Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции с рисунками.doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
6.51 Mб
Скачать

5.5. Другие типы неантиклинальных ловушек и залежей ув

Кроме вышерассмотренных примеров по сейсморазведочным данным картируются самые разнообразные типы нефтегазоносных объектов. Для их изучения обычно используются ранее описанные приемы – картирование зон терминации (прекращения прослеживания) ОГ, анализ амплитуд и частот ОВ, анализ морфологии отражающих границ и временных толщин сейсмокомплексов. В случае наличия тектонически-экранированных резервуаров отстраивается также положение плоскости экранирующего залежь (ловушку) разрывного нарушения.

Богатые возможности для картирования нефтегазоносных и перспективных объектов дает использование объемной (3D) сейсморазведки МОВ ОГТ с высокой плотностью точек наблюдений (25х25 м, 50х50 м). Кроме традиционных приемов интерпретации 3D съемка дает возможность получать временные срезы куба сейсмических данных, на которых находят отображение самые разнообразные осадочные тела и тектонические дислокации.

На рис. 40 показано русло реки аптского возраста (пласты ВК1-2 викуловской свиты), закартированное на Приобском месторождении по материалам 3D съемки МОГТ.

Рис. 40. а – палеорусло в отложениях викуловской свиты (апт), пласты ВК1-2. Пластовое сечение куба данных МОГТ 3D по времени 1570-1590 мс. Приобская площадь; б – высокоразрешенный временной сейсмический разрез. Съемка 3D по Приобской площади. Пласт ВК1-2 расположен непосредственно под горизонтом МI.

6. Некоторые методические вопросы сейсмогеологического изучения нефтегазоносных отложений западной сибири

В качестве методических, или проблемных вопросов сейсмогеологического изучения нефтегазоносных отложений ЗС, в первую очередь, следует рассмотреть проблему так называемых "аномальных разрезов битуминозных отложений".

Нормальное залегание битуминозных отложений титона-неокома осложняется в зонах распространения “аномальных разрезов битуминозных отложений”. Это обширные зоны, в которых битуминозные прослои залегают значительно выше своего нормального положения, на разных уровнях от нижележащих реперных поверхностей (келловейский, кимериджский маркирующие горизонты). Общая мощность “аномальных разрезов”, фиксируемая по нижнему и верхнему прослоям битуминозных пород, достигает на отдельных площадях 160-210 м против 25-30 м средней мощности битуминозных глин.

По керновому материалу установлено, что в этих зонах битуминозные породы расколоты многочисленными трещинами, расчленены на отдельные прослои и линзы, а также встречаются в виде обломков различных размеров и степени окатанности в небитуминозных породах, по облику напоминающие неокомские.

В “аномальных разрезах” (АР) битуминозные породы по облику мало чем отличаются от аналогичных пород нормальных разрезов. Глинистые небитуминозные породы в таких зонах обычно представлены серыми и темно-серыми уплотненными слабоалевритистыми глинами с раковистым и неровным изломом, намывами углистого детрита. Песчаники обычно светло-серые, преимущественно мелкозернистые, с глинистым и глинисто-карбонатным цементом. По облику эти породы идентичны отложениям неокома.

Для пород в АР характерно развитие оползневых и флюидальных текстур, нептунических даек, зеркал скольжения. Обломки битуминозных пород в песчаниках часто имеют удлиненную и остроугольную форму, что свидетельствует об отсутствии активной транспортировки. В глинах отмечены трещины причудливой, вплоть до Z-образной, формы, выполненные песчаным материалом, в отдельных прослоях породы поставлены “на голову”. Контакты между литологическими разновидностями рваные, резкие, без постепенного изменения зернистости. Многочисленны тектонические контакты, представляющие собой зеркала скольжения с характерной штриховкой, выполненные хорошо окристаллизованными кальцитом и каолинитом.

АР вскрыты бурением более чем на 50 площадях ЗС. Для них характерно наличие нижнего, обычно маломощного битуминозного прослоя, залегающего “in sity”, на породах абалакской или георгиевской свиты. Верхний битуминозный прослой, залегающий в 10-150 м выше, имеет значительную мощность (до 20-45 м) либо, в разрезах отдельных скважин, отсутствует вообще. На ряде площадей битуминозные прослои маломощные, расслоены небитуминозными породами. Зоны АР картируются сейсморазведкой МОГТ по ухудшению и прекращению прослеживания опорного отражающего горизонта Б, появлению дополнительных высокоамплитудных, непротяженных отражающих горизонтов.

Наиболее характерной чертой АР на временных сейсмических разрезах является , при рассмотрении разрезов с востока на запад, разрыв сплошности ОГ Б, его перемещение вверх в зоне разрыва, наклонным (на запад) залеганием относительно недислоцированных подстилающих пород и постепенным переходом в нормальное залегание. Отмечаются также зоны практически полного отсутствия ОГ Б. Типичные примеры АР на временных сейсмических разрезах приведены на рис. 41.

По поводу генезиса АР существует несколько точек зрения. Наиболее обоснованным, на мой взгляд, является отнесение этих образований к так называемым “сейсмотурбидитам” - новому классу осадков, установленному Р.Мутти (Mutti, 1987 г.) в океанических желобах. Для них характерны значительные масштабы проявления, широкое развитие оползневых текстур, узкий стратиграфический диапазон. Характерные черты АР также позволяют отнести их к сейсмотурбидитам. Зоны АР имеют значительные размеры - сотни и тысячи км2. АР приурочены к нескольким субмеридональным зонам, вытянутым параллельно древним береговым линиям. Породы АР сильно дислоцированы, однако подстилающие (абалакская и георгиевская свиты) и перекрывающие (надачимовские) отложения находятся в нормальном залегании.

На этом основании можно заключить, что АР образовались при седиментационных оползневых явлениях, обусловленных тектоническими процессами. Такими эндогенными процессами, вызывавшими оползание

огромных масс горных пород и осадков, могли являться мелкофокусные землетрясения. В неокоме, по сравнению с поздней юрой, резко возросли скорости осадконакопления. Мощные толщи осадков, сформировавшие выдвигающиеся к центру бассейна шельфовые террасы, создавали значительные нагрузки на земную кору, в то время как непосредственно западнее осадки практически не накапливались. Поэтому подножье склона шельфовых террас являлось зоной максимальных градиентов давления на слои стратисферы и земную кору.

Очевидно, что эти зоны наиболее благоприятны для “разрешения” напряжений путем ударных проседаний земной коры - землетрясений. Битуминозные породы, обладающие своеобразными физическими свойствами, резко отличными от подстилающих пород, при таких подвижках отрывались от основания, деформировались, разламывались на отдельные пластины, промежутки между которыми заполнялись песчано-глинистым материалом, поступавшим в гигантских оползнях (также спровоцированных землетрясениями) с мелководья.

Такой механизм формирования АР объясняет, во-первых, наличие неэродированных нижнего прослоя битуминозных пород и кровли абалакской (георгиевской) свиты, что зафиксировано практически во всех скважинах, вскрывших АР в ЗС. Во-вторых, наличие нескольких зон АР, субпараллельных друг другу, объясняется постепенным перемещением береговой линии неокомского палеобассейна в западном направлении.

Естественно, что землетрясения происходили не на всех участках палеопобережий, а лишь в тектонически нестабильных блоках. Поэтому в зонах АР часто фиксируется значительная дислоцированность пород доюрского основания, наличие разломов, а конфигурация зон АР в плане имеет довольно сложную форму.

О.М.Мкртчян и др. 3, детально рассмотрели особенности строения АР и различные точки зрения по поводу их происхождения. Эти исследователи считают, что зоны АР представляют собой зоны выклинивания более древних и зарождения новых, более молодых (неокомских) толщ битуминозных глин.

Главным аргументом, противоречащим этой точке зрения, является исключительно высокая степень дислоцированности и раздробленности битуминозных глин в зонах АР, отсутствие нормальных фациальных переходов небитуминозных фаций в битуминозные. Зоны АР находят четкое отображение на временных сейсмических разрезах. Наличие АР отражается в сложном строении отражающего горизонта Б, в изменении его амплитудно-частотных характеристик, несогласном его поведении относительно нижележащих горизонтов, в ряде случаев отмечается прекращение прослеживания (терминация) отражающего горизонта (ОГ) Б. В случае нормальных фациальных переходов обычных глубоководных глин в битуминозные разности такая картина вряд ли могла бы наблюдаться.

Наличие зон АР в значительной мере осложняет корреляцию ОГ Б и структурные построения, т.к. в этих зонах горизонт Б расположен несогласно по отношению к подстилающим и перекрывающим отложениям. В зонах АР целесообразно проводить корреляцию несколько ниже положения ОГ Б на смежных, ненарушенных участках его залегания. Обычно возможен переход на смежную, нижнюю фазу с последующим введением поправок и построением "восстановленной" структурной карты по ОГ Б. Контуры зоны АР выносятся на карту, а восстановленные стратоизогипсы показываются пунктиром.

Возможен также вариант построения структурных карт на площадях, осложненных АР битуминозных глин, по подошве баженовской свиты.

В целом АР битуминозных глин не содержат крупных залежей УВ, однако в таких зонах отмечается продуктивность ачимовской толщи, анализ строения которой существенно осложнен наличием аномальных зон. В таких случаях следует проводить картирование верхнего, имеющего некоренное залегание, прослоя битуминозных глин (при его наличии) и рассматривать его как локальную покрышку, экранирующую один из ачимовских резервуаров.

Сейсмические индикаторы углеводородных скоплений. Скорости распространения упругих колебаний и плотности осадочных пород зависят от пористости и свойств заполняющих поровое пространство флюидов. Зависимость между плотностью и пористостью очевидна и носит явный характер. Зависимость же скорости от пористости пород, где в поровом пространстве находится смесь пластовых флюидов, не столь проста. Изменение скорости, обусловленное наличием УВ газов и сильно газированных нефтей, часто создает амплитудные аномалии, которые рассматриваются как индикаторы УВ скоплений, или просто - индикаторы УВ.

Широкое применение автоматической регулировки усиления (АРУ) маскировало эти амплитудные явления вплоть до 1970 г., когда была общепризнанна эффективность использования амплитуд для поисков скоплений УВ. Поскольку аномалия чаще всего представляет собой локально увеличенную амплитуду, она получила название "яркое пятно".

В ЗС типичны аномалии типа "яркого пятна", приуроченные к ГВК сеноманских газовых залежей. Это обусловлено высокой пористостью сеноманских песчаников, содержащих газ, и резким снижением скоростей распространения сейсмических волн в газоносной среде. Уменьшается также и плотность газонасыщенных пород. Эти явления, совместно со значительными толщинами газонасыщенных интервалов (до 200 м), позволяют получить устойчивую и выразительную волновую картину на временных сейсмических разрезах (рис. 42). Вследствие перепада акустических жесткостей на границе газ-пластовая вода формируется аномалия типа "плоское пятно".

Такие аномалии на ГВК сеноманских залежей известны практически на всех выявленных месторождениях. В зонах причленения ГВК к кровле пласта, вследствие эффекта "клина", часто наблюдается явление "переворота полярности".

Характерны аналогичные динамические эффекты и на нефтяных залежах с высокой газонасыщенностью и пористостью, например, динамические аномалии типа "яркое пятно" установлены на газонефтяных залежах в пластах АС10-12 Лянторского и АС4-8 Федоровского месторождений (Сургутский НГР Приобской НГО) - рис. 43.

Вследствие формирования аномального волнового пакета непосредственно в районе залежи фиксируется резкое возрастание амплитуд, в том числе отмечается явление "отбеливания спектра", возникающее при увеличении амплитуд отрицательных (незачерненных) колебаний.

С другой стороны, когда перекрывающие отложения характеризуются меньшей скоростью, чем порода-коллектор, то влияние УВ уменьшит контраст акустических жесткостей и создаст "тусклое пятно". Аномалия такого типа установлена, например, на залежи газа в пласте Ю2 Песцового месторождения. Газоконденсатный порово-трещинный коллектор с пластовым давлением, превышающим гидростатическое в два раза, характеризуется пониженными акустическими жесткостями по сравнению с непродуктивными зонами пласта. Кроме того, за счет естественного гидроразрыва под действием АВПД глин абалакской свиты, перекрывающих пласт Ю2, в них также снижается акустическая жесткость и увеличивается период ОВ, прослеживающейся выше ОГ Т.

Понижение скорости сейсмических волн в углеводородных скоплениях приводит к появлению прогиба по нижележащим ОГ за счет временной задержки в залежи. Влияние залежи УВ часто сказывается в ухудшении качества разреза под продуктивным резервуаром – или в наличии "зоны сейсмической тени". В качестве индикатора УВ рассматривается также понижение мгновенной частоты непосредственно ниже залежи (Шерифф, Гелдарт, 1987 г.).

В любом случае при использовании данных сейсморазведки МОГТ в качестве индикатора УВ необходимо проведение процедур одно- и двумерного сейсмогеологического моделирования. Одномерное моделирование необходимо для уточнения привязки целевых ОГ к геологическому разрезу. По результатам двумерного сейсмогеологического моделирования определяются сейсмические эффекты, связанные с залежами УВ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интерпретация данных сейсморазведки: Справочник / Под ред. О.П.Потапова. М.: Недра, 1990. 448 с.

  2. Сейсмическая стратиграфия; Под ред. Ч.Пейтона. Пер. с англ. М.: Мир, 1982.Т. 1, 2

  3. Сейсмогеологический анализ нефтегазоносных отложений Западной Сибири / О.М.Мкртчян, Л.Л.Трусов, Н.М.Белкин и др. М.: Наука, 1987. 126 с.

  4. Сейсмогеологический прогноз и картирование неантиклинальных ловушек и залежей нефти и газа в Западной Сибири / А.А.Нежданов, В.В.Огибенин, В.И.Кузнецов и др. М: Геоинформмарк, 1994. Ч 1, 2.

  5. Шерифф Р., Гелдарт Л. - Сейсморазведка. М.: Мир, 1987, Т. 1, 2.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

3

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СЕЙСМОСТРАТИГРАФИИ

4

1.1. Связь между физическими границами и сейсмическими отражениями

7

1.2. Геологические границы

10

1.3. Геологические тела

15

1.4. Характеристика сейсмических фаций и комплексов

22

1.5.Сейсмическое моделирование

34

2. СЕЙСМОСТРАТИГРАФИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

39

2.1. Индексация отражающих сейсмических горизонтов

41

2.2. Характеристика нефтегазоносных комплексов и соответствующих им сейсмостратиграфических подразделений

43

2.3. Доюрский нефтегазоносный (нефтегазоперспективный) комплекс

43

2.4. Типы волнового поля доюрского комплекса

44

2.5. Нефтегазоносные комплексы осадочного чехла

47

2.6. Стратиграфия и сейсмические комплексы мезозойско-кайнозойского осадочного чехла

50

3. ТИПЫ ЛОВУШЕК И ЗАЛЕЖЕЙ углеводородов

72

3.1. Основные типы ловушек и залежей углеводородов

72

3.2. Типы ловушек и залежей УВ Западной Сибири

73

4. КАРТИРОВАНИЕ НЕАНТИКЛИНАЛЬНЫХ И КОМБИНИРОВАННЫХ ЛОВУШЕК И ЗАЛЕЖЕЙ УГЛЕВОДОРОДОВ

86

5. КАРТИРОВАНИЕ ЛОВУШЕК И ЗАЛЕЖЕЙ УВ НЕАНТИКЛИНАЛЬНОГО И КОМБИНИРОВАННОГО ТИПОВ В НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ КОМПЛЕКСАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

87

5.1. Ловушки доюрского комплекса

87

5.2. Ловушки УВ в нижней и средней юре

99

5.2.1. Ловушки выклинивания

100

5.2.2. Структурно-литологические ловушки

106

5.3. Ловушки УВ в верхней юре

107

5.3.1. Продуктивный горизонт Ю1

108

5.3.2. Вогулкинская толща

108

5.3.3. Ловушки УВ в пласте Ю1А

109

5.3.4. Баженовская свита (резервуар Ю0)

110

5.4. Неантиклинальные и комбинированные ловушки УВ неокомского мегакомплекса

110

5.4.1. Ловушки УВ в ачимовской толще

111

5.4.2. Литологические и структурно-литологические ловушки и залежи УВ в шельфовых пластах

117

5.5. Другие типы неантиклинальных ловушек и залежей УВ

118

6. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СЕЙСМОГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

122