Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Множественность.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
376.83 Кб
Скачать

§ 2. Социально-правовое содержание единичного преступления. Виды единичного преступления.

Составными компонентами всякого вида множественности преступных деяний являются единичные преступления. Единичные преступления по своим объективным признакам характеризуются весьма различно. Одни из них по своей внешней форме настолько просты и очевидны, что не вызывают каких-либо трудностей при квалификации их как единичного преступного Деяния.

Например, виновный путем подбора ключа открывает колхозный склад, откуда похищает мотоцикл, принадлежащий колхозу. Единичность такого рода деяний обусловливается совершением виновным одного действия и наступлением в результате одного последствия. Такие преступные деяния в теории уголовного права получили наименование простых преступлений.

Н.И. Коржанский пишет, что «единичное преступление, с одной стороны, и совокупность преступлений, с другой — различаются главным образом признаками, характеризующими объект посягательства. Если содеянное является посягательством на два различных самостоятельных непосредственных объекта уголовно-правовой охраны, то оно образует совокупность преступлений».

Высказана также точка зрения, согласно которой единство преступного деяния определяется соответствующим составом преступления. По мнению сторонников данной точки зрения, для множественности преступлений имеет значение не количество совершенных действий, а сколько осуществлено составов преступления. Между тем и по этому признаку весьма трудно отграничить единичное преступление от множественности деяний, в частности, невозможно по нему отграничить продолжаемое преступление от повторных деяний.

Но законодатель, объявляя определенные виды поведения людей преступными, не придерживается правила, согласно которому единству действия (бездействия) соответствует единство преступного деяния, а множеству действий — множественность преступлений. Как справедливо подчеркнул Н. Д. Дурманов, «отдельное преступление, в общем, соответствует отдельному реально совершаемому действию (или бездействию), нередко совместно с результатом, однако юридическое определение отдельного преступления только в общих чертах базируется на действии в том его виде, как оно совершается в объективном мире».

Ядром же большинства преступных деяний является система или совокупность действий (телодвижений) человека, порой весьма сложных, существенно отличающихся по внешним данным одно от другого и совпадающих по своим объективным признакам с признаками различных составов преступлений.

Так, совершение злостного хулиганства нередко сопровождается публичными оскорблениями в адрес потерпевшего, нанесением ударов, побоев, легких и менее тяжких телесных повреждений, однако указанные действия не получают самостоятельной уголовно-правовой оценки. Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР 16.10.1972 г. хулиганские действия, связанные с указанными посягательствами на личность, полностью охватываются составом хулиганства и дополнительной квалификации по статьям УК о преступлениях против личности не требуют.

Таким образом, в названных случаях соответствующие противоправные действия, которые при оценке их изолированно могли бы квалифицироваться в качестве самостоятельных преступлений, рассматриваются в качестве составных элементов более тяжкого вида преступного деяния, поглощаются в рамках более тяжкого состава преступления.

В советской теории уголовного права сформулировано правило, согласно которому если одно общественно опасное действие, предусмотренное уголовным законом в качестве самостоятельного преступления, является способом, а "также формой совершения другого более тяжкого преступления либо является необходимым (имманентным) компонентом, этапом более тяжкого преступного деяния, то оно поглощается этим более "тяжким преступлением».

Наибольшее внешнее сходство с отдельными разновидностями множественности преступных деяний имеют сложные единичные преступления.

В литературе обычно выделяют три вида сложных преступлений:

- составные,

- длящиеся,

- продолжаемые.

Составные преступления — наиболее распространенный вид сложных единичных преступлений.

Нанесение легких или менее тяжких телесных повреждений в результате оказания сопротивления работнику милиции либо примененного в отношении этих лиц насилия с целью принуждения их к выполнению явно незаконных действий охватываются составом ст. 191 1 ч. 2 УК РСФСР, так как нанесение телесных повреждений в этом случае является способом осуществления другого, более опасного преступления, каким является посягательство на здоровье работника милиции или народного дружинника при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Ко второму виду составных преступлений, в основе которых лежит одно действие, повлекшее несколько преступных последствий (учтенной законом идеальной совокупности), можно отнести умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего (ч. 2 ст. 108 УК), незаконное производство аборта, повлекшее смерть потерпевшей (ч. 3 ст. 116 УК), умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества, повлекшее человеческие жертвы (ч. 2 ст. 98 УК) и др.

К сложным преступлениям, в основе которых лежат альтернативные действия, относится незаконное" "изготовление, приобретение, хранение, перевозка "или пересылка \с целью сбыта, а равно сбыт наркотических веществ (ст. 224 УК), обман покупателей и заказчиков (ст. 156 УК) и др.

Особенностью таких преступлений является то, что учинение каждого из указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы действия уже само по себе является достаточным для признания преступления совершенным. В то же время лицо не совершает нового преступления, если оно последовательно осуществляет все названные в диспозиций статьи УК действия например, вначале изготовляет наркотические вещества, затем некоторое время их хранит, а потом сбывает.

Продолжаемое преступление юридически единое преступление. В литературе защищается мнение, что продолжаемое преступление по своему существу ничем не отличается от преступлений повторных. Однако с таким мнением трудно согласиться. Повторность, неоднократность, систематичность, совершение преступлений в виде промысла представляют собой различные разновидности множественности преступлений, в то время как продолжаемое преступление является понятием, отражающим своеобразный характер единого преступления. Поэтому одно преступление одновременно не может рассматриваться и как их множество.

В судебной практике не единичны случаи, когда фактически повторное хищение квалифицируется как продолжаемое.

Так, судебная коллегия областного суда ошибочно квалифицировала как продолжаемое хищение действия Т., который, работая шофером, 28 марта 1975 г. получил для доставки комбинату коммунальных предприятий 6300 кг угля, который продал гражданке К. за 90 рублей. Через 6 дней, получив для комбината 6 т. угля, он продал его за 90 рублей гражданке К. В этот же день он получил еще б т. угля, 3,5 т. которого продал гр. К., а 2,5 т. доставил по назначению. Однако обстоятельства дела свидетельствовали о том, что Т. каждый раз совершал самостоятельные преступления.

К сложным относятся преступные деяния, которые слагаются из однородных повторных действий. В отличие от продолжаемых и составных они слагаются из таких повторных действий, каждое из которых при оценке его изолированно не содержит признаков самостоятельного состава преступления, а по своей юридической природе является административным либо дисциплинарным правонарушением, а также антиобщественным (аморальным) поступком.

К названным преступлениям можно отнести неоднократный в небольших размерах выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции (ст. 152 УК РСФСР).