Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коррупционная преступность и ее предупреждение.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
195.07 Кб
Скачать

4.Детерминанты коррупционной преступности

Одной из центральных проблем в криминологии по праву считается проблема причинности. Исследование причин преступности раскрывает природу этого явления, объясняет его происхождение, показывает особенности, способствующие его сохранению, а порой и оживлению в обществе, и что этому противодействует.

По мнению П.А. Кабанова, к факторам, детерминирующим преступность, в том числе и коррупцию, по содержанию или сферам социальной жизни относятся: 1) правовые; 2) организационно-управленческие; 3) воспитательные; 4) идеологические; 5) социально-экономические; 6) нравственно-психологические; 7) другие причины и условия, или процессы и явления, вызывающие (детерминирующие) преступность23.

Для уяснения причин и условий существования и прогрессирования коррупционной преступности представляется наиболее целесообразным рассмотреть следующие коррупциогенные факторы:

  1. Экономические факторы;

  2. Политические факторы;

  3. Правовые факторы;

  4. Нравственные факторы;

  5. Организационные факторы24.

Экономические факторы. Широко распространено мнение, что корнем проблемы является бедность. Но если бедность и является причиной, то никак не единственной. Как указано в Конвенции ООН против коррупции25: «коррупция и нищета тесно связаны и обусловливают друг друга, ухудшая общую ситуацию и нередко выливаясь в острый политический и гуманитарный кризис, а то и ожесточенный конфликт»26.

Но коррупция поражает не только те страны, в которых население отчетливо разделено на две равные по численности группы бедных и богатых. Несмотря на тотальное имущественное равенство, Советский Союз никогда не был свободен от коррупции, как не свободны и те страны, которые сегодня пытаются строить более эффективные модели социализма. Наблюдается тенденция при дифференциации населения по уровню доходов влияния его на социальную напряженность, а, следовательно, на стабильность экономической системы. Поэтому коррупцию во многих случаях можно рассматривать как причину бедности, а не как ее следствие.

Лица, чья коррумпированность наносит наибольший вред государству, составляют сравнительно немногочисленную прослойку, и об их деятельности простые граждане знают далеко не всегда. Что же касается так называемой низовой коррупции, с которой люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, то она, как правило, является в большей или меньшей степени следствием бедности. Среднестатистический российский милиционер, чье жалование нередко не покрывает минимального прожиточного минимума, обречен на «кормление» посредством нелегальной эксплуатации своих властных полномочий.

Экономическая несостоятельность государства отчасти появляется в неспособности платить чиновникам зарплату, обеспечивающую нормальный уровень жизни. Тем не менее совершенно очевидно, что достигнуть полного соответствия между уровнем оплаты труда чиновников и экономическим эквивалентом цены их полномочий невозможно в принципе.

Анализ результатов большинства современных исследований проблемы показал, что определяющим стимулом роста коррупции является экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, которые провоцируют чиновничество искать новые источники доходов. В результате кризиса 1998г. в России средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился в четыре раза. Нестабильность предопределяет рост коррупции вне зависимости от своей направленности. Бурный экономический рост нередко сопровождается таким же развитем коррупции, как и стремительный спад.

И.Н. Клюковская предлагает также среди экономических причин коррупции выделить, прежде всего:

  • социальную напряженность (спад производства, расслоение населения по доходам, увеличение числа безработных и т.д.);

  • неплатежи (невыплата заработной платы государственным служащим, взаимные неплатежи между предприятиями) ошибочный выбор направления, темпов, характера и форм социально-экономических преобразований;

  • безнаказанность (сегодня никто не может гарантировать неотвратимость наказания)27.

Политические факторы. Любая форма управления делами государства не способна полностью обойтись без отчуждения большей или меньшей части населения от власти, в частности, от управления имуществом от правотворчества и применения законов. Это невозможно. Сохраняющаяся необходимость такого отчуждения сама по себе будет воспроизводить основания зависимости гражданина от чиновника на протяжении обозримой перспективы.

Для современной России характерны:

  • Высокая инертность нестабильности политического устройства общества на всех уровнях, которая культивирует пренебрежительное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям и которую невозможно преодолеть одним лишь усилием политической воли;

  • Отсутствие эффективного политического механизма, который бы делал невыгодным включение в избирательные списки государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения поступками, традиционно воспринимаемыми как коррупция;

  • Необоснованные желания органов законодательной власти получить право непосредственного отстранения от должности функционеров исполнительной власти, совершивших коррупционные этические нарушения и правонарушения;

  • Подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией;

  • Периодическое проникновение в органы власти представителей преступных сообществ;

  • Все еще слабые ростки возрождающегося негосударственного контроля над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Правовые факторы. Традиционно считается, что отсутствие нормативных определений понятий коррупции, коррупционного преступления и иных коррупционных правонарушений является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией. Это положение нуждается в уточнении.

Законодательное определение коррупционных проявлений – это лишь предпосылка к тому, чтобы «враг» был наиболее точно идентифицирован за ним мог бы быть установлен эффективный контроль. Не всякое определение коррупции может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднозначность и для применения которого не нужно содержать армию толкователей28.

Также вполне очевидно, что современная система правовых мер борьбы с коррупцией неадекватна самому явлению с точки зрения пропорциональности. Если из ста совершенных коррупционных правонарушений преступлениями будут лишь два, то из каждого десятка правовых запретов половина окажется уголовно – правовыми, то есть обладающими наивысшей репрессивностью. В 1993г. предложение одного из руководителей группы по разработке проекта федерального закона о борьбе с коррупцией установить административную ответственность за получение мелкой взятки (до 1 МРОТ) и тем самым создать критерий разграничения преступлений и административных правонарушений вызвало гневное неодобрение многих российских парламентеров и руководителей правоохранительных органов.

И.Н, Клюковская выделяет правовые причины преступности основными и главенствующими. Здесь, по ее мнению, могут быть выделены две основные группы проблем: 1) качество правового регулирования государственной службы и 2) качество правового регулирования различных видов деятельности, которые являются объектом управления со стороны государства29.

Нравственные факторы. Трудно бороться с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть просвещеннее избирателя, объявляя преступлениями то, что стало социальной нормой. За завышенными карательными притязаниями значительной части населения, относящимися к коррупции, нередко скрывается нежелание увидеть коррупцию в самом себе. Традиционным коррупционным предрассудком является оправдание взятии, данной за: освобождение от службы в армии, поступление в престижным государственный вуз, получение льгот и привилегий в медицинском учреждении и т.д.

Одним из важных психологических стимулов коррупции в негосударственном секторе является «комплекс государственного паразитизма». Значительное число родившихся в ходе приватизации коммерческих организаций, среди которых оказалось немало крупных банков, инвестиционных фондов, вовсе не спешат отказаться от бюджетных ресурсов, поскольку в противном случае подобные псевдопредприятия будут вынуждены существовать лишь на свой экономический риск.

Организационные факторы. Одним из наиболее сложных вопросов организации борьбы с коррупцией является вопрос о том, в каком соотношении должны находиться между собой профилактические и карательные меры. Профилактика коррупции, в основе которой лежит устранение или ослабление ее криминогенных факторов, стоит гораздо дороже обычных мер уголовной репрессии. Сегодня Россия тратит на борьбу с преступностью в целом около 9% своего годового бюджета. Практически это средства, которые затрачиваются на раскрытие и расследование примерно 3 млн. преступлений в год и содержание 1 млн. преступников в условиях изоляции от общества.

В детерминанионном комплексе коррупции значима роль отсутствия энергичной законотворческой и правоохранительной деятельности. Так, например, в 1993—1999 годах федеральные законы «О борьбе с коррупцией» (три законопроекта: 1993, 1995, 1997 гг.), «О борьбе с организованной преступностью» неоднократно рассматривались в Государственной Думе, но так и не вступили в действие.

По мнению А.И. Долговой и С.В. Ванюшина, это связано с тем, что борьба с коррупцией громогласно сводилась только к карательной стороне, а на деле это оборачивалось некоторой активизацией выявления и наказания лить тех лиц, которые брали взятки вне соучастия с должностными лицами высокого ранга, крупными предпринимателями, организованными преступными формированиями с широкими коррумпированными связями (за их счет в 1993 - 1995 годах несколько возросло число осужденных взяточников). При этом, что особенно недопустимо, правоохранительные органы ориентировались многими субъектами (включая средства массовой информации) на «решительные меры», не всегда основанные на законе. Игнорирование закона и не основанное на нем ограничение прав граждан компрометирует борьбу с коррупцией. Такой результат тоже просчитывается как желаемый определенным кругом лиц30.

Причины коррупционной преступности в своей общей совокупности можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся вышеизложенные факторы, влияющие на совершение преступлений, содержащих признаки коррупции. К субъективным же причинам коррупционных преступлений относят мотивацию.

Мотив совершения преступления является тем главным признаком, который позволяет выделить корыстного преступника в особую категорию, существенно отличающуюся от других разновидностей преступников. Корыстный мотив, отражая потребности, интересы, взгляды, ценностные ориентации преступника, представляет собой осознанное личностное побуждение к совершению корыстного преступления, выражающего его стремление к имущественной выгоде и паразитической наживе31. Но эти преступления могут совершаться и по престижным соображениям, из ложно понятой производственной или служебной необходимости. При этом субъект преступления не получает материальной выгоды, но изменяет свой социальный статус в лучшую сторону.

Таким образом, проведенный анализ детерминант коррупционной преступности свидетельствует о том, что криминогенные факторы, воздействующие на коррупцию и определяющие ее современное состояние, коренятся как в исторических условиях развития страны, так и в явлениях и процессах, связанных со спецификой переходного периода.