Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 2 МПЗ леч.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
154.62 Кб
Скачать

1. Развитие внутренней ситуации в ключевых странах мира.

На сегодняшний день основные страны мира действуют в ус­ловиях относительной транспарентности внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается су­ществованием и развитием институтов демократии, парламента­ризма и гражданского общества. Транспарентность внешней по­литики и ее цивилизованный характер обусловливает возмож­ность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере. Изменение ситуации, в частности отказ руководства этих госу­дарств от отдельных компонентов демократии и принципа мак­симальной предсказуемости внешнеполитических решений и соответствия их принципам международного права, создаст для России необходимость пересмотра политического характера от­ношений с этими странами, а в перспективе и изменения от­дельных компонентов военной политики.

2. Развитие ситуации в странах снг.

Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительства в них гармоничных полиэтничес­ких сообществ, в которых уважаются и защищаются права рос­сийских граждан и этнических россиян. В случае возникнове­ния внутренней нестабильности как межэтнического, так и по­литического характера, а также в случае действий того или ино­го политического режима по свертыванию демократических преобразований, может возникнуть потребность в коррекции Россией принципов военного планирования.

3. Ситуация в приграничных с снг регионах.

На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредель­ных с территорией СНГ, складывается благоприятная для бе­зопасности России обстановка. Однако в случае возникнове­ния масштабной внутренней или межгосударственной напря­женности может потребоваться существенное изменение дислокации группировки войск Министерства обороны и иных силовых структур. Наиболее проблемной остается ситуация в Афганистане и в сопредельных с ним регионах Центральной Азии. Несмотря на отсутствие прямой военной угрозы, Россия продолжает рассматривать данное направление как потенци­ально опасное. Сохраняется такая угроза, как контрабанда наркотиков из Афганистана через территорию центральноазиатских стран в Россию. Дестабилизация ситуации в Афганис­тане и возможность возобновления угрозы исламского экстре­мизма с данного направления поставят перед Вооруженными Силами Российской Федерации новые военно-политические и силовые задачи и потребуют изменения существующей в на­стоящее время группировки сил и средств на Южном страте­гическом направлении.

4. Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента.

Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в число допусти­мых военных инструментов за счет реализации «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное ору­жие в относительно «чистое» с точки зрения последствий его применения. С другой стороны, расширение практики приме­нения вооруженных сил без санкции Совета Безопасности ООН может стимули­ровать большую востребованность оружия массового пораже­ния, включая ядерное, среди региональных держав, стремящих­ся создать инструмент гарантированного сдерживания возмож­ных враждебных действий со стороны развитых государств. Проведение в ряде стран подобных поли­тических решений об активизации расширенного использования ядерного оружия рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный подорвать глобальную и региональную стабильность. Понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войска­ми и подходов к сдерживанию угроз различного уровня.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безо­пасности России, с учетом имеющихся факторов неопределен­ности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспек­тив военного строительства в России.

Вопрос № 2. Основные черты вооружённых конфликтов конца 20- начала 21 века.

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывает суще­ственное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напря­женности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные кон­фликты будущего будут порождаться не одним каким-либо, да­же очень весомым фактором, а сложным переплетением различ­ных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учиты­вать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Говоря о специфике вооруженных конфликтов 1990-х гг. — начала XXI века можно говорить о следующих принципиальных моментах:

  1. не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

  2. значительная часть конфликтов имела асимметричный ха­рактер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественно­го состояния вооруженных сил;

  3. все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его предела­ми. Однако локальные по сути конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если та­ковая была) одного из участников конфликта;

  4. существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на на­чальном этапе боевых действий предопределял исход;

  5. основная роль в начальный период войны, безусловно, от­водилась дальнобойному высокоточному оружию, действую­щему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Это ставит перед Вооруженными Силами Российской Феде­рации задачу быть готовыми к участию в конфликте любого из­вестного типа. А это, в свою очередь, возможно только при ус­ловии понимания всех ключевых особенностей современных войн и вооруженных конфликтов. Применительно к задачам Вооруженных Сил РФ необходимо отметить возрастание значе­ния фактора различия в характере потенциальных конфликтов на различных стратегических направлениях.

Главной особенностью конфликтов нового исторического пери­ода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противобор­ством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредст­венно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действии страте­гического, оперативного и тактического уровней в во­оруженной борьбе. Факти­чески это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как огра­ниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Даже локальные конфлик­ты могут вестись на отно­сительно больших площа­дях с самыми решитель­ными целями. При этом основные задачи будут ре­шаться не в ходе столкно­вения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядер­ного сдерживания, особен­но применительно к сдер­живанию угроз, связанных с применением противни­ком обычных вооружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуще­ствлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боеготовых сил общего назначе­ния. Только в этом случае угроза применения ядер­ного оружия в ответ на на­падение с использованием обычных вооружений бу­дет выглядеть убедительно.

Вопрос № 3. Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Характеристики современных войн в зависимости от целей, средств их достижения, масштабов военных действий.

На основании анализа наиболее общих черт кон­фликтов конца XX — нача­ла XXI веков можно сде­лать следующие принци­пиальные выводы относи­тельно военно-политичес­ких особенностей воору­женной борьбы на совре­менном этапе и в обозри­мой перспективе.

  1. Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоен­ных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается существенно меньше, чем предполагалось до начала вооруженных конфликтов. Они ока­зались неспособными вести активные боевые действия против ре­гулярной армии (Ирак).

  2. Решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе воору­женного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приведет к ут­рате управляемости собственной группировки и впоследствии — к проигрышу конфликта.

  3. Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не толь­ко военные объекты и войска, но одновременно и экономика стра­ны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и террито­рия. Несмотря на развитие точности средств поражения, все иссле­дованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороны страны.

  4. Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако в целом очевидно, что главное значение име­ет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рас­смотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но тем не менее смогла до­стичь политических целей конфликта.

  5. Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исхо­де вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резер­ва и системы его отмобилизования и развертывания. Это даст воз­можность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта.

  6. Боевые действия будут характеризоваться сочетанием манев­ренных операций и позиционных действий. Разведывательно-ди­версионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это подтверждает необходимость сбалан­сированного состава сил и средств вооруженных сил, а также ком­плексной боевой подготовки.

  7. Решающее значение для обороняющихся будет иметь совер­шенная система разведки с единым центром управления и хорошо защищенными центрами (пунктами) сбора и обработки разведыва­тельной информации всех видов вооруженных сил и спецслужб. Наличие у них возможности доведения обработанных разведыва­тельных данных до всех заинтересованных инстанций в кратчайшие сроки, близкие реальному масштабу времени. Наличие такой раз­ведки даст возможность своевременно вскрыть подготовку против­ника к нападению и провести все неотложные мероприятия угро­жаемого периода, и в первую очередь перевод войск в наивысшие степени боевой готовности.

  8. В группировке войск, кроме обычных элементов в оперативном построении (боевом порядке), должны присутствовать: разведыва­тельно-информационный центр, действующий в рамках реального масштаба времени; автоматизированная, высокозащищенная систе­ма управления войсками и оружием; воздушно-космический эшелон (или часть его) высокоточного оружия; высокозащищенный резерв.

  9. Характер применяемого в современных войнах вооружения дик­тует настоятельную необходимость наличия сил и средств для нане­сения ударов по военным инструментам противника (дальнобойно­му высокоточному оружию, дальней авиации), находящимся за гра­ницами непосредственного района конфликта. Для этого требуются как наличие собственного потенциала дальнобойного высокоточно­го оружия, так и иные средства, дающие возможность перенести бо­евые действия непосредственно на территорию противника.

  10. Главное внимание должно быть уделено созданию устойчивой дублированной системы управления войсками (силами) во всех зве­ньях управления. С этой целью должны быть использованы все су­ществующие и созданы новые системы связи, максимально задей­ствованы воздушные командные пункты, а также обеспечено безус­ловное доведение до исполнителей и приказов высшего руководст­ва страны и их выполнение.

  11. Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных кон­фликтах конца XX — начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в осо­бенности высшего командного состава. Это означает необходи­мость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической под­готовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повыше­ния эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропа­гандистской работы среди войск и населения противника.

Основные изменения в характере вооруженной борьбы в конце XX века:

  1. Конфликты происходят в географических зонах ответственности;

  2. Применение обычных и высокоточных боеприпасов;

  3. Заблаговременное сосредоточение войск (сил) на основных направлениях;

  4. Проведение ближних контактных боев, непосредственное соприкосновение сторон;

  5. Выполнение физической защиты войск;

  6. Необходимость больших запасов вооружения и военной технике и материально технических средств;

  7. Применение вертикальной связи управления;

  8. Преимущественное разделение ударных и оборонительных систем.

Наиболее значимые войны и вооруженные конфликты в конце 20. начале 21 века.