Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсач.rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.08.2019
Размер:
843.92 Кб
Скачать

7)Противолодочное оружие

Крейсер «Москва» стал первым кораблем советского ВМФ, получившим на вооружение противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК). Этот комплекс — РПК-1 «Вихрь» — разрабатывался с 1960 года коллективом конструкторов под руководством Н.П.Мазурова и был принят на вооружение после испытаний на «Москве» одновременно с крейсером. ПЛРК включал в себя двухбалочную пусковую установку МС-18 с автоматом заряжания барабанного типа, систему управления стрельбой и устройство для загрузки ракет в погреб. Противолодочная ракета 82Р (калибр 540 мм, длина 6 м, масса 1800 кг) оснащалась твердотопливным двигателем и «специальной» (то есть ядерной) боевой частью; она могла поражать подводные цели на любой глубине и дальности от 10 до 25 км от стрелявшего корабля. Целеуказание осуществлялось по данным ГАС «Орион», «Вега» или от внешних источников. При необходимости комплекс мог применяться для уничтожения надводных кораблей противника (при установке взрывателя на глубину 0 м). Боезапас «Вихря» по штату составлял 8 ракет 82Р.

Для атаки подводных лодок в непосредственной близости от корабля, а также уничтожения выпущенных торпед предусматривались две пусковые установки РБУ-6000, стрелявшие 119,5-кг реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 5,8 км. Специально для проекта 1123 ЦКБ-17 разработало систему КУ-37, представлявшую собой комплекс автоматических устройств подачи, загрузки и разгрузки бомб РГБ-60. Ее внедрение позволило существенно сократить (до 15 секунд) цикл подачи и заряжания каждой бомбы, уменьшить численность обслуживающего персонала на 8 человек и объем помещений — на 100 м3. Боезапас рассчитывался на осуществление десяти полных залпов и составлял 120 бомб РГБ-60 на каждую пусковую установку.

К оружию ПЛО относились и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1123, установленные побортно на ангарной палубе и предназначавшиеся для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-53 и СЭТ-65. Последние хранились непосредственно в аппаратах — система перезаряжания не предусматривалась. Возвышение оси торпедных труб над ватерлинией при нормальном водоизмещении составляло около 5 м, углы обстрела — по 55° в нос и корму от траверза. Следует заметить, что включение в состав вооружения «Кондора» торпедных аппаратов при наличии ПЛРК «Вихрь» и вертолетов с авиационными торпедами было совершенно излишним, поэтому в 1970-е годы торпедное оружие с крейсеров «Москва» и «Ленинград» сняли. Позже аппараты ПТА-53-1123 установили на проходившие модернизацию БПК проекта 61, а освободившееся место использовали под обустройство дополнительных кают.

8)Зенитное оружие

Универсальный зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм», как и РЛРК «Вихрь», тоже разрабатывался специально для кораблей проекта 1123. Он состоял из двух спаренных пусковых установок Б-189, двух погребов с постами контроля и подготовки ракет и двух станций системы управления «Гром». Опытный образец комплекса М-11 проходил испытания на опытном судне ОС-24 (переделанном из крейсера «Ворошилов»), а первые серийные были приняты госкомиссией в 1969 году уже на ПКР «Москва».

Входившая в состав комплекса одноступенчатая твердотопливная ракета В-611 имела стартовую массу 1800 кг, размеры 0,6x6,1 м, скорость 3М и максимальную дальность стрельбы 35 км. Она оснащалась мощной боевой частью массой около 120 кг, что позволяло использовать ее против надводных кораблей и катеров (отсюда и обозначение комплекса «универсальный»), а также гарантировало уничтожение любой воздушной цели при срабатывании неконтактного взрывателя на расстоянии до 40 м. Зенитные ракеты хранились в погребах вертикально в двухъярусных вращающихся барабанах; общий запас ЗУР — 48 единиц на каждую пусковую установку. В целом ЗРК «Шторм» показал неплохую эффективность, однако оказался слишком громоздким и потому мог устанавливаться лишь на кораблях водоизмещением не менее 5500 т.

В проекте крейсера «Москва» было зарезервировано место под установку двух ЗРК ближнего действия «Оса-М». Однако испытания последнего затянулись, и оба «кондора» вступили в строй без этих ракет. Позже от монтажа «Осы» отказались — из-за острейшей нехватки места для жилых помещений вместо ЗРК оборудовали две дополнительные каюты — для замполита и командира БЧ-5.