Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Римское Право. Билеты!.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
770.05 Кб
Скачать

Вопрос 35. Прекращение обязательств

Обязательство, возникшее в результате заключения контракта (договора) или по иным основаниям, в силу самой своей природы должно быть прекращено. Римское право сформулировало ясные понятия, определяющие юридические характеристики оснований прекращения обязательств.

Прекращение обязательства означает погашение тех прав и обязанностей, которые оно содержит. Право предусматривает различные способы, в результате которых это происходит: зачет, новацию, мировую сделку (прощение долга), совпадение должника и кредитора в одном лице, невозможность исполнения. Но главным основанием прекращения является исполнение обязательства.

Все способы прекращения обязательств можно было поделить на 2 группы: 1) сделки, т.е. когда обязательства прекращались по воле должника или кредитора.

2) события, т.е. обязательства прекращаются помимо воли участников обязательств.

Сделки, прекращающие обязательства, могут быть одно- или двусторонние (соглашение должника и кредитора о прекращении обязательств, заключаются в той же форме, что и договор). К двусторонним сделкам относятся новация и отступные.

Новация (novatio) – соглашение между должником и кредитором о замене старого обязательства новым. Оформлялась путем стипуляции. Новация могла быть как субъективной, так и объктивной. Субъективная новация, т.е. обязательство по содержанию остатется тем же самым, но происходит смена должника или кредитора. Объективная новация, т.е. стороны обязательств остаются теме же самыми, но новое обязательство отличается от старого предметом, способом исполнения. При новации старое обязательство прекращается в тот момент, когда заключено соглашение о новации. Новация не допускалась при обязательствах, носивших целевой характер.

Отступное – соглашение, по которому должник и кредитор заменяют исполнение обязательств другим исполнением. По своему объему могут быть равными, а могут и не соответствовать. При отступном обязательство прекращалось, когда должник передаст отступное.

К односторонним сделкам относились зачет, прощение, надлежащие исполнение.

Зачет (compensatio).

Зачет может иметь место тогда, когда у двух субъектов существуют друг к другу встречные требования, возникшие из разных обязательств; следовательно, зачет - это погашение одного требования другим, встречным требованием

Полагают, что данная конструкция возникла при судебных разбирательствах из операций банкиров (argrntarii) в рамках формулярного процесса, то есть в классический период. Если банкир предъявлял иск клиенту, он обязан был указать в интенции формулы остаток по счету, то есть разницу между тем, что давал клиенту (кредит) и тем, что от него получал (дебет); этот остаток (сальдо) и определял сумму требования. Таким образом, возникла обязанность профессиональных торговцев предъявлять иск по зачете; в противном случае в иске отказывалось из-за превышения исковых требований (plus petitio). (6)

Долгое время зачет применялся только в связи с определенными обязательствами и лишь постепенно (окончательно, в эпоху Юстиниана) приобрел черты универсального способа прекращения обязательств, применение которого допускается при наличии определенных условий; не допускался только в обязательствах из поклажи (хранения). Кроме того, зачет не допускался если одной из сторон являлось гос-во, прошел срок исковой давности, личный характер обязательств.

Зачет допускался только по требованию одной стороны, которе направлялось в письменной форме либо в судебном процессе при прдаче встречного иска.

В целом, условия применения столь широко понимаемого зачета, сводились к следующим:

а) зачитываемые требования должны быть встречными (кредитор по одному обязательству является должником по другому обязательству между теми же лицами);

б) требования должны быть ликвидными (то есть такими, которые не обременены иными обязательствами);

в) зачитываются только такие требования, срок исполнения по которым уже наступил;

г) встречные требования должны быть однородны; следовательно больше всего подходят для зачета денежные обязательства.

Освобождение от долга (прощение долга) могло быть в виде как одно-, так и двусторонней сделки. Если прощение долга было двусторонней сделкой, то такое прощение являлось разновидностью договора дарения. Прощение долга могло быть личное и вещное. При личном кредитор прощает долг конкретному должнику, а при вещном – долг прощался навсегда. Процесс прощения долга мог быть добровольным и принудительным (напр, наследник не принимает наследство обремененное долгами).

Исполнение (solutio) - осуществление должником тех действий, которые составляют его обязанность. Гай лаконично определяет этот принцип: "Обязательство погашается преимущественно платежом должного..."

Обязательство должно быть исполнено надлежащим образом; это означает, что соответствующие действия надлежит совершить в точном соответствии с содержанием обязательства применительно к его субъектам, предмету в установленный срок и в надлежащем месте.

Когда рассматриваются субъекты исполнения, то выясняется: кто может исполнить и кому можно исполнить. Вышеприведенное правило Институций Юстиниана свидетельствует, что не существовало ограничений в личности должника: юридически действительным признавалось как исполнение самим должником, так и третьим лицом. Принять исполнение мог кредитор либо то лицо, которому он приказал это сделать.

Обязательство считается исполненным, когда предоставлено в полном объеме то, что является его предметом. В силу этого, кредитор вправе отказаться от принятия частичного исполнения. Равным образом, не допускалась замена исполнения, то есть платеж одного, вместо другого. Однако при согласии кредитора частичное исполнение будет признано освобождением должника от части долга, а замена исполнения - дача в уплату (datio in solutum) надлежащим исполнением.

Определение срока исполнения важно в договорных обязательствах, но часто бывает, что стороны не оговаривают момент, когда исполнение должно быть совершено. Первоначально действовало правило, что если срок в договоре не установлен, "долг возникает немедленно" или иначе говоря: "если договор заключен без срока и условия, то момент возникновения обязательства и срок исполнения совпадают". Но постепенно пришли к убеждению, что зачастую не реально требовать немедленного исполнения (исполнение предусмотрено в ином месте, нежели место установления обязательства; характер исполнения таков, что требует предварительной подготовки и пр.)

Было выработано правило, что "когда в обязательствах не предусмотрен срок, то исполнение может быть потребовано немедленно, за исключением однако случая указания такого места исполнения, из которого можно сделать вывод о времени, необходимом для прибытия на место".

При рассмотрении срока исполнения возникает вопрос о допустимости досрочного исполнения. Единого правила на этот счет выработано не было, но юристы полагали, что возможность или невозможность досрочного исполнения зависит от того, в чьих интересах установлен срок: если он установлен в интересах кредитора, то он вправе отказаться от досрочного исполнения, если в интересах должника, то досрочное исполнение допускается.

Всякое обязательство, установлен ли в нем срок для исполнения самими сторонами, или предполагается разумный срок исполнения, должно быть исполнено в срок. В противном случае наступает просрочка, являющаяся основанием возникновения юридической ответственности допустившего просрочку лица.

Если в договоре стороны установили место, в котором обязательство должно быть исполнено, то кредитор вправе не принимать исполнение, предложенное в другом месте. Часто место исполнения связано с существом предмета: предполагается, что недвижимость передается в месте ее нахождения. Если же невозможно установить место исполнения ни из соглашения, ни из иных обстоятельств, то применялись правила, что должник вправе предоставить исполнение в месте, где застанет кредитора, но обязан исполнить там, где к нему будет предъявлено требование.

К событиям, прекращающие обстоятельства, относились совпадение должника и кредитора в одном лице, невозможность исполнения, смерть должника или кредитора.

Смерть одной из сторон.

Смерть физического лица, являющегося одной из сторон обязательства, не прекращает его, так как наследник, в сакральном смысле - продолжатель личности умершего, а в обыденных делах - универсальный правопреемник, возлагал на себя ответственность по долгам умершего.

Исключением из этого принципа были долги, возникшие в результате правонарушения - деликта.

Совпадение (confusio) должника и кредитора в одном лице

Такое основание прекращения обязательства возникает чаще всего тогда, когда кредитор становится наследником должника или наоборот, то есть при правопреемстве.

Невозможность исполнения.

Наступала в том случае, когда предметом обязательства становилась индивидуально определенная вещь, которая погибала случайно или в результате непреодолимой силы. Признавалась невозможность физическая и юридическая. Физическая невозможность исполнения означает, как правило, случайную гибель предмета обязательства, являющегося индивидуальной вещью. Случай (casus) или непреодолимая сила (vis maior) - это те независимые от воли субъектов обстоятельства, которые погашают обязательства. Невозможность юридическая в римском праве означала, как правило, прекращение обязательства, когда произведена передача вещи без необходимых на то юридических оснований.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]