Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шуранова Н.П. (История Кузбасса).doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

§ 4. Сельское хозяйство Кузбасса в период нэпа.

Переход к нэпу принес наконец позитивные перемены в кузнецкую деревню.

Урожай лета 1922 года позволил ликвидировать голод и по­ложил начало устойчивому росту сельскохозяйственного про­изводства. Стали торжествовать принципы нэпа. С 1923 года сельское хозяйство Сибири вступило в период восстановления и подъема. Введенный единый сельскохозяйственный налог 1923/24 годов оказался заметно меньшим, было урегулировано взимание местных сборов. Государственные органы нацелива­лись центральным и сибирским руководством на максимальную мягкость по отношению к крестьянину, на гарантированное соблюдение его прав. Сельский труженик, уставший от актив­ного и пассивного сопротивления власти, окунулся в мирную повседневную работу.

В 1924 году в Сибири было проведено административно-терри­ториальное районирование. Постановлением Томского губернско­го совета рабочих и крестьянских депутатов от 4 сентября 1924 года в Кузбассе было создано 18 районов: Итатский, Тисульский, Тяжинский, Мариинский, Ижморский, Чебулинский, Суджен-ский, Тайгинский, Юргинский, Поломошенский, Топкинский, Кемеровский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Кузнецкий, Кондомский, Прокопьевский, Бачатский, — которые с рядом изменений в своем большинстве сохранились до настоящего вре­мени. Одновременно вместо Кузнецкого и Щегловского уездов был создан объединенный Кузнецкий округ, центром которого стал город Щегловск. Здесь был создан окружной комитет РКП (б) и исполком окружного Совета рабочих, крестьянских и красноар­мейских депутатов.

В 1926 году посевные площади превысили довоенный уровень и составили 240 тысяч десятин. Урожайность зерновых колебалась, оставаясь примерно на одном уровне (за исключением неурожайных лет: 1921,1922,1924 годов). Средняя урожайность ржи составляла 45,2 пуда с гектара, пшеницы — 57,8пуда, овса — 61,2 пуда. Хотя это было несколько ниже уровня 1913 года.

Главной проблемой была низкая товарность сельского хозяйс­тва. Несмотря на то, что во второй половине 20-х годов валовой сбор зерна был равен довоенному, на рынок поступало в 2 раза меньше хлеба, чем до революции. Причина была проста: урав­нительный передел земли уничтожил крупные высокотоварные хозяйства, а мелкие не могли на старой технической базе поднять свою товарность, да и не видели в этом особого смысла. Первая задача, которую решал для себя крестьянин, состояла в том, чтобы покончить с полуголодным существованием и улучшить структуру питания. Выросло поголовье скота: лошадей в 2 раза, крупного рогатого скота — более чем в 3 раза. В среднем на одно крестьянское хозяйство приходилось 15 голов скота.

Крестьяне стали потреблять молока и молочных продуктов, мяса почти на треть больше, чем в 1913 году. Это порождало одну из причин трудностей по сбору натурального налога. Крестьяне неохотно сдавали натуральный налог, а с 1924 года — денежный. При нормальном уровне питания крестьянин-середняк мог про­давать в городе не более 15 процентов своей продукции. Да и эту часть он был готов отдать только в том случае, если на рынке было достаточно хороших и недорогих промтоваров.

К 1927 году из 350 тысяч сельского населения Кузбасса серед­няк составлял 55, беднота — 40, кулаки — 5 процентов. Основ­ным поставщиком продуктов был середняк. Но были проблемы в осуществлении товарообмена. Резервы старых мощностей по производству ширпотреба были исчерпаны. Промышленные товары были дорогими, низкого качества. В 1925/26 годах дерев­ня переживала недостаток сельскохозяйственного оборудования, которое не обновлялось с 1913 года. Государственные закупоч­ные цены на зерно были очень низкими и часто не покрывали его себестоимость. Выращивать скот и технические культуры было гораздо выгоднее. Этим занимались крестьяне, пряча зерно до лучших времен. Дефицит товаров и заниженные закупочные цены заставляли крестьян производить зерна столько, сколько было ему необходимо для пропитания и возможных покупок. Налог шел за счет реализации второстепенных продуктов. Так, зажиточные середняки уплачивали налог на 60—80 процентов за счет доходов от неземледельческих заработков: вывозки леса, перевозки тяжестей, продажи мяса, молока. Поэтому в 1926 году заготовки хлеба составили 54,7 процента от плана. В1927 году план хлебозаготовок также был сорван, что повлекло затем применение к крестьянам чрезвычайных мер.

Сельскохозяйственная кооперация развивалась медленно. Отсутствие кредитов и собственных средств, подготовленных кадров и налоги делали невозможным ее успешное функциониро­вание. По социальному составу она была бедняцко-середняцкой. Преимущественно развивались простейшие формы кооперации. Наибольшее развитие получила потребительская кооперация, охватившая 64,6 процента сельского населения. Практически вся торговля на селе велась через потребкооперацию. Средний паевой взнос составлял 3 рубля 70 копеек, что было несколько выше среднесибирского. На одно хозяйство в Сибири было про­дано товаров на 4 рубля 93 копейки, в Кузбассе — на 5 рублей 20 копеек. Неудовлетворенным оставался спрос на железо, обувь, керосин. Частная торговля на селе была вытеснена. В заготовках позиции кооперации были слабее: хлеба заготавливалось 59 про­центов, масла — 65 процентов, пушнины — 43, кожсырья — 22 процента.

Молочная кооперация состояла из 56 артелей — это было 10 процентов от общего числа хозяйств. Ее ядро составляла зажиточ­ная часть крестьян, имевших много дойных коров. В молочную кооперацию тянулась и беднота. В Кузбассе было 58 маслозаво­дов, в основном средней мощности, причем около 30 процентов находилось в плохом состоянии. Производство масла возрастало, экспортного масла почти не было из-за низкого его качества.

Машинных товариществ возникало много, но незначительная часть из них имела общий посев. Из 225 товариществ лишь 80 обрабатывали землю коллективно, другие же лишь коллективно по льготной цене покупали сельхозмашины, а обрабатывали землю индивидуально. Как правило, это были середняки и зажиточные крестьяне. Производственных кооперативов возникало много, но они быстро распадались. Стабильно работающих коммун в ок­руге было только девять.

В Кузбассе функционировали 22 кредитных товарищества, обслуживавшие лишь 12 процентов хозяйств. Кредитная коопе­рация испытывала недостаток средств, повсеместно нарушались принципы ее деятельности: единоличники-зажиточные получали большие суммы кредита, чем беднота. Отсутствовал контроль за ис­пользованием денежных средств. Часто крестьянин брал кредит на приобретение лошади или коровы, а свой скот продавал.

В целом за годы нэпа в сельском хозяйстве Кузбасса произошли позитивные перемены: оно подошло к уровню 1913 года и по от­дельным показателям значительно его опережало, обеспечивая все возрастающее городское население продуктами питания. Если до середины 20-х годов Кузнецкий округ был снабжающим по хлебу, то с 1925/26 годов вывоз хлеба уменьшился наполовину, а с 1926/27 годов округ стал потребляющим хлеб, что свидетель­ствовало о превращении его в промышленный район.