Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Regionovedenie.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
862.21 Кб
Скачать

Раздел 6. Современное состояние государственного сектора в россии на федеральном уровне.

Практически все эксперты отмечают, что за последнее время увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит около 47-50% ВВП.

Общие параметры государственного сектора:

• объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;

• в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;

• «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

• доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП.

Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

• инфраструктура – транспортная(РЖД «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная(«Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД, РАО «ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);

• добыча и экспорт сырья − «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», дочка Г«азпрома» нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По данным Организации экономического сотрудничества и развития О(ЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;

• оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений.

Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно, но неуклонно продолжается;

• финансовый комплекс – государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Внешторгбанк,в свое время купивший Гута-банк и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский Промстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионах России 3-5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую «Национальную корпорацию развития» (Банк развития), которая,кроме прочего, станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда;

• информационный комплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.

В настоящее время происходит формирование новых государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с «Газпромом») «Рособоронэкспорта». Казалось бы, монопольная структура, призванная контролировать и оказывать услуги в области экспорта вооружения, не должна выполнять роль собственника, однако в последнее время именно эта организация становится центром суперкорпорации, занимающей монопольное положение.

Экспортер вооружений ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) продвинулся далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций «АвтоВАЗа», за $700 млн выкупил 66% корпорации«ВСМПО-Ависма», единственного в России производителя титана. «Рособоронэкспорт» продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании «Оборонпром». «Оборонпром» купил Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ». В декабре 2006 г. «Оборонпром» начал оформлять сделку по выкупу более 20% акций ОАО «Казанский вертолетный завод», после ее завершения «Оборонпром» получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Таким образом, «Рособоронэкспорт» успешно формирует автомобильный, вертолетный, металлургический и титановый холдинги.

Очевидно, что данная система позволяет выполнять три основные функции:

1. контрольную функцию. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. (В 2006 г., несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2005 г. на 2,4 и 2,78%, соответственно, доходы России составили 139,4 млрд долларов, что значительно выше, чем в 2005 г., экспорт вооружений превысил 5 млрд долларов.)

Доступ к газо -, нефте – и массопроводам жестко контролируется государственными компаниями. Экспорт вооружения регулируется и осуществляется только через РОЭ. Поставка ядерного топлива, электроэнергии, организация космических запусков находятся под контролем государства. Даже в случае отсутствия прямого контроля, через РЖД под любым предлогом можно ограничить перевозку за рубеж любого товара. Принятие постановления правительства РФ о порядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли и развитие событий вокруг «Сахалина-2» дали понять инвесторам, что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен. Также через государственные СМИ можно заблокировать распространение любой нежелательной информации, а издание печатной продукции тиражом 5-6 тыс. экземпляров не может оказать влияние на население в значимом для страны масштабе.

Имея все эти рычаги и с учетом обычного набора регулирующих инструментов, государство способно в значительной мере контролировать все экономические процессы в стране, причем в случае необходимости − при возникновении каких-либо провалов либо в случае обвинений в отходе от либеральных экономических ценностей − в качестве виновных будут выставлены отдельные якобы независимые от государства компании и холдинги.

2. функция перераспределения финансовых потоков. В любой корпорации всегда имеется возможность за счет внутренних цен сконцентрировать прибыль в той или иной дочке холдинга. Государство в этом не является исключением. Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях. Производство цветных металлов и в первую очередь алюминия в России конкурентноспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергию значительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральных удобрений регулируется стоимостью газа, прибыль черной металлургии и лесного комплекса из-за наших расстояний зависит в значительной степени от тарифов РЖД. Для оптимального использования финансовых ресурсов существует государственный финансовый сектор, который, играя на ставке кредитов, может перераспределить финансовые потоки в любом направлении, выделяя кредиты намеченным организациям по разным ставкам, от беспредельных до сверхльготных. Для государственного холдинга это все равно перекладывание из одного кармана в другой.

3. функция мобилизационная. Принято называть советскую экономику милитаризованной. Но ее сущность не в этом: советская экономика была мобилизационной. Советская плановая экономика могла сосредоточить необходимые финансовые, людские и материальные ресурсы в любой точке Союза и даже за рубежом, в любой отрасли и подотрасли. При этом Вооруженные силы имели явный приоритет. Возрастает инвестиционная активность РАО «ЕЭС». Уровень энергопотребления в России в 2006 г. вырос и превысил уровень потребления в 1992 г., в 2007 г. превысит уровень потребления 1990 года. Рост энергетических мощностей составлял в 2000−2005 годы по 1,7%, а в 2006 г. – 4,2%. Энергетика в ближайшее время станет, а в некоторых регионах уже стала ограничением для развития экономики. Программой РАО «ЕЭС» планируется ввод до 2011 г. мощностей в объеме 40,9 Гвт ( для сравнения: в 2006 г. введено 1,25 Гвт, в 1985 г. – 8,9 Гвт). Стоимость программы составит до 2011 г. 3 триллиона рублей. Средства на реализацию программы, помимо собственных средств РАО, планируется получить за счет выпуска IPO, кредитов, продажи активов, государственно-частного партнерства. Эта программа во многом рациональна и вызвана экономической необходимостью. Она свидетельствует, что государству сегодня стало под силу осуществлять сложные и дорогостоящие программы, концентрируя усилия на критических направлениях развития экономики.

Таким образом, за последние годы параллельно с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, можно сказать, суверенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике», управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на что-то вроде «товарищества с ограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]