Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 статья - конспект.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
165.38 Кб
Скачать

3. Воровство как вариант патологического развития личности.

Воровство как патологическое развитие личности в условиях непрерывного эмоционального отвержения родителей (25%). Развивалось поэтапно. Вначале родители начинали отвергать сам факт существования ребенка. Далее в кризисе 3–4-х лет отвержение проявлялось аномальными стилями воспитания. Компенсаторно дети искали лидеров старшего возраста, выполнявших для них функцию «суррогатных» родителей. Воровство и организуемые при этом деятельности становились для детей как бы моделью семейных отношений. Из-за эмоционального отвержения ребенка родители не могли своевременно распознать воровство, «спохватывались» в 8-11 лет детей с опозданием на 3-5 лет, когда дети начинали воровать уже крупные суммы, и у них появлялись признаки будущей аномальной социализации (первые уходы из дома, стойкая утрата мотивации к обучению, группирование в «уличной» группе) и начиналось употребление психоактивных веществ (алкоголя, токсических веществ, курения).

Воровство в связи с формирующейся зависимостью от игр – на ПЭВМ или на игровых автоматах (5% обращений). Начиналось с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: мотив игры становился ведущим и смыслообразующим, вытеснялись другие хобби, снижалась значимость учебы (до поры без снижения успеваемости), изменялся круг общения, резкое увеличивалось время игр (до нескольких часов в день), возникало «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру и сопротивление её завершению. Воровство возникало к 8-11 годам на фоне сопротивления родителей интересу ребенка к компьютерам. Дети включались в асоциальные группы, если те возникали из других посетителей компьютерного клуба.

Семьи со стойкими аномальными стилями воспитания у взрослых (родителей, прародителей).

Авторитарно-доминантный ("диктаторский") стиль или авторитарная гиперпротекция: резкое преобладание санкций над поощрениями, навязывание ребенку жестких правил. Гипоопёка с гипопротекцией: отсутствие совместных с ребенком деятельностей, слабая стимуляция активности ребенка, невнимание к развитию его потребностей и способностей. Страх утраты ребенка и страх его активности или повзросления (предпочтение детских качеств): непрерывный контроль за ребенком с ограничением его самостоятельной деятельности. Гиперпротекция - воспитание по типу "кумир семьи. Воспитание в условиях тесной ("симбиотической") эмоциональной связи ребенка с матерью - формирует у ребенка психологический инфантилизм уже с дошкольных этапов развития личности с подчиняемостью и неспособностью противостоять давлению.

3. Семьи с преимущественно социальными нарушениями.

Семья в предразводном периоде и в адаптационном периоде после развода. Ребенок в ситуации развода родителей отличается множественностью нарушений личности: неуверенностью, высокой тревогой, чувством незащищенности семьей и ущербности семьи, депрессивными переживаниями. (выявляются рисуночными тестами). Для включения ребенка в асоциальную группу опасно возникновение у него компенсаторной потребности найти суррогатную "семью".

Неполная семья (мать и сын). Среди детей с девиантным поведением дети из неполных семей составляют 30-40%, что вдвое больше распространенности неполных семей. Решающими становятся следующие психологические особенности детей: психологический инфантилизм, страх перед инициативой и новым опытом, недостаточные навыки коммуникации, зависимое поведение.

Семьи вынужденных переселенцев с детьми. Если проследить, сколько детей из данных семей включаются в асоциальные группы, то обнаружится высокий риск – около 30%. Поиск детьми группы сверстников, которая могла бы сыграть роль компенсаторной до-асоциальной группы, начинается уже с подострой стадии (с первых недель после переезда) и приводит к случайному попаданию детей сразу в асоциальную группу.

Конфликты в школьных социальной среде.

Кризисы социализации в классе как в социальной группе. Из разнообразия конфликтов в классе как в социальной группе непосредственно к включению ребенка в асоциальную группу (и даже к формированию самой такой группы внутри класса) достоверно ведут следующие: конкуренция за доминирование и «власть» в классе и отвержение классом.

Социально-психологические кризисы в учебной деятельности. Кроме рассмотренных выше кризисов формирования учебной деятельности, значительную роль играет неадекватное установочное поведение учителя, вплоть до отвержения им ученика; аномальные педагогические стили, аналогичные стилям воспитания в семье; непрофессионализм как неспособность создать детям психологическую атмосферу поддержки. Во всех этих случаях дети развиваются с высокой тревогой и напряжением, у них вторично снижается мотивация обучения; отмечено, что ученика, отвергаемого учителем, отвергает и класс. Класс и школа утрачивают для него роль среды социализации.

Кризисы употребления психоактивных веществ. Вовлечение данных детей в асоциальные группы связано с тем, что с начальных этапов употребление ПАВ было групповым. Ритуалы и деятельность по употреблению ПАВ, складывающиеся типы отношений, эффекты от опьянения были способны “компенсировать” различные предшествующие кризисы развития и моделировать субъективно привлекательные процессы (радость, общение, сплочение и чувство принадлежности к группе, психологические защиты от стресса и др.). В результате группа потребителей становилась для ребенка компенсаторной до-асоциальной и выполняла функцию основной среды социализации.

Кризисы перенесенного насилия. Отмечается высокая (практически 100%-ная) корреляция между девиантным поведением детей и подростков и перенесенным ими прежде насилием вне семьи во всем диапазон его проявлений - от унижений и оскорблений до физического насилия.

Социально-психологические характеристики

формирующихся детских асоциальных групп

Детско-подростковые до-асоциальные группы. Рассмотренные выше психологические кризисы занимают в около одного этапа онтогенеза личности (2-4 года). Оставаясь не преодоленными, они объективно приводят к тому, что при переходе детей на следующий возрастной этап развития они включались в группы, предшествовавшие асоциальным и обозначеные нами как до-асоциальные (псевдокомпенсаторные) группы. До-асоциальными становились обычные группы, имеющиеся в каждом классе или во дворах. До-асоциальные группы помогают ребенку решать следующие задачи возрастного развития, не решаемые семьей и школой. Если до-асоциальная группа распадется или перестанет выполнять для ребенка свои компенсаторные функции ещё в «негативной» фазе пубертата (в 14-17 лет), то риск раннего перехода в асоциальную группу повышается. Если же ребенок пребывает в ней вплоть до «позитивной» фазы пубертата (до 17-18 лет), то до-асоциальная группа на этот период защищает подростка от криминальной среды.

Характеристика детских асоциальных групп. Для характеристики детских асоциальных групп были выделены два ас­пекта: групповые процессы (или факторы групповой дина­мики) и фазы развития (циклы групповой динамики).

Групповые процессы или факторы групповой динамики.

1. Ведущая (смыслообразующая) деятельность, интегрирую­щая группу как целое. Различались по их психологической организации и содержанию. Конкретное содержание деятельности менялось с каждой следующей фазой и циклом развития группы - по направлению от условно девиантного к криминальному поведению. Приведем типичную последовательность видов деятельности: время препровождение без продуктивной деятельности; ранние формы наркоманического поведения: пробы курения, употребления алкоголя (начиная с пива) или одурманивающих ПАВ (“таблеток”, ингаляций); силовое доминирование (лидерство) на “своей” территории; силовое “завоевание” новой или “чужой” территории; азартные игры (игровые автоматы, карты, рулетка) подчинение “слабых” на территории с отниманием у них денег; демонстративное хулиганское поведение; криминальный бизнес; преступления с насилием против личности.

2. Ролевая структура группы, лидерство и распределение власти в группе; механизмы принятия групповых решений.

Лидер (“Начальник”): определяет ведущую деятельность, мотивирует группу на её достижение, контролирует итоги деятельности, применяет санкции. Генератор идей (“Аналитик”): выдвигает варианты развития группы, анализирует сложившуюся ситуацию, вырабатывает решения. Оппозиционер/скептик: исследует принимаемые группой решения на их истинность, достижимость. Коммуникатор (“Дипломат”): обеспечивает сплочение членов группу внутри ведущей деятельности и поддерживает её мотивацию, способствует выработке групповых решений. Психотерапевт (“Психолог”, “Примиритель”): психологически поддерживает членов группы в моменты обострения у них личных кризисов развития и предупреждает их влияние на общую групповую деятельность. Специалист по досугу (“затейник”): сплачивает членов группы в неформальном общении. Хранитель традиций и “конституции” группы («совесть группы»): поддерживает вырабатываемые группой этические нормы и идентификацию членов группы с группой как целым. Сплетник, интриган: испытывает группу на сплочение и способность противостоять против внесения личных конфликтов в общую групповую деятельность. Шут, юродивый, скоморох: в юмористической форме поддерживает критическое отношение членов группы к себе и группе в целом. Козел отпущения: временно берет на себя ответственность за неудачи, чтобы группа не испытывала общий групповой стресс неудачи. Члены группы, объединенные исполнением тех или иных приведенных ролей, являются функциональными подсистемами группы; их выявление требует коррекционной работы со всеми их членами.