Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции с рисунками.doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
6.51 Mб
Скачать

5.2. Ловушки ув в нижней-средней юре

В отложениях ранней-средней юры развиты ловушки структурно-стратиграфического типа, связанные с выклиниванием нижних горизонтов осадочного чехла у выступов фундамента. Это ловушки морфологических типов 1 и 2 по классификации, приведенной на рис. 23. Наибольший практический интерес представляют полосовидные ловушки выклинивания в отложениях шеркалинской свиты Красноленинского района. В верхней части разреза средней юры развиты комбинированные структурно-литологические ловушки, связанные с полным или частичным выклиниванием песчаников пластов Ю24 на склонах положительных структур (морфологический тип 3, см. рис. 23). С этим типом ловушек связано большое количество залежей УВ в разных районах ЗС.

5.2.1. Ловушки выклинивания

Структурно-стратиграфические ловушки, или ловушки выклинивания, маркируются сейсмофацией подошвенного налегания, картируются в благоприятных сейсмогеологических условиях достаточно успешно. Под такими условиями понимают следующее: 1) мощности выклинивающихся пластов превышают 20 м; 2) выклинивающаяся толща по значениям акустических жесткостей значительно отличается от подстилающих образований.

В этих случаях зоны распространения выклинивающихся пластов, при наличии скважин и точной стратиграфической привязке отраженных волн, картируются с высокой точностью. Если же процедура привязки не выполнена, то в качестве перспективных могут быть закартированы зоны, значительно превышающие размеры ловушки.

Наибольшее количество ошибок в картировании ловушек выклинивания по данным сейсморазведки МОГТ связано с неправильным определением положения подошвы осадочного чехла на временных сейсмических разрезах. Чаще с этой границей связаны положительные коэффициенты отражения. На сейсмических разрезах в прямой полярности с ней совпадает зачерненный (положительный) экстремум.

При использовании обратной полярности наблюдается противоположная картина. На рис. 30 показана привязка ОВ по региональному профилю РП 19 к разрезам скважин Кислорской площади, где закартирована ловушка вклинивания в нижней юре. На временном сейсмическом разрезе, приведенном в обратной полярности, положительные экстремумы ОВ Т3 и Т4 приурочены, соответственно, к радомской и тогурской пачкам, перекрывающим песчаные пласты Ю10 и Ю11. Подошва юры связана с отрицательным экстремумом волны А.

На рис. 31 приведен временной сейсмический разрез через зону развития нижней юры, контролирующей залежь нефти на Талинском месторождении. Зона выклинивания песчаных пластов шеркалинской свиты контролируется сейсмофацией подошвенного налегания.

Кроме картирования подошвенного налегания ОГ юры на ОГ А, большое значение при выявлении ловушек выклинивания имеет анализ мощностей юрских отложений. Так как заполнение Западно-Сибирского седиментационного бассейна происходило при последовательном расширении областей осадконакопления от ранней к средней и верхней юре, то наиболее древние осадки выполняют погруженные участки палеорельефа.

На рис. 32 показана связь общих толщин юры и толщин раннеюрских отложений (шеркалинская свита) по Красноленинскому району ЗС. По конкретным тектоническим элементам эта связь является довольно тесной, что дает возможность определять наличие или отсутствие раннеюрских слоев в разрезе по значениям общих толщин юры.

Это позволяет путем картирования временных толщин между ОГ А и Б (ТА-Б) выделять зоны, в которых могут быть развиты пласты Ю10 и Ю11 шеркалинской свиты. В случае залегания на фундаменте верхней части шеркалинской свиты (песчаный пласт Ю10 и радомская глинистая пачка) при мощности пласта Ю10 менее 15 м отраженная волна Т3 не формируется. В таких случаях картирование временных толщин ТА-Б является единственным методическим приемом для картирования ловушек выклинивания в нижней юре.

Другим важным моментом картирования ловушек выклинивания является установление наличия пород-коллекторов в выклинивающихся пластах. На рис. 33 приведены результаты двумерного моделирования сейсмической волновой картины, наблюдаемой при полном (пласт Ю11) и частичном (пласт Ю10) выклинивании песчаных пластов шеркалинской свиты Красноленинского района. С единой геометрией отражающих границ моделировались следующие ситуации.

1. Пласты-коллекторы Ю10 и Ю11 не изменяют своих коллекторских свойств.

2. Коллекторские свойства песчаных пластов улучшаются к зонам выклинивания (бассейновая модель резервуара). В этом же направлении (к зонам выклинивания) глинистые пачки опесчаниваются.

3. Коллекторские свойства пластов Ю10-11 улучшаются к центру прогиба (русловая модель резервуара). Для этого же случая на модели была задана кора выветривания толщиной 40 м. В первых двух вариантах кора выветривания не моделировалась и в ее границах были взяты акустические жесткости фундамента.

В правой части модели (см. рис. 33, а) показана зона развития пласта Ю10 толщиной 10 м. При составлении геоакустической модели плотностные и скоростные характеристики были подобраны по данным акустического каротажа, лабораторных исследований керна и одномерного моделирования по скважинам.

Следует отметить, что акустические жесткости в глинах (тогурская, радомская пачки) выше, чем в пластах-коллекторах. Улучшение коллекторских свойств песчаников приводит к снижению их акустических жесткостей. Значения импеданса (акустической жесткости) в коре выветривания соответствуют значениям этого параметра в глинах, а в фундаменте - превышают их на 30 %. Синтетические сейсмограммы приведены в двух полярностях (см. рис. 33, б) - вверху показаны синтетические разрезы в обратной полярности, внизу - в прямой. При моделировании использован минимально-фазовый импульс Пузырева.

Результаты моделирования сводятся в основном к следующему.

1. Положение основных отражающих горизонтов на модели соответствует наблюдаемому на реальных разрезах. Положительные (зачерненные) экстремумы в прямой полярности отвечают песчаным пластам и

кровле фундамента. В обратной полярности зачерненные экстремумы соответствуют глинистым пачкам.

2. При мощности песчаных пластов шеркалинской свиты до 10 м они не разрешаются на сейсмических разрезах (правая часть модели).

3. Волновые картины, отвечающие "бассейновой" и "русловой" моделям резервуаров, различаются. В первом случае дополнительные ОВ появляются в прибортовых частях прогиба (см. рис. 33, 2б), во втором - в центре прогиба (см. рис. 33, 3б), т.е. в зонах улучшения коллекторских свойств резервуаров и уменьшения их акустических жесткостей. В общем случае можно констатировать, что в зонах улучшения коллекторских свойств резервуаров нижней юры формируются более интенсивные отраженные волны.

4. Наличие коры выветривания между породами фундамента и осадочного чехла приводит к появлению ложных "врезов" или малоамплитудных прогибов и развитию сейсмофации подошвенного налегания.

5. Сопоставление синтетических временных разрезов с геологической моделью показывает хорошую сходимость участков выклинивания песчаных пластов с прекращением прослеживания (терминацией) целевых отражающих горизонтов по схеме подошвенного налегания на ОГ А.

Таким образом, результаты сейсмомоделирования свидетельствуют, что ловушки выклинивания в основании разрезов юры находят адекватное отражение в сейсмическом волновом поле. Однако однозначная интерпретация особенностей волновой картины невозможна без скважинной информации и анализа общих геологических закономерностей строения разрезов нижней-средней юры.