Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
l;trf.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
44.37 Кб
Скачать

1.3. Функции и роль денег

Сущность и роль денег проявляются в их функциях. Вопрос о сущности, функциях и роли денег является предметом острых дискуссий между представителями различных экономических школ уже не первое столетие. Большинство зарубежных эконо­мистов, как правило, признают три функции денег. Так, по Эдви­ну Дж. Доллану, деньги выполняют три функции: «Деньги — сред­ство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости и средство сохранения (накопления) стоимости»2. К.Р. Макконелл и С.Л. Брю пишут: «Существуют три функции денег: 1. Средство обращения. 2. Мера стоимости. 3. Средство сбережения»3.

Р.Л. Миллер, Д.Д. Ван Хуз признают четыре функции денег: «Деньги имеют четыре основные функции: 1. Средство обраще­ния. 2. Средство сохранения стоимости. 3. Единица счета (мера стоимости). 4. Средство платежа»4.

Как видно, есть расхождения не только в количестве функций, но и в логической последовательности их приобретения деньгами по мере развития общественно-экономических отношений. Раз­ноголосица по функциям денег отразилась и в отечественной ли­тературе. Так, в учебнике «Деньги, кредит, банки» под редакцией Г.Н. Белоглазовой читаем: «Современные деньги осуществляют четыре основные функции: меру стоимости; средство обращения; средство платежа; средство накопления»5.

Наиболее основательно функции денег были исследованы К. Марксом.

1 Маркс К. К критике политической экономии. М. : Политиздат, 1990. С. 113—114.

2 Доллан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / пер. с англ. под ред. В. Лукашевича. Л., 1991. С. 12.

3 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М. : 1999. С. 264—265.

4 Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 7.

5 Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой. М. : Юрайт-Издат, 2007. С. 15.

По Марксу, деньги выполняют пять функций: меры стоимо­сти, средства обращения, средства накопления, средства плате­жа и мировых денег. Такая последовательность функций денег обусловлена исторически и логически. К. Маркс писал: «...Я везде предполагаю, ради упрощения, что денежным товаром является золото. Первая функция золота состоит в том, чтобы доставлять товарному миру материал для выражения стоимости, т.е. для того, чтобы выразить стоимости товаров как одноименные величины, качественно одинаковые и количественно сравнимые. Оно функ-' ционирует, таким образом, как всеобщая мера стоимостей, и, преж­де всего, в силу этой функции золото... становится деньгами»1.

Мера стоимости и исторически и логически является исход­ной функцией денег, так как прежде чем обменять товар на деньги, необходимо определить его денежный эквивалент, т.е. его цену2. Причем эту функцию выполняют идеальные, т.е. мысленно пред­ставляемые деньги. Чтобы назначить цену товара, его продавцу совсем не обязательно иметь такое же количество денег.

Но установление цены есть первый шаг к совершению акта купли-продажи. Вторым шагом должен быть обмен товара на день­ги. Необходимо, чтобы идеальные, мысленно представляемые день­ги превратились в реальные и совершили свой путь навстречу то­вару от покупателя к продавцу. Поэтому «в идеальной мере стоимостей скрывается, таким образом, звонкая монета»3. А это уже вторая функция денег средство обращения, функция по­средника в обмене товаров.

Именно во взаимодействии этих двух функций и происходил исторический процесс формирования денег, движимый развити­ем производительных сил и общественным разделением труда. Есть эти две функции — есть деньги. Все остальные функции де­нег появились тысячи лет спустя.

Особенности функции средства обращения состоят в том, что, во-первых, здесь могут выступать только реальные деньги; и, во-вторых, в том, что деньги выполняют свою роль мимолетно. В этой функции деньги выступают как средство покупки товаров, и про­давцу товара с этой точки зрения безразлично — полноценные это

1 Маркс К. Капитал. Т. I. С. 104.

2 «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда». (Маркс К. Капитал. Т. I. С. 111).

3 Там же. С. ИЗ.

деньги или их представители. Для него важно, чтобы деньги сохра­няли свою покупательную способность.

С появлением денег процесс непосредственного товарообме­на Т—Т (бартер) заменяется обменом, опосредованным деньгами: Т—Д—Т. Благодаря деньгам преодолеваются узкие границы това­рооборота: 1) теперь не требуется непосредственного совпадения потребностей продавца и покупателя. Деньги освободили товаро­владельцев от этих «брачных уз». Товар можно продать одному, а купить у другого; 2) не требуется совпадения актов купли-прода­жи во времени (продал сегодня, купил завтра, послезавтра и т.д.); 3) не требуется совпадения этих актов в пространстве (продал в Москве, купил в Ярославле).

Однако появление денег облегчает только техническую сто­рону обмена, не социально-экономическую. Противоречия послед­ней, вытекающие из противоречий между абстрактным и кон­кретным трудом, между частным и общественным трудом даже углубляются. Они проявляются в том, что раньше (при непосред­ственном товарообмене), продавая свой товар, продавец одно­временно покупал необходимый ему товар. Проблема сбыта и по­купки решалась с обеих сторон — и со стороны продавца и со стороны покупателя, так как каждый из них был и тем и дру­гим. Там (в Т—Т) нельзя было продать, не покупая.

С появлением денег (Т—Д—Т) перечисленные выше преиму­щества товарно-денежного обмена порождают проблему сбалан­сированности продаж и покупок, т.е. спроса и предложения. И если один товаровладелец может продать свой товар не покупая, зна­чит, другой не может продать свой товар, а следовательно, и ку­пить необходимый ему товар.

Это объективно вызывает необходимость третьей функции денег средства накопления. Тяга к накоплению обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, необходимостью обес­печения бесперебойности процесса производства и обращения. Как уже говорилось, если один товаропроизводитель может про­дать свой товар не покупая, то другой не может продать свой то­вар (а значит, не может и купить необходимые ему предметы по­требления и средства производства). Для того чтобы выйти из подобной ситуации, он должен продать свой товар не покупая, т.е. накопить определенную сумму денег. Поэтому каждый товаропро­изводитель в какой-то степени является собирателем сокровищ.

Во-вторых, поскольку деньги являются всеобщим эквивален­том и за них можно купить любой другой товар, они становятся всеобщим воплощением богатства. Кто владеет деньгами — тот гос­подин. Это истина не только для эпохи тысячелетней давности, когда обращались полноценные деньги, но и для наших дней, ког­да обращаются «бумажки». Растет власть денег. За деньги можно купить не только любые материальные блага, но и положение в об­ществе, и господство над другими людьми. «Золото — удивитель­ная вещь! — приводит К. Маркс выдержку из письма Колумба с Ямайки. — Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет. Золото может даже душам открыть дорогу в рай»1. Деньги стано­вятся мощной силой, которая, попадая в частные руки, становится мощной силой частного лица. Журнал «Форбс» регулярно публи­кует список долларовых миллиардеров, которые имеют десятки и сотни предприятий во многих странах, владеют шикарными вил­лами, яхтами, самолетами, покупают футбольные клубы и т.д. По­нятна горькая ирония байки: «Кто не хочет стать миллионером? Тот, кто хочет быть миллиардером». Что же касается рядовых граждан, они тоже стремятся находить какие-то деньги. Во-первых, чтобы купить какую-то «дорогую» вещь; во-вторых, чтобы подстраховать себя на «черный день»; в-третьих, чтобы отложить себе на старость. При металлическом денежном обращении создание сокровищ выполняло не только функцию средства накопления, но и высту­пало, как было показано выше, инструментом регулирования ко­личества денег в обращении.

Средство платежа четвертая функция денег. Заметим, та­кой функции, как правило, нет в зарубежных учебниках. Это уди­вительно потому, что именно там — в США, Западной Европе и т.д. эта функция денег получила наибольшее развитие ввиду преобла­дания безналичных расчетов.

Итак, мы видели (и видим в жизни), что деньги — посредник в обмене товаров. Но товары не всегда могут быть проданы за на­личные деньги, так как к моменту появления товара на рынке у по­купателя может не быть денег. Причинами того могут быть: 1. Раз­личная продолжительность времени производства разных товаров. 2. Разная продолжительность времени обращения. (Один товар рождается рядом с рынком и даже непосредственно на месте про­дажи и потребления, а другой — за сотни и даже тысячи километ­ров от места его продажи). 3. Сезонный характер производства и сбыта многих товаров (сельское хозяйство, производство саха­ра, заготовка леса, торфа, рыболовство и т.п.). Товаровладелец часто появляется на рынке в качестве продав­ца раньше, чем у покупателя появятся деньги. Если бы комбай­новому заводу приходилось ждать, когда его покупатели соберут и продадут свой урожай, ему не хватило бы никаких разумных пло­щадей для складирования. Да к тому же и производителям зерна комбайн после уборки урожая уже не нужен до следующего сезо­на. Поэтому нередко покупатель покупает товар раньше, чем оп­лачивает его. В случае жилищной ипотеки продавец становится кредитором, а покупатель — должником. И деньги уже выступают здесь не в качестве средства обращения, а как средство погаше­ния долга, как средство платежа. Деньги теперь функционируют, во-первых, как мера стоимости — определение цены продаваемо­го товара. И, во-вторых, как средство платежа. Установленная кон­трактом цена товара измеряет собой величину обязательства по­купателя, т.е. ту денежную сумму, которую он должен уплатить продавцу к определенному сроку. И только по наступлении срока платежа деньги действительно вступают в обращение, т.е. перехо­дят из рук покупателя в руки продавца или перечисляются со сче­та первого на счет второго.

Вместо двух актов обмена продажи и купли Т—Д—Т появля­ются три: О—Т; Т—Д; Д—О, т.е. 1) покупка товара за обязатель­ство (вексель); 2) продажа товара покупателем за деньги; 3) пога­шение покупателем своего долгового обязательства. Именно в этом, последнем акте деньги выступают как средство платежа.

Деньги выступают в качестве средства платежа и при безна­личных расчетах, поскольку в этом случае время отгрузки товара не совпадает с временем появления его у покупателя, а получение денег продавцом может не совпадать ни с тем, ни с другим. Поэто­му не случайно сегодня существуют различные формы кредито­вания банком поставщика на период разрыва между временем от­грузки товара и временем поступления денег на его счет (ссуды под расчетные документы в пути, факторинг, форфейтинг).

Деньги выполняют функцию средства платежа и при погаше­нии долговых обязательств, в том числе при выплате заработной платы, а также вне сферы товарного обращения (платежи по зай­мам, аренде, налогам и т.д.) Особенно широкое распространение эта функция получила с развитием безналичных расчетов, кредит­ной и налоговой систем.

Из функции денег как средства платежа, мы видим, возника­ют кредитные деньги. Товаропроизводитель, продавший товар в кредит и получивший от покупателя долговое обязательство — вексель, может использовать его в качестве денег для расчета с третьим лицом, третий — с четвертым и т.д. до наступления сро­ка погашения векселя, плательщиком по которому является пер­вичный эмитент. На базе вексельного обращения возникают кре­дитные деньги — банкноты, выпускаемые взамен векселей.

В настоящее время деньги в качестве средства обращения в развитых странах обслуживают в основном только мелкий роз­ничный товарооборот. А почти все сделки в оптовой и междуна­родной торговле совершаются, как правило, в кредит.

Развитие кредитных сделок приводит к широкому распрост­ранению безналичных расчетов и зачету взаимных требований, а значит к огромной экономии денег в обращении и расходов, свя­занных с их изготовлением и обращением.

Вместе с тем широкое распространение денег в функции сред­ства платежа порождает новые отношения и новые противоречия по сравнению с функцией средства обращения.

Во-первых, отношения между кредитором и должником за­трагивают более глубокие и более сложные связи, нежели отноше­ния между покупателем и продавцом. В самом деле, при покупке товара за наличные покупатель и продавец не только оказывают­ся независимыми друг от друга, но и могут никогда больше не встре­титься друг с другом. А кредитор с должником связаны до погаше­ния долга.

Во-вторых, могут возникнуть цепи неплатежей. При продаже товаров в кредит каждый продавец является кредитором, но со следующим шагом он становится и покупателем и, естествен­но, как мы видим, может рассчитаться со своим продавцом полу­ченным от своего покупателя векселем и так дальше по цепочке покупок и продаж. Но если по наступлении срока платежа вексе­ледатель не сможет «погасить» вексель, возникает целая цепочка неплатежей с «эффектом домино». Как видим, нельзя отождест­влять функции денег как средства обращения и как средства пла­тежа. Тем более игнорировать последнюю, поскольку она сегодня именно в развитых странах преобладает над функцией средства

обращения.

Не меньший парадокс заключен в исчезновении со страниц учебников и монографий зарубежных и многих отечественных ав­торов функции мировых денег. Парадокс потому, что мы являемся живыми свидетелями не только колоссального роста интернацио­нализации международных экономических отношений: междуна­родной торговли, кредита, миграции капитала и т.д., но и движе­ния от национальных денежных систем к международным.

Например, В.А. Щегорцов и В.А. Таран пишут: «Из денежного оборота вытесняются бумажные деньги, которые утратили две свои функции — средства накопления и мировых денег»1.

Возникают два вопроса: Если бумажные (лучше неполноцен­ные) деньги не выполняют этих двух функций, значит, в современ­ной экономике отсутствует накопление? Не появляются новые производства и технологии? Нет международного обмена товара­ми, услугами, капиталами?

Все это существует и развивается. А если есть накопление, есть мировая торговля, международное движение капитала, что же тог­да выполняет эти две функции денег? Только те деньги, которые мы имеем. Отсюда следует, что деньги не являются на свет плохи­ми, это мы их делаем такими.

В качестве мировых деньги функционируют при определении мировых цен как расчетное и платежное средство, а также сред­ство формирования валютных резервов отдельных государств и международных финансовых организаций.

В условиях золотовалютного обращения эту функцию выпол­няли не только слитки золота, но и любые национальные валюты, разменные на золото. С уходом золота из обращения, как полага­ют одни авторы, ушла и функция мировых денег. Другие авторы полагают, что на мировой арене деньги выполняют те же функ­ции, что и внутри страны, и поэтому нет потребности в выделении пятой функции как самостоятельной. Мы полагаем, что ни первый, ни второй аргумент не является обоснованным.

Необоснованность первого аргумента заключается в том, что нельзя отождествлять деньги (в том числе и мировые) с золотом. Более того, уход золота как из внутреннего, так и из международ­ного обращения был вызван объективными причинами развития национальной, а затем и мировой экономики — масштабы произ­водства и обмена достигли такой интенсивности и размеров, что они не могли уложиться в прокрустово ложе золотого монометал­лизма. Две мировые войны и мировой экономический кризис 1929—1933 гг. только ускорили этот процесс. Экономика развива­лась дальше, наглядно доказывая, что деньги — это далеко не толь­ко золото. И хотя оно сегодня еще является валютным резервом денежного обращения, но только резервом, а не главным действу-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]