Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция, организованная преступность.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
295.94 Кб
Скачать

5. Криминологическая характеристика личности преступника организованной преступности.

В соответствии с уголовным законом в состав организованного преступного формирования входят лица, выполняющие функции организаторов, руководителей и участников. В 2003, 2004 и 2005 гг. было выявлено соответственно 10 321, 10 713 и 10 748 лиц, участвовавших в совершении преступлений в составе ОПФ.

Во главе преступного синдиката стоят лидеры преступных групп и сообществ – “воры в законе” и “авторитеты”. Наличие лидера – один из главных отличительных признаков ОПФ. В уголовном законодательстве выделяются организаторы организованных преступных групп и сообществ, а также их руководители. Организатор и руководитель могут совпадать в одном лице, которое совмещает функции, связанные с организацией и дальнейшим управлением участниками организованной преступной группы. Лидер устойчивой преступной группы не во всех случаях является ее организатором и руководителем. Во-первых, это определено различными функциями организатора и руководителя преступных сообществ. Во-вторых, степенью вовлеченности в политические процессы. В-третьих, их конспиративностью.

Деятельность организатора заключается в консолидации преступников и их организации для совершения преступлений. Руководитель преступной группы оказывает управляющее влияние на ее членов, способствующее последовательному распределению ролей и поддержанию функциональных возможностей. Лидер ОПФ, как правило, имеет криминальный опыт, чаще всего, знаком с методами деятельности оперативных аппаратов. Это обычно люди активные, энергичные, решительные, обладающие неплохим интеллектом, большим жизненным, а зачастую и преступным опытом, подчиняющие себе других.

Выдвижение лидера, как правило, происходит постепенно, по мере развития и функционирования преступной организации. Большинство лиц, поднявшихся на верхушку преступной пирамиды, прошли в организованных преступных формированиях путь от рядовых, то есть последовательно меняли свое место в иерархии. Поэтому и личности лидера, и личности рядового бойца свойственны некие общие черты; черты отличия же кроются скорее в психологических, чем в криминологических особенностях личности, благодаря (или вопреки) которым один человек способен стать лидером, а другой нет29.

Характерной чертой психологического состояния личности члена ОПФ является его антиобщественная установка.

Виды участников ОПФ:

1). «Вор в законе» - это профессиональный преступник, признанный лидером преступного мира, пользующийся авторитетом и властью, имеющий, как правило, большой криминальный опыт и посвященный в это звание («коронованный») сходкой «воров в законе» за последовательную приверженность нормам и традициям, утвердившимся в «воровском» сообществе30. «Воры в законе» являются хранителями традиций преступного мира.

«Воры в законе» как феномен возник в 30-х годах ХХ века в местах лишения свободы в результате борьбы за главенство между категориями («мастями») профессиональных преступников»31. Термин «вор в законе» не зарегистрирован специалистами в жаргоне дореволюционного преступного мира. Среди профессиональных преступников («жиганов», «урок», «блатарей» и т.д.) в 30-е годы в местах заключения выделяется категория «масть», которая именовала себя «ворами». В нее входили несколько специальностей «воров», а именно: «квартирные», «медвежатники» (похитители денег их сейфов), «городушники» (магазинные), «майданщики» и др. Примерно две трети из них были «квартирными ворами»32.

По верному утверждению С.А. Кутякина и Г.В. Курбатова, мелкие воры, «например «голубятники», «чердачники» (похитители сохнущего белья) или «воздушники» (кравшие продукты из ларьков) и другие, не пользующие авторитетом в силу незначительности совершаемых преступлений, в сообщество не принимались. «Воры» считали себя «белой костью» «князьями» преступного мира, «идейными» преступниками»33.

Если до 1941 года «отошедших» почти не было, потому что «воры» их сразу же уничтожали, то позднее отход вызвал такие масштабы, что «воры» были не в силах их истреблять. Так называемых «отошедших» и «самозванцев» («сухарей») «честные воры» стали преследовать и расправляться с ними. Именно в этот период «воров», придерживающихся старых «воровских законов», стали называть «законниками» или «ворами в законе». Сами «воры в законе» называли себя просто «ворами» или «честными ворами», а всех «отошедших» и «незаконных» воров (самозванцев) – «суками»34.

Раньше они не должны были работать, служить в армии, иметь прописку и семью, прибегать без крайней необходимости к насилию. В настоящее время эти нормы не всегда соблюдаются ими.

Присваивают титул «вора в законе» на «сходниках», как правило, в местах заключения, после сбора информации о кандидате от преступников и рекомендации авторитетного «вора в законе». Кандидат в группировку проходить испытание, всесторонне проверяется ворами, после чего ему даются устные и письменные рекомендации. Кандидатам в группировку внушается мысль об исключительной роли «законников», их особом положении, о предназначении устанавливать справедливость и порядок в преступном мире.

ГУОП и ВНИИ МВД России совместно в результате криминологического исследования установили следующие воровские санкции: «моральные, такие как обсуждение на «сходке», замечание, пощечина; материальные – штраф, пени, конфискация; физические, самые суровые – избиение, совершение акта мужеложества, убийство и т.д. В особую разновидность выделяют так называемое «битье по ушам», может быть просто изгнанием и изгнанием с объявлением «сукой»; гадом, негодяем»35.

С середины 1980-х годов титул вора в законе стало возможно купить. Новоявленных «воров в законе» называют «апельсинами». Титул вора в законе позволяет быть арбитром в спорах преступных группировок, причем такого рода” арбитраж” хорошо оплачивается, и гарантирует безопасность в местах лишения свободы. Функции «воров в законе»: разбор конфликтов, надзор за ОПФ, «третейский суд», создание и укрепление «воровских семей», проведение «сходок», контроль за сбором «общака» и его распределение.

Примерная численность «воров в законе» и приближенных к ним лиц – организаторов и руководителей преступного мира на территории России и СНГ по оценкам специалистов составляет 1600 человек. Среди них – 33% русских, почти столько же грузин, примерно 8% армян, 5% азербайджанцев, далее следуют курды, абхазцы, узбеки, казахи, украинцы, аджарцы и другие36. В Москве находится постоянно около 100 воров в законе, тогда как в Петербурге не более 10, здесь большой вес имеют бандиты.

По информации МВД И ФСИН России количество так называемых «воров в законе» резко снизилось к началу 2008 года. Если пятнадцать лет назад их насчитывалось примерно тысяча, то теперь, по оценкам разных ведомств, от 100 до 400. Например, в Краснодарском крае, который считается вторым после Москвы по количеству «коронованных авторитетов», их оказалось трое. А несколько лет назад было двадцать»37.

По исследованиям организованной преступности, проведенным В. Г. Грибом, не было выявлено ни одной женщины, при этом удельный вес среди лиц, совершивших преступления в составе ОПФ, женщин составил – 13 %38.

Лидеры и авторитеты ОПФ по сравнению с другими участниками принадлежат к боле старшим возрастным группам. Они не моложе 25 и в основном не старше 50 лет; 69,5 % - из них в возрасте от 30 – 40 лет, среди участников эта возрастная группа составляет лишь, 5 %, остальные моложе39.

Характерной чертой участников ОПФ является достаточно высокий образовательный уровень. Среди лидеров около 77 % имеют среднее, среднее специальное образование, 23 % - высшее, незаконченное высшее40.

В 80-х годах под руководством Ю.М. Антоняном были изучены особо опасные лидеры, почти все они были ворами в законе. Изучение (в России и Грузии) позволило выявить многие типичные для них черты: организаторские способности, высокие волевые качества, толерантность (устойчивость), аналитический ум, умение стоять, образно говоря, над схваткой и эмоциональная холодность. Последнее дает им возможность владеть ситуацией и принимать решения со знанием всех обстоятельств и после здравой оценки. Неэмоциональность и холодность по большей части исключает импульсивность поведения и являются одной из причин того, что их редко можно наказать за совершенные преступления41.

2 Специалисты в различных областях знаний.

Специалисты по ремонту и изготовлению оружия, взрывных устройств; по прослушке; по обеспечению средствами транспорта; специалисты по разработке компьютерных технологий; биохимия; фармакология. Как правило, внешне их деятельность носит правопослушный характер, что затрудняет их выявление и нейтрализацию.

3 Рядовые участники преступных групп и сообществ.

К ним можно отнести боевиков (торпеды), охрану лидеров, лиц, осуществляющих разведывательные и контрразведывательные функции, исполнение конкретных преступлений и сокрытие их следов.

4 Коррумпированные чиновники - обеспечивают прикрытие для организованной преступности, обеспечивают их безопасность, предоставляют юридическую помощь.

Преступное сообщество состоит из нескольких групп:

1 элитарная группа – к ней относятся лидеры организованных преступных групп и сообществ (“воры в законе”, “авторитеты”) "воры в законе" – это особая категория преступника – рецидивиста, обладающая устойчивым "принципиальным" паразитизмом и организованностью. Таковым мог считаться лишь преступник, имевший судимости, авторитет в уголовной среде и принятый в группировку на специально собранной сходке;

2 группа обеспечения, задачами которой являются: а) реализация решений элитарной группы, б) контроль за деятельностью исполнителей, в) разрешение споров и конфликтов, г) охрана представителей элиты, д) выявление и вербовка новых исполнителей, д) легализация (“отмывание”) добытых ценностей, е) организация поддержки отбывающим наказание членам сообщества и их семьям;

3 группа безопасности или прикрытия, задачами которой являются: а) создание корруптерами коррумпированных связей с работниками госаппарата (коррумпантами), б) обеспечение необходимого статуса (должностного положения) членов преступного сообщества (главным образом элиты); в) обеспечение “документами прикрытия” (мед. справки и заключения, заключения экспертиз, справки о трудовой деятельности, подтверждение алиби), г) правовая консультация;

4 группа исполнителей, деятельность которых направлена на непосредственное совершение преступлений (расхитители государственной и общественной собственности, взяточники, рэкетиры, контрабандисты, карманные и квартирные воры, мошенники, убийцы и другие насильники, дельцы наркобизнеса, проститутки и сутенеры, содержатели притонов, криминальные финансисты, диверсанты и террористы поджигатели). Что касается других участников преступных организаций, то наиболее определенно можно высказаться о рядовых исполнителях, особенно тех, кто прибегает к насилию. Их характерными психологическими чертами являются высокая тревожность, в ряде случаев доходящая до страха смерти, агрессивность, жестокость, ригидность (застреваемость), эмотивность (повышенная восприимчивость), а также некрофилия, то есть стремление к смерти и ее причинению. Не исключено, что около половины исполнителей страдает расстройствами психической деятельности, что создает их патопсихологическую специфику и сказывается на их преступном поведении. Они требуют особого к себе подхода с учетом названной специфики42.