Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДОПОЛНЕНИЕ К АНТИРОЗОВУ!.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
42.02 Кб
Скачать
  1. Что нового привнесло в жизнь людей формирование знаний как особой формы социальной памяти?

Формирование знаний как особой формы памяти – это фундаментальная революция в развитии человеческого познания, которая имеет много аспектов. Формируется централизованная социальная память, память социума как целого, что в свою очередь является необходимым условием возникновения науки в нашем сегодняшнем ее понимании.

Познание как предмет эпистемологии, Розов

  1. Что такое централизованная социальная память? Каковы её механизмы и каково её содержание?

Это память социума как целого. Розов утверждает, что социальные эстафеты (т. е. воспроизведения человеческой деятельности или поведения по непосредственным образцам: язык, речь, речевая коммуникация, знание) и эстафетные структуры являются базовым механизмом социальной памяти, которая обеспечивает воспроизведение всех социальных явлений и общества в целом. Важно, что эстафетные механизмы представляют собой не нечто застывшее, а некоторую постоянную динамику, постоянный процесс воспроизведения образцов в новых ситуациях и контекстах. Иначе говоря, сама природа этих механизмов предполагает постоянные инновации, которые, разумеется, могут закрепляться, а могут не закрепляться.

Познание как предмет эпистемологии, Розов

  1. Что такое рефлексивное преобразование описания деятельности?

Это осознание одной и той же совокупности действий в свете разных целевых установок.

Познание как предмет эпистемологии, Розов

  1. Откуда берётся наше убеждение, что мы познаём объекты природы?

  1. Что собой представляет самая простая и традиционная модель познания?

  1. Как Вы понимаете утверждение, что познание – это исторический процесс развития содержания и механизмов социальной памяти?

«Бросая ретроспективный взгляд на историю, мы видим, что наша свобода в выборе проблем, похоже, очень не­велика. Мы привязаны к движению нашей истории, наша жизнь есть частица этого движения, а наша свобода выбора ограни­чена, по-видимому, волей решать, хотим мы или не хотим уча­ствовать в развитии, которое совершается в нашей современно­сти независимо от того, вносим ли мы в него какой-то свой вклад или нет» (Гейзенберг; тж. См. воп. «как надо?» и «почему?»).

Познание как предмет эпистемологии, Розов

  1. Можно ли полагать, что законы природы, которые формулирует наука, объективно существуют в самой природе?

  1. Каковы два толкования первого тезиса К. Маркса о Фейербахе?

  1. Что такое явление онтологизации? Зачем нужен переход от неонтологизированных к онтологизированным знаниям?

  1. Чем работа учёного напоминает деятельность инженера?

В основе формирования таких форм знания как объяснение или теория лежит инженерное проектирование. Теория – это прежде всего конструктор, в рамках которого мы строим проекты тех или иных явлений, данных нам предварительно на уровне функциональных характеристик.

Розов, «Тезисы к перестройке теории познания»

  1. Как обосновать тезис, что содержание знаний мы получаем не из чувственных восприятий, а из практического оперирования с объектами?

«Да, конечно, – возразят мне, – но деятельность ведь тоже надо как-то воспринимать. Возможно ли познание, если человека лишить органов чувств?» Разумеется, невозможно. Но позвольте провести такую аналогию: очевидно, что мы не можем читать, не воспринимая букв, но содержание-то мы получаем не из этих чувственных восприятий, а из той книги, которую мы читаем. И именно книга определяет характер этого содержания. И много ли нам даст для понимания книги анализ того, как именно мы воспринимаем буквы и отличаем одну из них от всех других?

Механизмы чувственных восприятий и представлений, которые исследует психология или физиология, вероятно, не изменились за много веков, от египетских фараонов до наших дней, а прогресс в сфере познания грандиозен. И объясняется он не обогащением чувственного опыта, а тем, что мы создаем и читаем все новые «книги».

Розов, «Тезисы к перестройке теории познания»