Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по паралингвистике (doc).doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
663.55 Кб
Скачать

Реакции на окружающую обстановку

Восприятие определенным образом влияет на наши действия. Меграбян (Mehrabian, 1976) утверждает, что мы реагируем на наше окружение эмоционально. Эти эмоциональные реакции могут рассматриваться с позиции того, насколько:

  • обстановка нас возбуждает,

  • приятно нам находиться в данной обстановке,

  • мы ощущаем в ней наше доминирование.

В понятие возбуждение мы включаем степень активности, стимулированности, тревожности и беспокойства. Новое, удивительное или сложное окружение, скорее всего, вызовет более интенсивное возбуждение. Тем, кто не наделен способностью отсекать ненужную информацию, полученную от окружения, неизбежно приходится реагировать на большее количество стимулов, а это приводит к усилению возбуждения. Удовольствием мы называем ощущение радости, удовлетворения или счастья. Доминирование означает, что мы контролируем, чувствуем свою важность и свободу действовать различными способами.

Восприятие времени

Время — тоже часть коммуникативной среды. На первый взгляд может показаться странным, что мы включаем время — нечто, кажущееся неосязаемым, — в тот же перечень характеристик окружения, что и стулья, стены, шум или погода. Тем не менее, многие люди относятся к времени как к чему-то осязаемому, как к вещи, которую можно разделить на части, сохранить, потратить или создать. Более того, мы часто переносим временные качества на объекты в нашем окружении, — например, говорим о том, что это кресло «как будто всегда тут стояло» или о том, что лифта «никогда не дождешься вовремя».

Время для нас крайне важно. Оно решает, когда мы будем есть и спать; часто оно определяет, сколько мы получим за работу; оно устанавливает ограничения на то, сколько материала студент может выучить за определенный учебный период. Время играет ключевую роль в социальном взаимодействии. Оно влияет на наше восприятие окружающих; например: ответственные люди всегда «приходят вовремя», скучные говорят «слишком долго», невнимательные люди отключают мобильный телефон как раз тогда, когда мы им звоним, а идеальный любимый дарит нам «время для нас самих» (Leonard, 1978; Werner & Baxter, 1994). Курс «управления временем» обязателен для каждого, кто хочет подняться по служебной лестнице в своей корпорации. Время играет настолько важную роль, что мы часто носим дату и время на своем запястье. В большинстве автомобилей есть часы, а в некоторых даже ставят приспособления для подсчета времени, которое необходимо потратить на то, чтобы добраться из одной точки в другую. Мы знаем, что время может «поджимать». Мы думаем об отпуске как о бегстве туда, где время не так значимо. Ирония, однако, заключается в том, что сами каникулы как таковые представляются нам неким периодом времени. Баллард и Сейболд (Ballard & Seibold, 2000) так описывают взаимоотношения между общением и временем: «Общение формирует взгляды и понимание времени, а наше чувство времени делает коммуникацию возможной и ограничивает ее, что очень важно» (с. 219).

В различных культурах время воспринимается по-разному (Hall, 1959). Различные интерпретации времени часто являются основной причиной непонимания между различными культурами. Профессор психологии Роберт Левайн так описывает свой опыт преподавания в Бразилии:

Выйдя из дома в первый день занятий, я спросил кого-то, который теперь час. Было пять минут десятого, а это значило, что можно расслабиться и осмотреться в кампусе перед первой лекцией, которая начиналась в десять. Когда прошло, как мне казалось, полчаса, я посмотрел на часы, мимо которых в тот момент проходил. Было уже 10.20. В панике я бросился искать свою аудиторию, а меня негромко окликали «Но/а, professor» (Здравствуйте, профессор) и «Judo bem, professor?» (Все нормально, профессор?): это были неторопливые студенты, многие из которых, как выяснилось впоследствии, шли ко мне на лекцию. Наконец задыхаясь, я вбежал в аудиторию она оказалась пустой. Пораженный, я спросил у проходящего мимо студента, который час. «Без четверти десять» был ответ. Нет, не может быть! Я спросил еще кого-то. «Без пяти десять». Еще один студент сказал: «Ровно девять сорок три». Часы в ближайшем кабинете показывали четверть четвертого. Так я получил первый урок о бразильцах. Они измеряли время крайне неточно, и никому не было до этого дела. В расписании моя лекция стояла с 10.00 до 12.00. Многие студенты опоздали, некоторые очень сильно... никого это особенно не волновало... По-настоящему я удивился в полдень: лишь единицы ушли сразу. Студенты выходит из класса добрых пятнадцать минут, а некоторые из них продолжали задавать мне вопросы еще долго после этого (Levine & Wolff, 1985, p. 30).

Биологически наши тела запрограммированы так, что физиология, эмоции и интеллект регулируются «внутренними часами» (Luce, 1971). Временная ориентация у разных людей различна. Даже у людей, принадлежащих к одной культуре, отличия в восприятии прошлого, настоящего и будущего могут быть весьма существенными. Временная ориентация может быть неизменной в течение долгого времени, а может и меняться; например, человек, который в определенный момент времени живет только настоящим, может адаптировать ориентированный на будущее стиль, который предполагает оценку настоящих «моментов» с позиции «долгосрочной перспективы» (Gonzalez & Zimbardo, 1985).

При оценке социальных контактов можно выделить четыре основных способа понимания времени.

  1. Как местоположение событий.

  2. Как продолжительность событий.

  3. Как интервал между событиями.

  4. Как ритмический рисунок событий.

Время как местоположение событий

Иногда наше восприятие времени связано с хронометражем событий. Некоторые события оцениваются как произошедшие «вовремя», например: «Ты обнял меня именно тогда, когда мне это было больше всего нужно»; некоторые же мы считаем «несвоевременными», например: «Не люблю ужинать в десять вечера». Иногда наше восприятие того, когда происходит событие, точно, иногда оно охватывает некий временной отрезок. Для одних время обеда — полдень, для других — где-то между 11 и 14 часами. Так же, как мы приписываем хронометрированию событий в нашей жизни множество различных значений, мы можем связать различные значения с установлением крайнего срока событий в будущем. Например, если что-то происходит раньше, чем ожидалось, это может являться формой наказания или награды, может оказаться очень важным или, наоборот, совсем неважным.

Время как продолжительность

Мы воспринимаем длительность тех или иных событий. У нас формируются определенные ожидания относительно должной продолжительности событий, но восприятие продолжительности не всегда является отражением реальной длительности временного промежутка. Неактивное, вялое окружение может восприниматься как нечто наводящее скуку, то. что может длиться «вечно», «время быстро пролетело, время тянется».

Время как интервал

Ощущение периодов между событиями также включается в наше восприятие времени. Частота, с которой что-то происходит, — это восприятие периода времени, истекшего с тех пор, когда это событие произошло последний раз. Воспринимаемый темп жизни является отражением того, насколько большой или маленький отрезок времени разделяет наши действия. Мы учимся приписывать определенную частоту определенным действиям. Фраза «Я так давно тебя не видел» предполагает существование контактно-интервальной нормы, ассоциируемой с близкими отношениями с данным человеком. Мы можем не возражать против использования собеседником грубых слов, но мы против того, чтобы они использовались слишком часто.

Время как ритмический рисунок событий

Наблюдая определенную повторяющуюся последовательность интервалов, мы начинаем чувствовать социальный ритм — регулярность и нерегулярность, порядок и беспорядок в циклах нашего поведения и рутинных действий. Из всех временных характеристик ритмический рисунок является наиболее сложным для восприятия, и передать его окружающим сложнее всего. Понимание того, как мы моделируем интервалы, является крайне важным, решающим фактором как для понимания самих себя, так и для понимания нашего взаимодействия с окружающими. Если мы чувствуем, что находимся с собеседником в одной тональности, мы сосредоточены на приятном восприятии синхронности, а если в общении с кем-то мы ощущаем себя неловко, это может объясняться тем, что наши ритмические рисунки жестикуляции или пауз слишком уж отличаются друг от друга. Для того чтобы ежедневно планировать то, что с нами может случиться, крайне важно знать и чувствовать ритмические рисунки, характерные для нашего окружения, будь то модель «разговор-молчание» или атмосферная модель «солнечно-пасмурно».

В каждом окружении выделяются три главных компонента среды, которые лежат в основе нашего восприятия окружения и времени.

  1. Естественная среда — география, местоположение, атмосферные условия.

  2. Наличие или отсутствие людей.

3. Архитектурные элементы и элементы дизайна

Лекция 4 Паралингвистика