Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция, организованная преступность.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
295.94 Кб
Скачать

5.Предупреждение организованной преступности.

15 ноября 1988 года образована Служба по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. Во многих странах, где профессиональная преступность переходила на уровень организованной, создавались подобные специальные службы.

Так, в структуре МВД СССР на базе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения, призванные осуществлять борьбу с групповой преступностью, имеющею признаки организованности43.

В феврале 1989 года на базе специальных отделов и управлений было образовано Шестое Главное управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями, а в МВД – УВД – шестые отделы. В феврале 1992 года в системе МВД России было образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП). Его задачи: борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами общеуголовной и экономической направленности, а также лидерами преступной среды. На территории субъектов федерации создают межрегиональные управления (РУБОП – 12 на территории России), управления при МВД, УВД, а также оперативно-розыскные бюро органов внутренних дел. Формирование структурных подразделений ГУОП завершено в МВД к концу 1995 г., была создана автономная оперативно-розыскная система по борьбе с организованной преступностью.

В 2002 году в рамках ГУБОП было образовано подразделение по борьбе с терроризмом «Центр-Т». 9 декабря 2004 года ГУБОП МВД РФ был переименован в Департамент по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (его структурными подразделениями выступают оперативно-розыскные бюро, напр., ОРБ № 14 МВД России по противодействию незаконному обороту наркотиков).

В августе 2005 года была утверждена «Концепция совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью на 2005-2010 годы».

Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ».

Некоторые авторы высказываются за создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с организованной преступностью44. Это связано с тем, что самостоятельный орган исполнительной власти будет вести более активную работу в области борьбы с организованной преступностью. Данные мысли имели место еще при существовании СССР. Так, в обращении к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик, принятому на расширенном заседании Всесоюзного координационного бюро по криминологии 29 августа 1990 г. в Ленинграде, предлагалось создать единый Федеральный государственный комитет при Верховном Совете СССР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией со своими органами на местах, с возложением на этот комитет в полном объеме оперативно-розыскных и следственных функций.

Позже также предполагалось создание комитета по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который осуществлял бы оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по делам о таких преступлениях, как создание либо руководство организованной преступной группой, преступной организацией (сообществом), терроризм, захват заложника и некоторых других, если они совершаются с использованием международных связей, с использованием должностных лиц федеральных органов государственной власти категории “А” (данное положение было закреплено в ст.25 законопроекта “О борьбе с организованной преступностью” подготовлен Межведомственной рабочей группой по постановлению Координационного совещания руководителей правоохранительных органов 30 ноября 1993г.).

В России действует четыре центра исследования организованной преступности и коррупции (г.г. Санкт - Петербург, Саратов, Иркутск, Владивосток). На Украине действует Одесский информационно-аналитический центр «Мир против организованной преступности» (TraCCC “Transnational Crime Corruption Centre)45.

В последние годы в России проводятся комплексные специальные мероприятия по противодействию организованной преступности, имеющие очень важное предупредительное значение.

Специальные операции по нейтрализации ОПФ – представляют собой комплекс осуществляемых специальными силами мероприятий следственного, оперативно-розыскного, режимного характера и силовых действий, направленных на восстановление общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и других учреждений, задержание или ликвидацию преступников46.

На этапе подготовки крупномасштабной специальной операции, должна проводиться соответствующая организационно-аналитическая работа. Она заключается:

выборе объекта предупредительного воздействия (объектами выступают физические и юридические лица, подлежащие первоочередной проверке в ходе операции);

-проведении аналитической работы по сбору и обобщению сведений, касающихся признаков наличия вложения криминальных капиталов;

выявлении организаторов, лидеров и авторитетов преступных формирований;

определении наличия коррумпированных связей (корруптеров и коррумпантов) и возможности по оказанию противодействия работе оперативно-следственной группы;

фиксировании масштабов преступных доходов и ущерба, наносимого предприятию и государству47.

Направления противодействия организованной преступности:

  1. Ликвидация организованных преступных формирований (ОПФ).

  2. Предупреждение организованной преступной деятельности.

  3. Выявление, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лидеров и активных участников организованных преступных формирований.

  4. Привлечение к сотрудничеству участников организованных преступных формирований, которые не совершали тяжких и особо тяжких преступлений, были вовлечены в криминальные формирования и деятельность обманом, с использованием физического и психического насилия (проститутки, наркоманы, предприниматели и др. лица).

  5. Выявление, пресечение движения и изъятие на основе закона криминальных капиталов (осуществление финансового мониторинга).

  6. Декриминализация «освоенных» организованными преступниками государственных структур, общественных институтов, сфер деятельности.

  7. Обеспечение безопасности участников уголовно-процессуальной деятельности и иных участников противодействия организованной преступности.

  8. Эффективное уголовное преследование по всем фактам проявления организованной преступной деятельности, активизация на основе закона оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных.

История деятельности ОПГ г. Казани «Хади Такташ» (доказано организация преступного сообщества, 15 убийств, 3 покушения на убийство, организация притонов для занятия проституцией, вымогательство.) Руководитель Галиакберов получал пейджинговые сообщения о необходимости просмотра вечернего выпуска криминальных новостей, в которых показывали репортажи с места преступлений. Так исполнители отчитывались перед «заказчиком» о проделанной «работе»48.

Меры, направленные на выявление преступной деятельности:

- изъятие распечаток пейджинговых сообщений, содержащих информацию о постоянных контактах между обвиняемыми, которые были особенно часты в дни совершения преступлений;

-введение дактилоскопических карт членов преступного сообщества в автоматизированную дактилоскопическую информационную систему «Папилон»;

-показания лиц, проживающих в контролируемом районе (многие согласились дать показания после изменения анкетных данных);

-показания от бывших членов группировки;

-показания от родственников убитых либо пропавших без вести членов группировки;

-разработана «локальная» программа по защите свидетелей (свидетели с измененными анкетными данными доставлялись в суд в машинах с тонированными стеклами, в скрывающих лица масках и широкой, маскирующей особенности фигуры, одежде. Они также давали показания в телетрансляции с использованием аппаратуры, позволяющей изменять голос)49.

При проведении специальной комплексной операции «Циклон» в г. Тольятти основными задачами являлись:

-пресечение деятельности ОПФ;

-подрыв экономической основы их преступной деятельности;

-ликвидация коррумпированных связей с органами власти и управления;

-устранение причин неплатежей в бюджеты различных уровней.

Полностью устранить криминальный капитал, связанный с продукцией АвтоВАЗа не удалось, так как финансовые средства рассредоточены по крупным городам в различных фирмах криминального и полукриминального происхождения.

Таким образом, по справедливому мнению В.Г. Гриб «сохранение преступного капитала даже в условиях существенных потерь, понесенных организованной преступной средой в результате операции на территории объекта, делает возможным восстановление преступной деятельности и криминального контроля на предприятии»50.

Следовательно, нужны целенаправленные профессиональные исследования с помощью специальных методик.

Здесь имеется ввиду проведение социально-психологических исследований на двух основных уровнях (кроме названных):

доверительные беседы с участниками организованных преступных групп (особенно в местах лишения свободы);

непосредственное наблюдение за такими группами, в том числе оперативно-розыскными методами.

Очень важна проблема функций преступных организаций. Успешно бороться с ними можно лишь тогда, когда функции будут выявлены, описаны, оценены и объяснены. В настоящее время есть основания говорить о следующих функциях, обычно действующих в совокупности.

1. Организованная преступная группа дает возможность быстрого, иногда даже небывало быстрого обогащения и повышения социального статуса без применения собственно систематического труда. Это полностью соответствует архетипическим представлениям и образам, в частности Иванушки-дурака, который только благодаря своей хитрости, ловкости, уму и, конечно, везению, без приложения своего труда, вдруг становится богат и знатен. Подобные образы мы найдем в мифологии многих народов, они лежат в основах их культуры. Такое желание скрыто, но очень активно живет в народной толще и движет человеком толпы, что, кстати, было прекрасно уловлено создателями мошеннических банковских пирамид: чтобы сразу разбогатеть, одни бежали в эти, так сказать, банки, другие уходили в бизнес, третьи вступали в преступные сообщества и т.д. Главное надо было разбогатеть сразу и без приложения своего труда.

Степень живучести этого алчного стремления в немалой мере определяет степень живучести организованной преступности, но оно вечно, поэтому реально можно говорить лишь о сужении его масштабов и, соответственно, самой организованной преступности. Оно вечно, потому что в любом обществе есть люди, которые никогда не будут работать. Далеко не все, конечно, становятся гангстерами, но это уже зависит от их личностных особенностей.

2. Преступная организация дает возможность отдельному человеку многократно усилить свою значимость, свою самоценность, представление о самом себе и в глазах ближайшего окружения за счет принадлежности к организации. Это исключительно важный момент, в нем воплощено неустранимое влечение к повышению статуса своего “Я”, без чего человек не может принять себя и что способно стать причиной тяжких психотравмирующих переживаний.

Особенно важна принадлежность к преступной организации лицам с высокой тревожностью и даже страхом смерти, которые в то же время являются отчужденными личностями. Принадлежность к организации дает возможность понизить свою индивидуальную тревожность и преодолеть отчуждение, поскольку индивид уже является членом группы с высокими социальными притязаниями.

Повышение значимости “Я” для антиобщественно ориентированных людей преступная организация обеспечивает в намного большей степени, чем любое другое противоправное объединение. Этому активно способствует ряд факторов: то, что групповая гангстерская организация внушает страх, причем не только посторонним, но и своим членам; то, что в ней господствует конспирация, а посему обеспечивается таинственность и возможность вести острую и эмоционально насыщенную игру, что оживляет инфантильное влечение к страшному и одновременно удовлетворяет потребность в игре; то, что в насилии, учиняемом группой, можно реализовать свою агрессивность, жестокость и садизм, свое желание безраздельно доминировать над другим, разрушать.

Для человека, который нуждается в повышении значимости своей личности, организованная преступная группа становится эталонной, поэтому он не может не подчиняться ей “без нее не будет его”. Собственно говоря, он попадает в кабалу, и чем он более слаб, беззащитен, тревожен, чем уже его связи с позитивной средой, тем крепче охватывающие его социально-психологические групповые путы. Не следует думать, что это относится только к рядовым гангстерам. Не меньше психологически связаны могут быть и лидеры, особенно если они создали группу и ощущают ее как свое детище, если они формируют ее идеологию, всегда руководят ее преступными операциями, если они не могут жить без доминирования и руководства. Стремление к этому может быть расценено и как проявление очень высокой тревожности, которая еще больше актуализируется, если потребность во власти не удовлетворяется.

3. Как показывают некоторые исследования (например, А.Б. Кашелкина), члены организованных преступных сообществ рекрутируются из представителей молодежных общеуголовных формирований, которые, в свою очередь, пополняются юношами и девушками из таких неблагополучных семей, которые не приняли их эмоционально и вытолкнули из своей структуры. Эти депривированные, то есть лишенные эмоционального семейного тепла личности, находят семью в лице антиобщественной молодежной группы, а затем в мафиозной организации, которая выполняет для такой личности функции отца. Термин “семья” для определения преступной организации появился неслучайно и он более чем подходит для мафиозной группы. Персонифицировать отца может ее лидер, авторитет которого как раз и зиждется на горьком сожалении о несостоявшемся собственном отце и незатухающей жажде обрести его, утраченного еще в детстве. Иногда отец “коллективный”, то есть вся группа или ее лидирующее ядро.

4. В глазах не только непосредственного социального окружения, но и широкой общественной среды организованная преступность выполняет очень важные функции обеспечения справедливости. Поэтому к мафиозным группам можно обратиться за помощью в решении таких вопросов, как, например, наказание обидчика или взыскание долга, когда официальные государственные учреждения никакой поддержки потерпевшему не оказывают. Понятно, что помощь организованных преступных групп будет тем эффективнее, чем неэффективнее действуют государственные институты. Более того, воры в законе и другие преступные авторитеты высоко ценят свою роль и возможности в качестве “беспри­страстных” и “уважаемых” арбитров, в том числе при возникновении конфликтов в самой криминальной среде.

Эту проблему мы изучали в местах лишения свободы. Там лидеры преступных групп стараются сделать все, чтобы к ним обращались за помощью другие преступники в случае какой-нибудь беды, неприятностей или конфликтов. При этом чем хуже администрация исправительного учреждения решает бытовые, межличностные и иные проблемы осужденных, тем чаще они обращаются к лидерам антиобщественных группировок, тем самым укрепляя их значимость и влияние. Известно, что фигура вора в законе в качестве арбитра весьма влиятельна в тюремной жизни.

Здесь названы основные психологические функции организованной преступности. Есть еще и другие, например, экономические, но они не входят в предмет данного анализа, хотя заслуживают не меньшего влияния. В качестве общего, но концептуального положения отметим, что чем короче перечень любых функций организованной преступности, чем жестче препятствия для их реализации, тем меньше значимость и возможности этой преступности в обществе. Функции организованной преступности не должны быть оборотной стороной дисфункции государственных или общественных институтов. Сейчас в нашей стране происходит обратное: чем слабее правоохранительные органы, тем наглее и сильнее мафиозные организации. И притягательнее.

В завершение рассуждений о групповой психологии организованной преступности остановимся на такой особенности этой психологии, как групповой нарциссизм. Э. Фромм относил его к причинам самых разрушительных явлений современности. То же можно сказать и о нарциссизме преступных организаций: принадлежность к ним, к их деяниям, к их способности внушать страх, почитание со стороны других, менее значимых преступных групп, немалые социальные (даже меценатские), а иногда и политические возможности все это формирует любование и гордость собой, скрепляет организацию, активно стимулирует ее дальнейшие, все более опасные преступные действия. Нарциссизм характеризует как всю организованную преступную группу, так и отдельных участников, особенно тех, кто имеет реальную власть.

Нарциссизм преступных организаций тем сильнее, чем глубже они проникли во власть, чем они богаче и удачливее, чем внимательнее прислушиваются к ним безнравственные политики, предприниматели, финансисты, артисты шоу-бизнеса, чем больше и благосклоннее о них пишут и вещают, в целом чем больше они пропитали общество и чем выше их паблисити. В свою очередь, чем оно выше, тем более аморальным и нездоровым является все общество и тем бессильнее его институты.

Рассмотрим проблемы индивидуально-психологического характера. Они, на наш взгляд, включают в себя исследование психологических особенностей отдельных членов преступных организаций, в первую очередь в зависимости от их ролевого положения в группе, этнической принадлежности, криминального прошлого и криминальной специализации, эмоционально-волевых качеств и т.д. Здесь, как представляется, наибольшее число белых пятен, поскольку систематических исследований личности организованных преступников не проводились. Между тем ясно, что соответствующие знания крайне необходимы практике51.

Наоборот, по мере «усиления классового сопротивления» советская власть неоднократно прибегала к упрощению порядка про­изводства по уголовным делам, в том числе к внесудебной расправе. 1 декабря 1934 года был убит С.М. Киров. В этот же день по указанию И.В. Сталина Постановлением ЦИК СССР предлагалось: следственным властям – вести дела обвиняемых ускоренным порядком, судебным органам – не задерживать исполнение приговоров о высшей мере наказания, органам Наркомвнудела – приводить их в исполнение немедленно по вынесении приговоров. Уже 10 декабря 1934 года в УПК РСФСР были включены статьи, предусматривающие: сокращение сроков предварительного следствия, недопустимость участия в деле защитника, обжалования и опротес­тования обвинительного приговора, вступление его в законную силу немедленно по провозглашении, немедленное исполнение приговора. Появились органы внесудебной расправы: «двойки», «тройки», Особое совещание. В 1937 году, в пик массовых репрес­сий, бывший в то время Прокурором СССР А.Я. Вышинский писал: «Надо помнить указание тов. Сталина, что бывают такие периоды в жизни общества и в жизни нашей, в частности, когда законы оказываются устаревшими и их надо отложить в сторону»52. Он же теоретически обосновал допустимость осуждения по делам о «заговорах и преступных сообществах» на основании одного лишь признания обвиняемым своей вины, поскольку «объяснения обвиняемых в такого рода делах неизбежно приобретают характер и значение основных доказательств, важнейших, решающих доказательств»53.