Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
633863_9F74B_kontrolnaya_rabota_preodolenie_mon...docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
43.62 Кб
Скачать

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления особенностей динамики работоспособности при монотонии, являющейся следствием многократного повторения однотипных действий (назовем ее монотонней однообразия), и монотонии являющейся следствием общего недостатка сенсорных раздражителей (назовем ее депривационной монотонней), сопоставим результаты I серии опытов, где условия способствовали развитию обоих видов монотонии, с результатами II и III серий т.е. в условиях, благоприятствующих развитию одного из видов монотонии.

Динамика работоспособности при разных видах монотонии

Табл.1

Показатели работоспо-собности

Состояние

Замеры

1

2

3

4

5

Интегральный показатель

(в отн. ед.)

Монотония

(I серия)

0

-0,25

-0,47**

-0,33*

-0,32

Монотония однообразия

(II серия)

0

-0,34

-0,36

-0,30

-0,27

Монотония депривационная

(III серия)

0

- 0,08

_

-0,25*

-0,23

Показатель усталости

(в баллах)

Монотония

(I серия)

0,5

0,4

1,67***

2,3

2,5

Монотония однообразия

(II серия)

0,06

0,06

0,22

1,3***

1,78**

Монотония депривационная

(III серия)

0,2

0,4

_

1,82***

2,3*

Примечание. Уровень статистической значимости изменения показателя (по сравнению с предыдущим замером) обозначается следующим образом: * — p<0,05, ** — p<0,01, *** — p<0,001.

Соответствующие результаты представлены в табл.1. Как видно из приведенных данных, при одновременном действии обоих условий развития монотонии, как и следовало ожидать, отмечается по интегральном) показателю большее снижение работоспособности, чем при действии каждого из условий в отдельности. Далее следует отметить, что наименьшее снижение работоспособности по данному показателю наблюдается в условиях, когда уменьшено влияние многократного повторения раздражителей и действий (III серия опытов). Отсюда можно сделать вывод, что именно действие однообразного повторения способствует большему снижению работоспособности. В то же время другое условие монотонии, т.е. дефицит раздражителей, также способствует ухудшению функционального тонуса, но в меньшей степени. Можно обратить внимание также и на то, что как при одновременном действии двух условий развития монотонии, так и при одном — при многократном повторении раздражений — динамика работоспособности сходная, т.е. быстрое снижение вначале сменяется в дальнейшем относительным повышением работоспособности. Следовательно, устранение дефицита сенсорных раздражений не изменяет характера кривой работоспособности. Это значит, что именно та монотония, которая вызывается повторением однообразных раздражителей, и является, по-видимому, основной причиной появления волнообразных изменений в динамике работоспособности.

Итак, можно сделать вывод, что основные изменения в функциональном состоянии работников, отражающиеся в динамике физиологических показателей работоспособности, происходят в основном за счет неблагоприятного влияния на человека фактора многократного повторения однообразных раздражителей.

Развитие субъективного ощущения усталости так же, как и снижение работоспособности по физиологическим показателям, происходит в наибольшей степени в случае одновременного действия двух факторов, способствующих развитию монотонии (I серия опытов). Однако если сравнивать субъективное ощущение усталости во II и III серии, то увидим картину, противоположную той, что мы имели в отношении объективных показателей, а именно: наибольшая усталость обнаруживается в условиях развития монотонии при недостатке сенсорных раздражителей.

Таким образом, наибольшая субъективная усталость отмечена в той серии опытов, в которой имело место наименьшее снижение работоспособности по интегральному показателю. И наоборот, в серии, где по интегральному показателю происходило наименьшее снижение работоспособности, усталость оказалась выраженной меньше всего. Мы имеем здесь дело с фактом существенного расхождения между физиологическими и субъективными показателями работоспособности в зависимости от условий возникновения монотонии.

Оказалось, что фактор повторяемости в большей степени сказывается на физиологических показателях работоспособности, а дефицит раздражителей — на субъективных ощущениях усталости.

Таким образом, высказанная гипотеза о том, что монотония, являющаяся результатом повторения однотипных раздражителей (или действий), больше отражается на физиологических показателях, а монотония, являющаяся результатом недостатка раздражителей, больше отражается на субъективных показателях, подтверждается данными настоящего исследования. [Л.П.Степанова, В.И.Рождественская Особенности работоспособности в условиях монотонной.125c.-126с.]

Что касается вопроса о физиологических механизмах двух видов монотонии, то по этому поводу можно лишь высказать ряд гипотетических предположений. Обратим внимание на высказанную А.Ж. Юревицем с соавторами мысль о существовании двух центральных механизмов возникновения состояния монотонии. Один — гипоактивность высших уровней деятельности с последующей нисходящей дезактивацией, и другой — гипоактивность подкорковых структур с последующей восходящей дезактивацией. По-видимому, в реальной жизни в той или иной степени действуют оба механизма. Однако можно думать, что многократное повторение одних и тех же движений или действий в большей мере способствует активизации второго из названных механизмов. Как известно, в нижней части ствола мозга есть особая структура, возбуждающаяся при действии повторяющихся раздражителей и оказывающая затормаживающее действие на вышележащие области ретикулярной формации, а ретикулярная формация, в свою очередь, оказывает тормозящее действие на кору головного мозга. Таким образом, первичным, исходным в этом случае является торможение, возникающее в подкорке и распространяющееся затем на вышележащие отделы головного мозга Может быть, именно поэтому при монотонии однообразия изменения в функциональном состоянии человека отражаются прежде всего в физиологических показателях и лишь затем — в субъективных ощущениях. [Юревиц А. Ж. и др. Психолого-физиологическая оптимизация трудового процесса в условиях монотонности точных сборочных работ: Обзор. Рига, 1979.— 42 с.]

При депривационной же монотонии, т.е. при дефиците раздражений, большую роль, по-видимому, играет первый из указанных А.Ж. Юревицем с соавторами центральных механизмов возникновения тормозного состояния, т. е. начинающийся с гипоактивности коры. О том, что при дефиците раздражителей развитие торможения начинается с коры, свидетельствуют имеющиеся данные о том, что основную роль в этом случае играет не просто отсутствие раздражителей, а отсутствие значимых для человека раздражений. На это указывает П.В. Симонов в связи с вопросом о патологических изменениях, наблюдаемых при сенсорной недостаточности. Он пишет: «Исследователи справедливо отмечают, что основу патологических отклонений составляет не столько уменьшение афферентации, сколько ограничение количества сигналов, обладающих достаточной содержательной ценностью». И далее: «Для борьбы с сенсорным голоданием недостаточен простой приток дополнительных стимулов, но требуется информация, поддерживающая интерес к происходящим событиям, связь с другими людьми». Здесь надо отметить следующее. Ведь в производственных условиях люди, выполняющие монотонную работу, не находятся в абсолютной тишине, но окружающий шум является для них обычным, а значит, привычным. Введение функциональной музыки, видимо, нельзя рассматривать просто как источник дополнительной афферентации, она является и источником значимых раздражителей, вызывающих особые ассоциации.

Итак, анализ некоторых литературных данных дает основание предположить, что развитие тормозного процесса в условиях депривационной монотонии, в отличие от монотонии однообразия, начинается как бы сверху, т.е. с коры головного мозга. Именно поэтому можно думать, что данное состояние в большей мере переживается субъективно и выражается в отрицательно окрашенных ощущениях.

В литературе неоднократно отмечались случаи расхождения между объективными и субъективными показателями работоспособности при выполнении монотонной работы. Известно также, что при монотонной работе субъективные ощущения чаще опережают появление объективных признаков снижения работоспособности. Полученные в исследовании данные могут пролить свет на эти факты. Такое опережение субъективных ощущений происходит в основном за счет дефицита значимых, имеющих смысл для человека, сигналов. Именно в этих условиях и возникает раннее появление субъективных ощущении усталости, вялости, сонливости, скуки и т.д. [Л.П.Степанова, В.И.Рождественская Особенности работоспособности в условиях монотонной.126c.-127с.]