Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Evropa.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
69.63 Кб
Скачать

III. Экономические проблемы ес.

Процессы глобализации, развивающиеся особенно активно с конца ХХ в., подталкивают различные страны к объединению. Основной тенденцией стало формирование крупных региональных союзов, т. к. малые национальные экономики несамодостаточны. Для того, чтобы быть конкурентоспособным на уровне высших мировых стандартов, необходимо иметь доступ на максимально широкий рынок.

Эта тенденция к укрупнению экономического пространства наиболее ярко проявляется и в процессах расширения Евросоюза. Расширение ЕС с 15 до 27 участников, происшедшее в 2004 – 2007 гг., существенно изменило общую экономическую ситуацию в Евросоюзе в целом. Эффект укрупнения оказался весьма неоднозначным.

Проблемы расширения ЕС. Экономически Вост. Европа практически утратила всякую самостоятельность. Ее финансовая и производственная системы оказались почти полностью под контролем экономически более мощных ЗЕ стран. Например, в Польше 90 % банковского капитала контролируется ТНБ (прежде всего германскими). Финансово эти страны полностью зависят от своих западных соседей. Если в малом и среднем бизнесе достаточно велика доля национальных производителей, то крупный капитал в производстве – почти сплошь иностранный. Поэтому в Восточной Европе, в отличие, например, от России, почти полностью отсутствуют крупные национальные ТНК. Реализована модель полного экономического подчинения Зап. Европе.

С оной стороны, это принесло ЗЕ бизнесу известные выгоды. Он получил новый крупный рынок сбыта (более 100 млн. потребителей), дополнительные возможности извлечения прибыли. Однако всякое объединение – это дорога с двусторонним движением. Для Зап. Европы возникли неизбежные издержки присоединения, причем если выгоды достались бизнесу, то тяготы – широким слоям населения, рядовым европейцам. Выделим основные минусы - два массовых процесса:

1) Перенос производства. Важной составляющей присоединения стран Восточной Европы стал массовый перевод туда производства из Зап. Европы, привлеченного более низкими налогами и сравнительно дешевой рабсилой. ЗЕ бизнес получил крупные преимущества, но резко обострилась проблема безработицы в «старой Европе».

2) Трудовая миграция. Значительный перепад в уровне жизни между старыми и новыми членами ЕС повлек за собой мощную миграцию рабочей силы с Востока на Запад. Эмигранты с Востока стремились использовать открывшиеся возможности, чтобы добиться более высоких зарплат и качества жизни. Эта миграция оказалась настолько масштабной, что за считанные годы изменила этническую карту Европы.

В этих условиях произошел резкий спад настроений в пользу дальнейшего углубления интеграции, проявившийся в провале референдумов по принятию Конституции ЕС во Франции и Голландии в 2005 г. Стала все заметнее проявляться «усталость от расширения» ЕС. Фактически, с принятием в 2007 г. Болгарии и Румынии был достигнут определенный критический предел – усилия «евробюрократов» из Брюсселя по дальнейшему расширению стали наталкиваться на массовые протесты.

Средством преодоления возникающих трудностей считается т. н. «политика выравнивания» уровней развития различных стран и регионов, составляющих ЕС. Эта политика проводится официально на протяжении нескольких десятилетий. Однако она дала ограниченный эффект.

Сейчас в соответствии с требованиями ЕС прилагаются усилия для выравнивания уровней развития – «новичкам» выделяются субсидии. В среднем их темпы их развития составляют 5 – 6 % в год против 1,5 – 2 % на Западе, что способствует постепенному сокращению разрыва. Однако происходит это слишком медленно. Самый яркий пример – это бывшая ГДР, в которую после объединения было закачано более триллиона $. Результат был ограниченным – до сих пор, после почти 20 лет, существует разрыв между Западом и Востоком, хотя разницу в уровне жизни удалось свести к минимуму. Аналогичные результаты – в Испании и Португалии, которыми ЕС занимался серьезно.

При этом политика субсидий раздражает богатые страны и отпугивает некоторых (Норвегию, например) от вступления в ЕС. Такая стратегия напоминает то, что делалось в СССР – искусственное выравнивание уровня жизни, приводящее к снижению общей эффективности экономики. Системная неэффективность вынуждает закрываться от внешнего мира: сейчас ЕС от политики экономической открытости перешел к закрытости от внешнего мира. Т. е. динамичные азиатские страны постепенно открываются, а Европа закрывается, теряя при этом внешние рынки.

Разноскоростная интеграция. Перепад в уровне экономического развития Запада и Востока привел к тому, что экономическая структура ЕС становится рыхлой, работает в разных режимах. В этих условиях говорить о дальнейшем развитии экономической интеграции вглубь становится затруднительным, пока не будут преодолены разрывы между «старой» и «новой» Европе в уровне развития.

ЗЕ проявляет все меньшую склонность помогать ВЕ в условиях обострения собственных проблем. В результате сейчас активно продвигается идея «Европы разных скоростей», предполагающей разноскоростную интеграцию разных частей. «Старые европейцы» продолжают углублять собственную интеграцию, а новички пользуются лишь урезанными правами. Продолжают действовать ограничения на перемещение труда и капитала с территории Восточной Европы.

Падение темпов развития и конкурентоспособности. Существенно и то, что Евросоюз в начале XXI в. начал утрачивать конкурентоспособность на глобальном уровне. В 2000 г. была принята претенциозная программа, предусматривавшая превращение ЕС в мирового технологического и экономического лидера к 2010 г. Для этого предполагалось увеличить расходы на НИОКР до уровня США и Японии и ускорить темпы экономического роста. Однако получилось с точностью до наоборот: расходы на НИОКР ниже показателей конкурентов в 2 – 2,5 раза, а темпы экономического роста упали с 3,5 до 2 %.

Расширение ЕС еще усугубило это картину. Прежде всего, с присоединением 12 слаборазвитых стран резко упали общий уровень развития и конкурентоспособность ЕС на мировой экономической арене. Уровень экономического развития новых членов не соответствовал западноевропейским стандартам. В лучшем случае (Кипр) он составлял 80 % от средних показателей по ЕС, а в худшем едва достигал 40 % (39-млн. Польша). ВВП 10 новых членов, принятых в 2004 г., равнялся ВВП Нидерландов. Болгария и Румыния, принятые в 2007 г., стоят еще ниже – всего 25 %. В результате общий уровень развития ЕС резко упал. В экономическом и технологическом плане Евросоюз, взятый как общее целое, постепенно теряет свою продвинутость, превращаясь на фоне США и Японии в «объединение середнячков». В этих условиях становится невозможным достичь высокого уровня конкурентоспособности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]