Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коррупционная преступность и ее предупреждение.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
195.07 Кб
Скачать

3. Понятие личности коррупционера и ее особенности

Известно, что успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если будут вскрыты причины и условия их совершения, а это невозможно сделать, не сконцентрировав внимания на личности преступника. По мнению А.И. Алексеева, она является основным и важнейшим звеном механизма преступного поведения, и ее особенности, которые порождают такое поведение или способствуют ему, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия19. Особую значимость приобретает изучение личности коррупционера сегодня.

По мнению В.Е. Эминова существуют два взаимосвязанных подхода к изучению личности преступника: социально-типологический и социально-ролевой. Социологический анализ важно дополнять этико-правовым. Социально-психологический подход помогает понять механизм отклоняющегося от обычных норм поведения. В то же время социальный и социально-психологический подходы должны дополняться индивидуально-психологическим изучением личности преступника. По мере перехода от преступления к преступности сфера психологии сужается. На всех уровнях изучения личности преступника сохраняют свое значение этико-правовые исследования.

Криминологическая характеристика личности преступника предполагает выявление и изучение трех следующих основных компонентов:

а) социально-демографические признаки (социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности);

б) социальные функции личности, включающие совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений (уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, навыки, умения);

в) нравственно-психологические (нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки)20.

Рассматривая социально-демографические признаки личности коррупционера, необходимо выделить следующие моменты:

Во-первых, известно, что состояние, структура и динамика преступности среда мужчин и женщин неодинаковы. Это можно сказать и применительно к коррупционерам. Обращает на себя внимание тот факт, что удельный вес женщин значительно ниже, чем мужчин. Так, в 2007 году выявлено 8 256 лиц совершивших коррупционные преступления, из них 1 832 – женщины (22,2%).

Во-вторых, одним из признаков, характеризующих личность преступника, является возраст. Возрастная характеристика коррупционеров позволяет судить о криминогенной активности различных возрастных групп, об особенностях поведения людей различного возраста, о специфике возрастного состава, так как возраст, несомненно, влияет на поведение людей, их потребности и жизненную установку. С возрастом изменяются социальные условия, обстановка, условия, в которых живет, трудится человек, изменяются его социальные функции, привычки, характер, способы реагирования на конкретные ситуации.

Под психологическими особенностями личности преступников вообще и коррупционеров в частности понимается относительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, система представлений человека о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия. Полученные за последние годы результаты эмпирического изучения личности коррупционеров в сравнении с законопослушными гражданами убедительно свидетельствуют о наличии некоторых отличительных особенностей, в том числе психологических, у первых. Оказалось, что законопослушные граждане намного превосходят коррупционеров по социально-позитивному отношению ко всем базовым ценностям, общему самоощущению, оценке смысла своей жизни. Таким образом, личность коррупционера отличается от личности законопослушного гражданина негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников. Эта специфика их нравственно-психологического облика является одним из факторов совершения ими преступлений, что, однако, отнюдь не является психологизацией причин преступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием тех социальных отношений, в которые был включен индивид, т.е. имеют все-таки социальное происхождение21.

При этом очевидно, что личность коррупционера существенным образом отличается от личности других преступников. В большинстве своем это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеют блестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности), имеющие высшее образование (часто не одно). В возрастном отношении это также люди с устоявшейся психикой и мировоззрением. Также значительная часть коррупционеров, как это не парадоксально звучит, — люди с высоким материальным достатком. Нет никаких оснований упрекать большинство из них и в непатриотичном отношении к своей стране. Иными словами, можно смело утверждать, что изучение личности коррупционера лежит скорее в области социальной и юридической психологии, нежели в рамках обычных общих подходов к личности преступника.

В конце прошлого столетия структура криминологического портрета российских коррупционеров выглядела следующим образом: работники министерств, комитетов и их структур на территории субъектов Российской Федерации — 41,1%; сотрудники правоохранительных органов — 26,5%; работники контролирующих органов — 8,9%; работники таможенной службы — 3,2%; депутаты — 0,8%; иные категории — 19,6%22.

Из приведенного статистического анализа не следует, что в наибольшей степени коррупции подвержены служащие органов исполнительной власти, поскольку численность соответствующих групп лиц, имеющих публичный статус, существенно различается. Также необходимо учесть, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа.

Нельзя не учитывать и того, что коррумпированные лица обладают не только государственными способностями и профессиональными знаниями, но и определенным криминальным опытом; сами могут проявлять инициативу, выполняя те или иные действия (бездействие) в интересах подкупивших их лиц. Коррупционеров трудно выявить еще и потому, что уголовной ответственности подлежат как они сами, так и лица, их подкупившие. И те и другие заинтересованы сохранять свою преступную деятельность в тайне, оказывая противодействие расследованию в самых различных формах. Обе стороны стараются действовать без очевидцев, принимают меры к сокрытию и уничтожению следов преступления, прибегают в случае возбуждения уголовного дела к фальсификации доказательств, подкупают или запугивают соучастников и свидетелей преступления, а в последнее время и лиц, производящих расследование и изобличение виновных.