесленная "аристократия" приобрела в Новгороде исключительные политические права, что было вполне естественно, так как "Господин Великий Новгород" стал самым крупным производящим и торговым центром во всей Северной Европе. Являясь главным поставщиком пушнины на европейском рынке и, кроме того, вывозя мед, воск и продукцию городского ремесленного производства, Новгород служил отправной точкой всей североевропейской международной торговли. Нарва, Рига, Таллин, Висби, Гданьск, Любек, Гамбург и ряд других городов были в значительной степени обязаны своим развитием и богатством торговым связям с Новгородом (Торговля Новгорода с северогерманскими и скандинавскими странами восходит к древнейшим временам. Однако первые торговые делегации от Любека и других ганзейских городов появились в Новгороде лишь в 1226 г., а через 50 лет после этого была учреждена новгородская ганзейская торговая контора).

С ростом ремесленного производства и торговли стал расширяться детинец, за пределами которого появились посады. Сообщение Первой новгородской летописи о том, что в 1116 г. князь Мстислав построил город "болий первого", можно понимать в смысле расширения детинца в южном направлении.

Начало XII в. в истории Новгорода было отмечено творчеством гениального русского зодчего - Петра. Летописные источники приписывают Петру строительство только одного собора Юрьева монастыря, однако сходство архитектурных форм и строительно-технических приемов дает основание считать Петра автором еще двух других выдающихся культовых зданий, а именно пятиглавого Никольского собора и собора Антониева монастыря (Ильин М. А. Мастер Петр. - "Архитектура СССР", 1943, № 2). Анализ расположения этих зданий показывает, что они возникли не в результате "счастливой случайности", но в результате осуществления широкого градостроительного замысла. В самом деле, Юрьев монастырь, стоящий почти у самого Ильмень-озера, как бы начинал собой ансамбль архитектурных вертикалей Великого Новгорода, тогда как Антониев монастырь заканчивал его. Юрьев монастырь является "преддверием" Новгорода для путешественников, поднимающихся от Киева, тогда как Антониев монастырь встречает гостей, плывущих с севера.

Новгород. Вид на Софийский собор и дом митрополита с южной стороны

Наличие двух этих крайних точек, закрепленных соборами, находит себе оправдание в центральном расположении Софийского и Никольского соборов, закрепляющих собой самую середину городской территории. И в то же время соборы Юрьева и Антониева монастырей являются опорными пунктами для ожерелья загородных храмов, окруживших впоследствии Новгород.

Трудно поверить, что кругообразное очертание Новгорода, состоящего из двух полукружий, разделенных рекой, получилось случайно в результате стихийного развития города. Русские мастера-"горододельцы" прекрасно знали геометрию и понимали преимущества круга как самой экономной кривой, дающей наиболее короткий оборонительный периметр. Поэтому, строя город на плоской равнине и не будучи связаны естественными рубежами, они могли задумать кругообразное очертание города. В распоряжении современной науки нет полных данных для того, чтобы считать Петра строителем кругообразных городских укреплений, но автором идеи таких укреплений и тем более основоположником ни с чем не сравнимого внешнего ожерелья новгородских храмов он вполне мог быть.

Летописные источники конца XII в. впервые упоминают древнейший Людин, или Гончарский, "конец", находившийся на Софийской стороне к югу от детинца (Упоминается под 1194 г. в Новгородской Синодальной летописи (СПб., 1888, с. 169). Следует отметить, что Людин конец соединялся с кремлем одной из самых ранних радиальных улиц, так называемой Добрыней улицей; продолжением этой улицы (уже в самом кремле) служила улица Епискупля, или Бискупля). Помимо Людина конца, в XII и XIII вв. на той же Софийской стороне существовали Загородный и Неревский концы, быть может, пока еще не слившиеся с детинцем в один сплошной строительный массив.

Гирлянда храмов, входивших в ансамбль Новгородского Ярославова дворища

Параллельно развитию концов на Софийской стороне происходило формирование аналогичных районов и на Торговой стороне. Южная половина правобережного Новгорода, где находилось Ярославово дворище, получила название Словенского конца, тогда как северная (за Федоровским ручьем) стала именоваться Плотницким концом. Есть все основания полагать, что в XII столетии торг - этот главный жизненный центр Великого Новгорода-уже существовал, располагаясь на Торговой стороне, между Ярославовым дворищем и кремлем. Для связи Торговой стороны с Софийской в 1133 г. был построен деревянный мост через Волхов, и город получил характерную для него двухчастную структуру с двумя центрами, прилегавшими к реке.

Новгород. Торговая сторона до разрушения ее в период фашистской оккупации. Слева над крышами домов - вершина Вечевой башни

Однако несмотря на большое жизненное значение Торговой (или Вечевой) площади, архитектурным центром Новгорода все же оставался кремль, и это вполне понятно, так как новгородский детинец вмещал в себе наиболее монументальные здания во главе с Софийским собором, о котором в народе говорили: "де София ту и Новгород".

В 1167-1173 гг. на месте сгоревшего дубового Софийского собора новгородский купец Садко Сытинич построил не дошедшую до нас церковь Бориса и Глеба. На рубеже XII и XIII вв., быть может, осуществляя замысел мастера Петра, на широкой луговой равнине, окружавшей Новгород, стали вырастать одна за другой загородные церкви, среди которых особенно выделялся своей красотой сравнительно небольшой храм Спаса-Нередицы. Опираясь на "пропилеи" Новгорода - Антониев и Юрьев монастыри, храмы образовали то прекрасное ожерелье архитектурных вертикалей. которое ответило кольцеобразной новгородской внешней стене и укрепило центр города - его детинец.

Археологические исследования 1932-1952 гг. показали, что Новгород XI-XIII вв. был высокоблагоустроенным городом. Так, например, ширина отдельных новгородских улиц достигала 8 м, что было редким явлением на Западе. Новгородские улицы, по крайней мере в центральном районе города, выкладывались по земле из бревен. Находки бревенчатых настилов в нескольких археологических слоях (до 18 настилов один над другим) свидетельствуют о том, что мостовые поддерживались в порядке на протяжении ряда веков, а наличие водопровода в деревянных трубах красноречиво говорит о высоком техническом уровне городского благоустройства.

Новгород не испытал на себе опустошительного нашествия татар. Попытка завоевания Новгородской земли со стороны немецких "псов- рыцарей" была отбита Александром Невским при знаменитом Ледовом побоище. Поэтому XIII, XIV вв. и даже первая половина XV в. явились для Новгорода периодом развития экономики и интенсивного строительства. В 1302-1331 гг. кремль был окружен кирпичными стенами, что было редким событием во время татарского ига. Позднее, а именно в 1433 г., поблизости от собора была построена Грановитая палата, предназначавшаяся для торжественных приемов. Почти одновременно с ней возникли архиепископские покои (1442 г.), а в следующем, 1443 г., была заложена Евфимиевская часозвоня. Собственно, сооружение часозвони можно рассматривать как попытку создания главной архитектурной вертикали Великого Новгорода.

В середине XV столетия Новгород обладал большим числом церковных зданий. На территории самого города насчитывали свыше 50 церквей более или менее однородной архитектуры и примерно равной высоты. Конечно, Софийский собор превосходил все прочие церкви своими размерами; помимо этого, Софийский собор имел центральный позолоченный купол в виде богатырского шлема, и тем не менее ощущение отсутствия сильных вертикалей, видимо, не покидало новгородских архитекторов. Это, вероятно, и послужило причиной для возведения башни с часами. Однако Евфимиевская часозвоня, построенная в период полного господства невысоких звонниц, не получила необходимой высоты и безупречной архитектурной формы, и Новгород навсегда сохранил свой спокойный силуэт.

По сравнению с другими городами Древней Руси Новгород обладает значительным числом старых планировочных документов. Среди них особенно интересны аксонометрические изображения на Знаменской и Михайловской иконах, а также рукописный план города, относящийся к 1611 г. На основании этих источников можно полагать, что древний Новгород имел неправильную радиально-кольцевую планировочную структуру. Наиболее ясное выражение получила она на левобережной Софийской стороне. Детинец, имевший форму овала, несколько сдавленного с одной стороны, образовывал первый пояс внутренних кольцевых укреплений. Вокруг него на месте ныне существующей рыночной площади тянулось второе полукольцо деревянных стен и, наконец, на окраинах города высился третий пояс оборонительных укреплений со рвами, валами и цепыо каменных башен. Судя по количеству укреплений и надежности стен, Софийскую сторону нужно расценивать как главную часть Великого Новгорода, тогда как Торговая сторона, защищенная только одним поясом стен, несомненно, имела второстепенное значение.

Помимо Великого водного пути, соединявшего Новгород с Балтийским и Черным морями, приильменская низменность была изрезана сетью грунтовых дорог. Дороги на Псков, Торжок, Нарву и прочие города начинались в самом центре Новгорода, в силу чего генеральный план города получил радиальное начертание. А поскольку Софийская сторона имела три концентрические стены со рвами и валами, не подлежавшими застройке, постольку к радиальным улицам здесь добавились полукольцевые, выходившие своими концами к реке.

Архитектурная композиция Новгорода, окончательно сложившаяся к середине XV в., чрезвычайно содержательна. И вместе с тем она еще недостаточно расшифрована исследователями русского города. Так, например, историков архитектуры приводит в недоумение отсутствие равновесия в кремлевском ансамбле, если его рассматривать с заречной Торговой стороны.

Мысленно восстанавливая не существующую теперь церковь Бориса и Глеба, мы все же не получим равновесия, ибо монументальный массив собора и все прочие здания в северной половине кремля представляют громадный комплекс построек. Решая этот вопрос, следует отметить, что главные точки зрения на кремлевский ансамбль нельзя искать на Торговой и тем более Софийской стороне, ибо только тогда, когда мы выберем для своих наблюдений р. Волхов как главную водную магистраль, по которой фактически въезжали в Новгород в старину, только тогда и поймем мы глубокий смысл композиции новгородского детинца. С реки от озера Ильмень новгородский кремль воспринимается не в профиль, а со своей короткой стороны, т. е. при таких перспективных условиях, когда Софийский собор становится центральным зданием. И поэтому естественно, что южная половина кремля не имела высокой каменной застройки, так как в противном случае Софийский собор был бы ею закрыт.

Чем шире расстилается равнина, тем более заметными становятся на ней вертикали. Над идеально плоской поверхностью реки кремлевский холм Великого Новгорода кажется даже высоким. Занимая наивысшую точку на этом холме, громадный Софийский собор выигрывает в высоте и своим пятиглавием господствует над городом, образуя его монументальное архитектурное ядро.