Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДОПОЛНЕНИЕ К АНТИРОЗОВУ!.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
42.02 Кб
Скачать
  1. Типы предельных оснований и их содержание.

Предельные основания делятся на аксиологические, «ценностные», и гносеологические, «познавательные». Аксиологические упомянуты в предыдущем вопросе, к гносеологическим же Эйнштейн относил логику умственных построений и сопос­тавление этих построений с ощущениями (пример со столом).

Розов, философия и проблема свободы человека

  1. Почему принцип дополнительности Нильса Бора мешает дать точное определение термину «философия»?

«Практическое применение всякого слова, – писал Бор, – находится в дополнительном отношении с попытками его строгого определения».

Получается так: либо мы практически используем слово, не зная его точного значения, либо задаем это значение, но тогда оказывается, что слово практически нигде не применимо. Все сказанное легко обобщить и на попытки точного определения предмета той или иной области знания, включая как науку, так и философию. Ведь так или иначе, но мы пытаемся при этом задать точные правила употребления самого термина «математика», «философия» и т. д., задать правила, которым объек­тивно ничего не соответствует, ибо реальная наша деятельность опирается на образцы.

Проблема предмета философии, Розов

  1. Почему проблема предмета философии не может быть поставлена по аналогии с проблемой предмета науки?

Постановка вопроса о предмете научных дисциплин тесно связана с одной из специфических особенностей науки, с тем, что она нацелена не только на получение знаний, но и на их постоянную систематизацию, наука требует когерентности накапливаемых знаний. Наука на каждом этапе ее развития предстает (или по крайней мере стремится предстать) не как набор разных точек зрения, имевших место в истории ее развития, а как целостная, согласованная система знаний. В философии этого не происходит

В искусстве же и в литературе произведения далекого прошлого продолжают жить и в настоящем, в то время как в науке почти никто, кроме историков, не читает великие труды минувших веков. Философия в этом плане напоминает искусство, ибо ничто не заменит нам «подлинного» Платона или «подлинного» Канта. Философия не добивается, в отличие от науки, когерентности знаний, ибо у нас здесь нет рациональных критериев выбора.

Проблема предмета философии, Розов

  1. Как связаны философия и проблема свободы человека?

Проблема человеческой свободы – это одна из основ­ных, если не самая основная, проблема философии, определяющая в значительной степени специфику философской мысли вообще, ее место в системе духовной культуры, ее трудности и коллизии. И дело при этом не столько в ответе на вопрос, свободен чело­век или не свободен, сколько в разработке определенных кон­кретных средств, необходимых для реализации свободного дейст­вия.

Розов, философия и проблема свободы человека

  1. Что такое «точки произвольного выбора» в нашем мировоззрении?

Та­кие точки, в которых каждый сознательный человек, вынужден «бросить жребий».

Розов, философия и проблема свободы человека